Цели:
- способствовать укреплению взаимопонимания детей и родителей, развитию коммуникационных способностей учащихся успешно отстаивать свою точку зрения, аргументируя и осмысливая ее;
- развитие кругозора родителей и учащихся с точки зрения психологии, педагогики и социологии.
Ход собрания
Ведущий. Добрый вечер, уважаемые родители, учителя, ребята.
Родительский труд – очень тяжелый труд. Это пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, самообуздания, пересиливания усталости. Я начну наше собрание с вопроса: Как вы думаете, почему родители и дети частенько ссорятся? Наверное, потому, что не понимают друг друга. Постараемся вместе разобраться.
А для начала давайте все вместе поиграем в игру “Встаньте те, кто…”. Я буду называть какой-либо признак, если он подходит для вашей семьи, то вы встаете, если нет – остаетесь на месте. Давайте попробуем: Встаньте те, у кого в семье растет один ребенок. Есть такие семьи?
Варианты:
- У кого счастливая семья.
- У кого трое детей
- Кто считает себя строгими родителями.
- Кто соблюдает семейные традиции и праздники.
- У кого в семье только девочки.
- Кто знает свою родословную до 4 колена.
- Кто выезжает на природу, отдыхать всей семьей.
- Кто считает своего ребенка непослушным.
- У кого в семье растут одни мальчишки.
- У кого полная гармония и взаимопонимание в семье. (Что-то вас маловато).
Ведущий. Спасибо за активное участие.
Сегодня мы будем работать в группах. У нас есть группа родителей, которые будут высказывать свое мнение; группа учащихся 7–8 классов, и группа экспертов, которых представляют: семейный психолог при Московском институте преобразований Ахмадиева Антонина Михайловна, помощник прокурора Янаульского района Исмагилов Руслан Ильдусович, секретарь по делам несовершеннолетних и защите их прав Гульшат Физавиевна, заместитель директора по воспитательной работе гимназии Макарова Ирина Павловна.
И так вашему вниманию будут предлагаться сценки, разыгрывать ее будут наши старшеклассники, ситуации взяты из жизни. Ваша задача внимательно посмотреть и дать свою оценку проигранной ситуации. У каждого из вас есть карточки красного и зеленого цвета. Красный цвет означает, что вы не согласны, а зеленый согласны. Сначала выслушиваем мнение родителей, после чего дети соглашаются либо не соглашаются с мнением родителей. То же самое делают родители после прослушивания ответов детей.
И так ситуация первая.
Ситуация 1. Проходит вечер в школе. Классный руководитель замечает, что один из мальчиков пьян. Она отправляет его домой, предварительно позвонив родителям и предупредив их.
Классный руководитель. Здравствуйте, это вас беспокоит ваш классный руководитель Тамара Михайловна.
Мама. Да, здравствуйте, а что случилось? Он что-то натворил?
Классный руководитель. Вы знаете, у нас сегодня был вечер в школе и я заметила, что ваш сын находиться в нетрезвом состоянии. Я отправила его домой, он еще не пришел?
Мама. Нет, не появлялся еще негодник!!!
Классный руководитель. Вы мне позвоните как он придет. До свидания!
В это время приходит сын, украдкой пытается пройти в свою комнату, мама с криком “Пришел, пьяница!” – накидывается на ребенка.
(Мнение родителей, детей – проголосовали.)
Ведущий. Антонина Михайловна, как следовало поступить родителю и классному руководителю в данной ситуации? Что вы можете посоветовать?
Гульшат Физафиевна, как вы можете прокомментировать данную ситуацию?
Руслан Ильдусович, как часто вам приходиться сталкиваться с такими ситуациями (распитие спиртных напитков несовершеннолетними, гуляние в вечернее время) и какое наказание за это несут родители и школа.
Ведущий. Дети обязательно должны понимать, почему и зачем их наказывают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может к примеру беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и “плевать” на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.
Ситуация 2. Мама с папой в торжественной обстановке поздравляют сына с днем рождения. Сын с плеером в ушах, сидит на стуле, изображая “крутого”.
Мама. Милый, любимый наш сыночек, поздравляем тебя с днем рождения! Мы приготовили подарок, о котором ты давно мечтал, хоть он не такой крутой и дорогой как тебе хотелось бы.
Папа. Ну ты должен понимать, что у нас пока нет средств, мы строимся, платим за обучение твоей сестры. Так что прими от всего сердца.
Мальчик берет этот телефон, критично рассматривает его и с криком “Да не нужна мне такая дешевка, я что вам лох”, выбрасывает коробку и растаптывает на глазах у родителей.
(Мнение родителей, детей – проголосовали).
Антонина Михайловна, как вы оцениваете эту ситуацию. Кто виноват, подросток или родители? Может что-то было упущено в воспитании ребенка?
Гульшат Физавиевна, что вы можете сказать по данной ситуации. Ведется ли у нас в городе статистика связанная с сотовыми телефонами?
Руслан Ильдусович, есть ли какие-нибудь документы, правила, регламентирующие использование сотовых телефонов в образовательном учреждении?
Ирина Павловна, как у нас в гимназии обстоит дело с сотовыми телефонами. Есть ли какие-нибудь документы, запрещающие пользовать телефоном в школе?
Ведущий. Любовь не купить за деньги. Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Но вы не должны чувствовать угрызений совести за то, что не можете исполнять все его желания. На самом деле любовь, совместно проведенный досуг, ласка, должны быть намного важнее содержимого вашего кошелька.
Ситуация 3. В субботу ребенок приходит со школы домой. Родители занимаются своими делами: мама стирает, папа читает газету.
Сын. Мам, я сегодня четверку получил.
Мама. Обед на плите, поешь.
Сын (идет к отцу). Пап, завтра в школе конференция пап, ты придешь?
Отец. Скажи маме…
Ребенок уходит к себе и созванивается с друзьями “Здорово Димон, давай сходим куда-нибудь?.. Хорошо, через пол часа, встречаемся на нашем месте. Позвони остальным”.
Сын. Я ухожу на тренировку в школу.
Мама. Долго не ходи.
(Мнение родителей, детей – проголосовали).
Антонина Михайловна, что явилось причиной таких взаимоотношений в данной семье, типичной для многих в наше время?
Руслан Ильдусович, к чему могут привести такие взаимоотношения в семье?
Гульшат Физавиевна, вы что можете сказать по этой ситуации?
Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Ребенок, который все время слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества), поговорите с ним. Ребенку это необходимо.
На этом наша встреча подошла к концу. В конце я бы хотела, чтобы на листочках, которые вам раздали в начале собрания, вы ответили на вопросы:
- Понравился ли такой вид собрания?
- Какие бы темы хотели еще рассмотреть?
- Что не понравилось на собрании?