Цели урока:
Научить правильно читать, записывать и
сравнивать многозначные числа.
Ход урока
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель: - Сегодня математика продолжает ставить перед вами трудные задачи, на которые вы постараетесь найти ответы, рассуждая и делая выводы. Вы знаете, что математику легче изучать через интересные задания и игры.
- Сегодня я вам предлагаю провести очередной тур игры "Что? Где? Когда?" между знатоками 4а и 4б классов. В этом туре вы отвечаете на вопросы знатоков 4а класса. Для проведения игры, которая состоит из четырех раундов, вам необходимо разделиться по группам-командам.
УСТНЫЙ СЧЕТ
Учитель: - Сначала убедимся, что вы готовы к испытаниям. Для этого проведем разминку в форме тестирования.
Тестовые задания
(* - правильный ответ)
Назовите вариант ответа, в котором цифра 5 стоит в разряде десятков:
а) 250 *
б) 501
в) 205
г) 951 *
Определите правильную запись числа шесть тысяч девять:
а) 6909
б) 609
в) 6009 *
г) 6090
Назовите правильную запись числа 975 в виде суммы разрядных слагаемых:
а) 9+7+5
б) 900+70+5 *
в) 970+5
г) 90+700+5
Назовите те выражения, значения которых содержат тридцать десятков (предлагается работа в черновиках):
а) 312 - 4 (308*)
б) 305 + 6 (311)
в) 297 + 5 (302*)
г) 270 +43 (313)
(фронтальная проверка тестов - через мультимедиа)
Учитель: - Ребята, вы удачно провели разминку, начинаем игру.
Вывод:
- С какими числами вы работали? (ответы учащихся);
- Сегодня мы продолжим работу с натуральными числами.
РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ
Постановка проблемы.
Учитель: - Внимание на экран. Сегодня задания вам предлагают знатоки 4а класса.
"Найти закономерность, заполнить "окошки" в таблице и ответить на вопросы"
Работа в группах
1-ый раунд
372 | 905 |
109, 706, 581, 863
- В чем выражена закономерность?
- Какое самое маленькое число? Самое большое число?
- Какие действия вы знаете и умеете выполнять с натуральными числами?
- Какую операцию можно провести с данными многозначными числами?
- Как вы думаете, как будет звучать тема урока?
СРАВНЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ
(запись на мультимедиа)
Учитель: - Для чего нужно уметь сравнивать многозначные числа? (ответы учащихся)
- Цель нашего урока: Вывести правило сравнения чисел и научиться его применять.
(ЗАПИСЬ в тетради числа, темы урока)
Составление 1 алгоритма сравнения чисел
Учитель: - У нас есть первые финалисты по итогам первого раунда. Это команда : Продолжаем игру. Посмотрите на доску и определите какое задание вам предлагается выполнить
Фронтальная работа
2-ой раунд
(запись на доске)
42
347
75326
420
5489
6421
- Каким способом можно сравнивать числа?
- На какие знания вы опирались при сравнении чисел? (ответы учащихся)
Учитель: - я предлагаю вам вывести алгоритм сравнения чисел.
Составление 1 алгоритма
- Чтобы сравнить два числа мы должны сделать первый шаг:
(запись на мультимедиа)
1 алгоритм
Учитель: - Ребята, следующие шаги, вы узнаете, сыграв в игру "Продолжи фразу:"
1) - Число 45 по сравнению с числом 90 будет располагаться раньше или позже? (ответы учащихся)
- Действительно раньше? (ответы учащихся - Да)
- Значить оно по сравнению с числом 90 будет больше или меньше? (ответы учащихся)
2) - А по сравнению с числом 17 оно будет располагаться раньше или позже? (ответы учащихся)
- Значить оно будет больше или меньше? (ответы учащихся)
3) - Число 100 по сравнению с числом 75 будет располагаться раньше или позже? (ответы учащихся)
- Точно позже? (ответы учащихся - да)
- Значит, оно будет больше или меньше? (ответы учащихся)
4) - А по сравнению с числом 170 оно будет позже? (ответы учащихся)
- Значит, оно будет больше или меньше? (ответы учащихся)
Вывод: вы проговорили правило сравнения натуральных чисел с помощью алгоритма. В дальнейшем вы еще не раз будете составлять алгоритмы.
Учитель: - Прочтем это правило в учебнике на стр.28.
- Для закрепления правила вам предлагается сравнить числа
Закрепление применения 1 алгоритма.
Индивидуальная работа
(запись на мультимедиа)
Взаимопроверка в парах, сравнение с правильными ответами.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Закрыли глазки. Вдохнули глубоко. Задержали дыхание, выдохнули. (повторяется 3 раза). Подняли руки вверх, потянулись. Опустили руки на парты.
Зафиксировали взгляд на тренажере и повторили упражнения для глаз. (3 раза)
4) Составление 2 алгоритма сравнения чисел
Учитель: - По итогам 2-х раундов наибольшее количество баллов набирает команда : Начинаем 3-ий раунд.
3-ий раунд
Учитель: - В закодированных числах знатоки 4а класса поставили следующие знаки.
Правы ли они?
*** > ****
8***<3***
Восстановите запись и объясните, на какие знания вы опирались при сравнении чисел?
Вывод: - Многозначные числа можно сравнивать и поразрядно. Для этого сначала нужно определить одинаково ли число цифр в записи натуральных чисел.
-Сравните количество цифр в записи 1-ой пары чисел.
Одинаково ли оно? (ответы учащихся - нет)
-Значит, больше то число, в записи которого больше цифр.
-Сравните количество цифр во второй паре. Одинаковое? (ответы учащихся - да)
-Какое число будет больше? (ответы учащихся - то, у которого цифра в первом несовпадающем разряде будет больше)
2 алгоритм
- Вы получили еще один алгоритм сравнения натуральных чисел. Оба алгоритма однозначны. Прочтите правило в учебнике на стр.28.
- Как вы считаете, справились ли вы с заданием знатоков 4а класса?
РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ ПО УЧЕБНИКУ
Учитель: - Разгадав анаграмму, вы узнаете следующее задание.
(запись анаграммы на мультимедиа)
ШЕРИ ЧАДУЗА
(реши задачу)
Учитель: - Повторим алгоритм решения задачи на пропорциональное деление
Чтение условия задачи и усвоение ее содержания.
Анализ задачи и составление краткой записи в виде таблицы, под руководством учителя.
(По ходу ответов строится таблица на мультимедиа)
Изготовили за час (производительность) | Время работы | Всего деталей (выработка) | ||
Р. | ? | на ? больше | 7ч | 70 |
Уч. | ? | 6ч | 42 |
а) О каких величинах говорится в задаче?
(о времени работы рабочего и ученика, о количестве вытачиваемых деталей рабочим и учеником, об изготовлении за час)
б) Уточним, какие числовые значения соответствуют этим величинам.
Поиск решения задачи.
- Можно ли сразу узнать, на сколько деталей за 1 час больше вытачивает рабочий, чем ученик? (Нет, так как мы не знаем, сколько за 1 час вытачивает рабочий и сколько за 1 час вытачивает ученик)
- Можно ли узнать, сколько изготавливает деталей рабочий за 1 час (Да, нужно его выработку разделить на время его работы)
- Ученик за 1 час? (Да, нужно его выработку разделить на время его работы)
- Зная производительность рабочего и ученика, можно ли ответить на вопрос задачи? (Да, для этого из большего числа вычтем меньшее)
План решения
Узнаем, сколько за 1 час изготавливает деталей рабочий (действие - деление)
Узнаем, сколько за 1 час изготавливает ученик (действие - деление)
Узнаем, на сколько больше деталей изготавливает рабочий, чем ученик (действие - вычитание)
Решение задачи самостоятельно
Самопроверка на мультимедиа
Составление выражения к задаче.
Сравните с выражением в учебнике. В чем разница?
Вывод: Чему мы учились, решая задачу? (ответы учащихся)
РАБОТА НАД ЗАДАНИЯМИ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ
Учитель: - Знатоки 4а класса вступают в последний раунд игры против вас. 4-ый раунд определит сильнейшую команду. Они предлагают продолжить высказывание.
4-ий раунд
(блиц-опрос)
- Один ослик вез 10кг сахару, а другой ослик - 10кг поп-корма. У кого поклажа была тяжелее? (одинаковая)
- В первом ряду ребята поставили 6 солдатиков на расстоянии 5см один от другого, а во втором ряду - восемь солдатиков на расстоянии 3см один от другого. Какой ряд длиннее? (первый)
- Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули, и наконец вытянули репку. Сколько пар глаз увидели эту репку? (6 пар глаз)
- Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный? (красный)
- В ведро входит с литров воды, а в кастрюлю - в 7 раз меньше. Сколько литров входит в кастрюлю? На сколько объем ведра больше объема кастрюли? (с : 7, с - с : 7)
ИТОГ УРОКА
Учитель: - С какими способами сравнения натуральных чисел вы познакомились на уроке? Назовите алгоритмы сравнения чисел.
- Для успешного усвоения нового материала мы использовали игру "Что? Где? Когда?", подведем итоги игры.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Правило стр.27, №123 стр.27.
- Творческое задание: придумать 2 пары закодированных чисел.