Урок математики в 4-м классе "Сравнение чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Научить правильно читать, записывать и сравнивать многозначные числа.
  • Развивать познавательный интерес и умение рассуждать, делать выводы.
  • Совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки

Ход урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель: - Сегодня математика продолжает ставить перед вами трудные задачи, на которые вы постараетесь найти ответы, рассуждая и делая выводы. Вы знаете, что математику легче изучать через интересные задания и игры.

- Сегодня я вам предлагаю провести очередной тур игры "Что? Где? Когда?" между знатоками 4а и 4б классов. В этом туре вы отвечаете на вопросы знатоков 4а класса. Для проведения игры, которая состоит из четырех раундов, вам необходимо разделиться по группам-командам.

УСТНЫЙ СЧЕТ

Учитель: - Сначала убедимся, что вы готовы к испытаниям. Для этого проведем разминку в форме тестирования.

Тестовые задания

(* - правильный ответ)

Назовите вариант ответа, в котором цифра 5 стоит в разряде десятков:

а) 250 *

б) 501

в) 205

г) 951 *

Определите правильную запись числа шесть тысяч девять:

а) 6909

б) 609

в) 6009 *

г) 6090

Назовите правильную запись числа 975 в виде суммы разрядных слагаемых:

а) 9+7+5

б) 900+70+5 *

в) 970+5

г) 90+700+5

Назовите те выражения, значения которых содержат тридцать десятков (предлагается работа в черновиках):

а) 312 - 4 (308*)

б) 305 + 6 (311)

в) 297 + 5 (302*)

г) 270 +43 (313)

(фронтальная проверка тестов - через мультимедиа)

Учитель: - Ребята, вы удачно провели разминку, начинаем игру.

Вывод:

- С какими числами вы работали? (ответы учащихся);

- Сегодня мы продолжим работу с натуральными числами.

РАБОТА НАД НОВОЙ ТЕМОЙ

Постановка проблемы.

Учитель: - Внимание на экран. Сегодня задания вам предлагают знатоки 4а класса.

"Найти закономерность, заполнить "окошки" в таблице и ответить на вопросы"

Работа в группах

1-ый раунд

  372       905  

109, 706, 581, 863

  1. В чем выражена закономерность?
  2. Какое самое маленькое число? Самое большое число?
  3. Какие действия вы знаете и умеете выполнять с натуральными числами?
  4. Какую операцию можно провести с данными многозначными числами?
  5. Как вы думаете, как будет звучать тема урока?

СРАВНЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ

(запись на мультимедиа)

Учитель: - Для чего нужно уметь сравнивать многозначные числа? (ответы учащихся)

- Цель нашего урока: Вывести правило сравнения чисел и научиться его применять.

(ЗАПИСЬ в тетради числа, темы урока)

Составление 1 алгоритма сравнения чисел

Учитель: - У нас есть первые финалисты по итогам первого раунда. Это команда : Продолжаем игру. Посмотрите на доску и определите какое задание вам предлагается выполнить

Фронтальная работа

2-ой раунд

(запись на доске)

42

347

75326

420

5489

6421

- Каким способом можно сравнивать числа?

- На какие знания вы опирались при сравнении чисел? (ответы учащихся)

Учитель: - я предлагаю вам вывести алгоритм сравнения чисел.

Составление 1 алгоритма

- Чтобы сравнить два числа мы должны сделать первый шаг:

(запись на мультимедиа)

1 алгоритм

 

Учитель: - Ребята, следующие шаги, вы узнаете, сыграв в игру "Продолжи фразу:"

1) - Число 45 по сравнению с числом 90 будет располагаться раньше или позже? (ответы учащихся)

- Действительно раньше? (ответы учащихся - Да)

- Значить оно по сравнению с числом 90 будет больше или меньше? (ответы учащихся)

2) - А по сравнению с числом 17 оно будет располагаться раньше или позже? (ответы учащихся)

- Значить оно будет больше или меньше? (ответы учащихся)

3) - Число 100 по сравнению с числом 75 будет располагаться раньше или позже? (ответы учащихся)

- Точно позже? (ответы учащихся - да)

- Значит, оно будет больше или меньше? (ответы учащихся)

4) - А по сравнению с числом 170 оно будет позже? (ответы учащихся)

- Значит, оно будет больше или меньше? (ответы учащихся)

Вывод: вы проговорили правило сравнения натуральных чисел с помощью алгоритма. В дальнейшем вы еще не раз будете составлять алгоритмы.

Учитель: - Прочтем это правило в учебнике на стр.28.

- Для закрепления правила вам предлагается сравнить числа

Закрепление применения 1 алгоритма.

Индивидуальная работа

(запись на мультимедиа)

Взаимопроверка в парах, сравнение с правильными ответами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Закрыли глазки. Вдохнули глубоко. Задержали дыхание, выдохнули. (повторяется 3 раза). Подняли руки вверх, потянулись. Опустили руки на парты.

Зафиксировали взгляд на тренажере и повторили упражнения для глаз. (3 раза)

4) Составление 2 алгоритма сравнения чисел

Учитель: - По итогам 2-х раундов наибольшее количество баллов набирает команда : Начинаем 3-ий раунд.

3-ий раунд

Учитель: - В закодированных числах знатоки 4а класса поставили следующие знаки.

Правы ли они?

*** > ****

8***<3***

Восстановите запись и объясните, на какие знания вы опирались при сравнении чисел?

Вывод: - Многозначные числа можно сравнивать и поразрядно. Для этого сначала нужно определить одинаково ли число цифр в записи натуральных чисел.

-Сравните количество цифр в записи 1-ой пары чисел.

Одинаково ли оно? (ответы учащихся - нет)

-Значит, больше то число, в записи которого больше цифр.

-Сравните количество цифр во второй паре. Одинаковое? (ответы учащихся - да)

-Какое число будет больше? (ответы учащихся - то, у которого цифра в первом несовпадающем разряде будет больше)

2 алгоритм

 - Вы получили еще один алгоритм сравнения натуральных чисел. Оба алгоритма однозначны. Прочтите правило в учебнике на стр.28.

- Как вы считаете, справились ли вы с заданием знатоков 4а класса?

РАБОТА НАД ЗАДАЧЕЙ ПО УЧЕБНИКУ

Учитель: - Разгадав анаграмму, вы узнаете следующее задание.

(запись анаграммы на мультимедиа)

ШЕРИ ЧАДУЗА

(реши задачу)

Учитель: - Повторим алгоритм решения задачи на пропорциональное деление

Чтение условия задачи и усвоение ее содержания.

Анализ задачи и составление краткой записи в виде таблицы, под руководством учителя.

(По ходу ответов строится таблица на мультимедиа)

  Изготовили за час (производительность) Время работы Всего деталей (выработка)
Р. ? на ? больше 70
Уч. ? 42

а) О каких величинах говорится в задаче?

(о времени работы рабочего и ученика, о количестве вытачиваемых деталей рабочим и учеником, об изготовлении за час)

б) Уточним, какие числовые значения соответствуют этим величинам.

Поиск решения задачи.

- Можно ли сразу узнать, на сколько деталей за 1 час больше вытачивает рабочий, чем ученик? (Нет, так как мы не знаем, сколько за 1 час вытачивает рабочий и сколько за 1 час вытачивает ученик)

- Можно ли узнать, сколько изготавливает деталей рабочий за 1 час (Да, нужно его выработку разделить на время его работы)

- Ученик за 1 час? (Да, нужно его выработку разделить на время его работы)

- Зная производительность рабочего и ученика, можно ли ответить на вопрос задачи? (Да, для этого из большего числа вычтем меньшее)

План решения

Узнаем, сколько за 1 час изготавливает деталей рабочий (действие - деление)

Узнаем, сколько за 1 час изготавливает ученик (действие - деление)

Узнаем, на сколько больше деталей изготавливает рабочий, чем ученик (действие - вычитание)

Решение задачи самостоятельно

Самопроверка на мультимедиа

Составление выражения к задаче.

Сравните с выражением в учебнике. В чем разница?

Вывод: Чему мы учились, решая задачу? (ответы учащихся)

РАБОТА НАД ЗАДАНИЯМИ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И СООБРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Учитель: - Знатоки 4а класса вступают в последний раунд игры против вас. 4-ый раунд определит сильнейшую команду. Они предлагают продолжить высказывание.

4-ий раунд

(блиц-опрос)

  1. Один ослик вез 10кг сахару, а другой ослик - 10кг поп-корма. У кого поклажа была тяжелее? (одинаковая)
  2. В первом ряду ребята поставили 6 солдатиков на расстоянии 5см один от другого, а во втором ряду - восемь солдатиков на расстоянии 3см один от другого. Какой ряд длиннее? (первый)
  3. Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули, и наконец вытянули репку. Сколько пар глаз увидели эту репку? (6 пар глаз)
  4. Среди трех футбольных мячей красный мяч тяжелее коричневого, а коричневый тяжелее зеленого. Какой мяч тяжелее: зеленый или красный? (красный)
  5. В ведро входит с литров воды, а в кастрюлю - в 7 раз меньше. Сколько литров входит в кастрюлю? На сколько объем ведра больше объема кастрюли? (с : 7, с - с : 7)

ИТОГ УРОКА

Учитель: - С какими способами сравнения натуральных чисел вы познакомились на уроке? Назовите алгоритмы сравнения чисел.

- Для успешного усвоения нового материала мы использовали игру "Что? Где? Когда?", подведем итоги игры.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Правило стр.27, №123 стр.27.
  2. Творческое задание: придумать 2 пары закодированных чисел.