Основные положения:
- Системное обучение связной речи учащихся начальной школы – базовая задача, успешное решение которой – залог личной успешности ребенка в дальнейшей жизни;
- Речь – инструмент мышления. Работая над формированием речевой деятельности, развиваем возможности ребенка формировать свои мысли, выстраивать логические рассуждения, грамотно их оформлять;
- В методике развития устной и письменной речи Гущинской М.В используется метод моделирования;
- Моделирование языковых и речевых явлений - это не только средство отображения языковых единиц и речевых процессов, но и продуктивный метод обучению языку и речи;
- Приемы: синтаксическое структурирование текста, составление предикативного плана текста;
- Работая по этой системе, развиваем у ребенка словарный запас, объем речеслуховой памяти, образную память;
- Упрощают работу учителя применение авторских дидактических материалов, в частности работа над изложениями ведется по рабочим тетрадям «Учусь писать изложение» Гущинской М.В., Андреева А.Я.
Цели урока:
- совершенствовать умение выделять предложение в устной речи и правильно оформлять его на письме ,
- умение восстанавливать последовательность событий текста по серии сюжетных картинок,
- умение схематично записывать предложения,
- умение письменно воспроизводить текст повествовательного характера,
- умение проводить звуковой анализ и писать слова без пропуска букв,
- формировать орфографическую зоркость, умение распознавать в словах орфограммы,
- обобщить знания детей об осенних изменениях в природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование, планшеты, опорные схемы, рабочие тетради «Учусь писать изложение» (Гущинская М.В., Андреев А.Я.).
Ход урока
1. Организация класса. Подготовка к работе.
– Наш урок сегодня я хочу начать с загадки:
Стынет земля,
Вянет трава,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью).
– А какая самая главная примета осени? (Желтеют и опадают листья).
2. Упражнение на развитие образов-представлений.
– Давайте представим себе путешествие по осеннему лесу.
Сядьте удобно, закройте глазки, представляем:
(Тихо звучит музыка П. Чайковского, учитель читает текст).
Я стою в лесу под большим раскидистым кленом, прижимаюсь к его шероховатому стволу и смотрю вверх. Последние лучи мягкого осеннего солнца золотят резные листья. Синее глубокое небо просвечивает сквозь переплетенье веток клена. Вдруг резкий порыв ветра сорвал листья.
И они кружатся, кружатся в воздухе, словно озорные золотисто-оранжевые огромные бабочки, и бесшумно падают на разноцветный ковер у подножья дерева. Я иду по лесной тропинке, а под ногами шуршат засохшие листья. В этом звуке слышится последний вздох листа. Скоро под снежным покровом замрет природа. Но будет весна. И снова повториться недолгий путь листа от весенней душистой почки до неприглядного сухого комочка.
3. Объявление темы урока.
Сегодня на уроке будем готовиться к изложению.
Мы с вами читали рассказы Николая Сладкова и уже писали изложения по его рассказам.
Сегодня «Осень на пороге».
Ученики с закрытыми глазами слушают рассказ, стараясь представить картинку.
4. Работа с текстом изложения.
А) Учитель читает текст, после чего ученики проставляют на планшетах нумерацию картин.
Б) Проверка. На доске таблица.
1 |
3 |
4 |
2 |
«У кого так же? Молодцы! Теперь проставьте номера в тетрадях».
В) Начинаем работу. Я читаю предложение, вы записываете его схему.
Памятки «знаки препинания» у вас на партах.
Осень на пороге.
- Заволновался мудрый ворон: «Осень холоду напустит. Все ли готовы?»
- А белки, зайцы, лисицы в зимние шубы переоденутся.
- Барсуки и еноты в теплые норы спрячутся.
- Ежи и летучие мыши будут спать до весны.
- Перелетные птицы в теплые края улетят.
- Оседлые пуховые телогрейки наденут.
- Не беда, что осень листья с деревьев сдирать начнет.
- Тише в лесу станет, и ягоды будет видно.
- Насекомых морозцем прищелкнет.
- Тогда дрозды за рябину, дятлы за шишки, щеглы за сорняки примутся.
- Ни мрачные тучи, ни дожди нудные, ни скучные короткие дни не страшны лесным жителям.
- Они готовы к зиме.
- Полетел ворон над разноцветным пестрым лесом.
- Осень уже перешагнула через порог, но никого не напугала.
5. Общая проверка схем.
6. Повторное чтение текста, ученики выписывают сказуемые под номерами предложений.
7. Устное воспроизведение изложения «по цепочке».
8. Следующий урок. Написание изложения.
Примеры изложений — Приложение 1, фотоальбом — Приложение 2.