"Тамерлан и его проклятие"

Разделы: История и обществознание, Классное руководство


Вступительное слово.

В 1911 году А. М. Горький написал романтическое произведение. Оно вошло в цикл «Сказки об Италии» и называется «Слава матери». Есть в этом произведении строки: «Здесь пойдёт речь о железном Тимуре-Ленге, хромом барсе, о Сахиб-и-Кирани – счастливом завоевателе, о Тамерлане, как назвали его неверные, о человеке, который хотел разрушить весь мир».

1-й ученик:   «Он был высокого роста, хромой на правую ногу, с глазами, похожими на огонь свечи, но без блеска, с могучим голосом. Он не боялся смерти, был крепок в мысли и бесстрашен, как твёрдая скала. Он не был мрачен в несчастье и не был весел в случае успеха», – так писал современник о человеке, прозванном Тимур-Ленг-Железный Хромец. В устах европейцев его имя звучало как Тамерлан, приводя в трепет правителей Востока и Запада.

2-й ученик: О нём услышали, когда разгорелась борьба за наследство в государстве Чагатая, сына Чингис-Хана, владение которого объединяли земли Средней Азии и Семиречья. К середине XIV века в стране не оказалось потомков Чагатая по мужской линии. Последний хан погиб в борьбе со своими вассалами. Среди победителей силой и богатством выделялся правитель города Самарканда – Эмир Хусейн.

Но вскоре у него появился соперник. Им был вождь монголо-тюркского рода, обитавшего на землях по течению реки Кашка-Дарья. Звали его Тимур.

Хусейн и Тимур решили объединить свои силы и стали вместе нападать на соседей: грабить, уводить в плен жителей, присоединять чужие владения к своим. Тогда-то, в одном из набегов, Тимур и был тяжело ранен в ногу, охромев на всю жизнь.

Дружба Тимура и Хусейна была недолгой. В 1370 году в городе Балхе Тимур взял в плен Хусейна и казнил его, присвоив себе титул эмира. Не имея прав на ханский престол, Тимур, тем не менее, распоряжался им. Он сажал на царство слабых, безвольных и послушных ему отпрысков рода Чагатая, умело используя их в своих интересах. Интересы же Тимура заключались в создании собственного государства, обширного, сильного и богатого.

3-й ученик: Одной из первых завоёванных Тимуром территорий были земли Хорезма. Пять раз он вторгался в этот богатый край, предавая всё огню и мечту. Город Ургенч, оказавший ему сопротивление, он приказал не только разрушить до основания, но и вспахать и засеять землю, на которой он стоял.

В 1392 году Тимур пришёл в Закавказье, покорил Армению, Азербайджан, Грузию. На реке Терек он разбил войска Хана Золотой Орды Тохтамыша. Преследуя его, Тимур через степи дошёл до города Ельца и разорил его. Потом повернул на юг, в Крым, где разграбил ряд городов. Затем двинулся на Восток, к берегам Волги, подойдя к столице Золотой Орды – Сараю, который, по словам арабского путешественника и писателя XIV века Ибн-Баттута, был одним из прекраснейших городов этого времени. После нашествия Тимура от Сарая остались руины, а жители были истреблены или уведены в плен.

Трижды войска Тимура отправлялись завоёвывать Иран, присоединяя его земли к владениям Железного Хромца. Потом он повёл их в Индию, где разграбил Дели и дошёл до устья Ганга. На родину Тимур вернулся обременённый огромной добычей, несметными сокровищами, и немедленно стал готовиться к новому походу – во владения египетского султана, у которого отвоевал часть Сирии. Потом он воевал с турецким султаном Баязетом, взял и разрушил богатые торговые города Дамаск и Багдад. Наконец, в битве при Ангаре в 1402 году (ныне Анкара) разбил войска Баязета, а самого взял в плен.

В начале 1405 года он стал готовиться к походу в Китай. Он хотел царствовать над всем миром. Китай от вторжения войск Тимура спасла лишь его смерть.

Карта. Учащийся показывает на карте территории, захваченные Тамерланом.

1-й ученик:   Этот жестокий, мстительный, хитрый человек, бесстрашный воин и талантливый полководец мечтал превратить столицу своего государства Самарканд в самый прекрасный город мира. По его приказу из всех завоёванных земель в Самарканд собирали мастеров. Большинство из них были пленниками. Они перестраивали город по желанию Тимура, возводили дворцы, разбивали сады и цветники, прокладывали широкие улицы и каналы. Соборная мечеть города, названная Биби-ханум, была чудом света, а мавзолей, выстроенный Тимуром для самого себя, являлся образцом для подражания на протяжении веков.

Для обустройства городов, содержания войск и поощрения приближённых нужны были деньги, много денег. И Тимур нашёл способ их получить: он установил контроль над караванными путями, проходившими с Востока на Запад, через завоёванные им земли Ирана, Передней Азии и Закавказья. Он бдительно следил, чтобы караваны ни в коем случае не выбирали более северные пути, для чего безжалостно разрушал стоявшие на этих путях торговые города, уничтожал их население. 

Демонстрация иллюстраций с фотографии Биби-ханум в Самарканде, Мавзолея Гур-Эмир.

4-й ученик: Человеческая жизнь в глазах Тимура не имела никакой ценности. После каждого сражения его войны обязаны были приносить командирам несколько десятков отрубленных голов, получая за это вознаграждение.

Взяв крепость Себзевар в Иране, Тимур приказал возвести башню, замуровав в её стены 2000 человек. Людей связывали верёвками и складывали друг на друга, подобно штабелям дров, перекладывая кирпичом и глиной. А в землях Систана и Кандагара (ныне Афганистан) он приказал строить башни только из голов пленных. В окрестностях Дели Тимур приказал обезглавить 100 тысяч мирных жителей – на всякий случай, просто так. При виде этого современник записал: «Сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты, а тела их стали пищей для диких зверей и птиц».

Тимур, не ведающий жалости и сострадания к своим жертвам, не умевший читать и писать, любил слушать стихи, неплохо знал историю, с уважением относился к учёным людям, приглашал их к своему двору. Он заботился, чтобы его дети и внуки получили хорошее образование.

Учитель: Вот таким был Тимур-Ленг, мечтающий завоевать мир, живший с 1331 по 1405 год. Прошло 600 лет, как не стало Тамерлана. К его гробнице Гур-Эмир в Самарканде водят экскурсии, показывают гиды красоту дворцов, которые не разрушились за столько лет, но никому не говорят, что гробница вскрывалась ради научных целей. Только недавно были обнародованы материалы, касающиеся этой экспедиции.

По приказу Сталина в 1941 году группа учёных вылетела в Самарканд, провела подготовительные работы и начала действовать. В группу были включены Айни – узбекский учёный, Малик Каюмов – кинооператор. Наняты были рабочие из местных. Предполагалось поднять останки Тимуридов и отправить в Москву в антропологическую лабораторию к Герасимову (это уникальный учёный, который по черепу восстанавливал облик его владельца). Первыми были обнаружены останки сына Тимура и внука Улугбека. Третьим был гроб с останками самого Тимура. Гроб был из арчи или карагача, закрыт сверху почти трёхтонной каменной плитой, на которой арабской вязью были начертаны письмена («Не беспокойте прах мой»). Подготовлена лебёдка. С волнением приступили к делу. И вдруг достаточно крепкая, хорошо подготовленная лебёдка разрушилась, и мгновенно погас свет. Малик Каюмов вышел в соседний зал. Там было светло, и сидели три старика-аксакала. Они читали книгу. Обратились к Каюмову, чтобы он их послушал.

Один из стариков начал читать: «Это было предостережение: вскрытие могилы приведёт к большому несчастью – начнётся долгая и изнурительная война, которая унесёт миллионы человеческих жизней». Каюмов вспоминает: «Волосы зашевелились на голове, мной овладел какой-то мистический страх». Тут в зал вошёл Айни. Услышал то, что читали старики, рассердился и велел прогнать их. Опомнившийся Каюмов бросился за старцами, но их уже нигде не было, будто растворились.

Работы продолжались. Плиту сдвинули, вскрыли гроб, осмотрели останки: коленная чашечка правой ноги разрушена. Значит, точно они проникли в гробницу Тамерлана. Это было 21 июня 1941 года. Все кости зарегистрировали, описали и самолётом отправили в Москву. Поздно ночью обсуждали увиденное, услышанное и крутили ручку радиоприёмника. Вещание шло на разных языках. Один из учёных-исследователей владел английским. Велел прекратить ловить другие волны. Его что-то заинтересовало, стал вслушиваться и на глазах присутствующих начал бледнеть. Шло сообщение, что гитлеровские войска пересекли границу Советского Союза. Тут же позвонили в Ташкент Юсупову – первому секретарю компартии Узбекистана. Тот испугался и отказался сообщать Сталину о предсказании. Каюмов ушёл на фронт оператором. Искал возможность встретится с кем-нибудь из крупных военноначальников, вхожих к Сталину. Долго пришлось ждать. За это время в Москве в антропологической лаборатории закончились работы над восстановлением облика Тамерлана.

Однажды, уже в 1942 году в декабре, Каюмову стало известно, что в штаб их фронта прилетел Жуков, и он сделал всё, чтобы встретиться с военноначальником. Жуков принял Каюмова, выслушал его и тут же доложил обо всём Сталину. Сталин всегда верил в сверхъестественные силы. (Сейчас уже известно, что в 1941 году накануне битвы под Москвой по приказу Иосифа Виссарионовича в самолёт была доставлена чудотворная икона. И этот самолёт облетел линию фронта. На борту был молящийся священник.)

Он приказал останки тимуридов погрузить в самолёт, велел с ними облететь линию фронта и отправить останки в Самарканд. Всё было сделано. Тамерлана вернули в погребальницу 18 декабря 1942 года, а 20 декабря под Сталинградом советские войска одержали победу, взяв в плен 60-тысячную армию Паульса. Мистика?! Но это так.

Ведь не случайно при рождении Александра Македонского и при рождении Тимура звёзды выстраивались одинаково. Случайно ли, как только собирали янтарную комнату, несчастье посещало страну, где она была: это либо война, либо смерть руководителя страны. Почему режиссёров, ставящих спектакли или фильмы на мистические сюжеты и актёров, снимающихся или играющих в них, преследуют несчастья и смерти? Ответа на эти вопросы пока нет. Может быть, когда-нибудь они будут.