Цели урока:
- познакомить учащихся с понятиями “арифметическая” и “геометрическая” прогрессии, дать им определения, вывести формулы n-х членов, показать их применение при решении задач;
- развивать мышление, умение делать умозаключения по аналогии, интерес к предмету, демонстрируя лаконичность и красоту доказательств и решений;
- воспитывать творческую личность методом активного развития знаний.
Ход урока
- На уроке мы должны познакомиться с новыми для вас понятиями “арифметическая” и “геометрическая” прогрессии, дать им определения, вывести формулы, рассмотреть решение типичных задач. В учебнике этот материал излагается иначе. Откройте учебник на с.83.Здесь дается арифметическая прогрессия, а потом - геометрическая. Мы будем изучать их параллельно.
- Начнем с повторения и проверки индивидуального дом. задания.
На прошлом занятии мы рассматривали последовательности[2].
- Что такое последовательность? (Ряд чисел, обладающих определенным свойством: число и номер, который оно занимает в этом ряду взаимосвязаны).
- Какие способы задания числовых последовательностей вы знаете? (табличный, функциональный, рекуррентный).
- Последовательность задана формулой: аn = 2n - 1.Укажите 5 ее членов. (1,3,5,7,9).
- Последовательность представляет собой ряд чисел: 1/2; 2/3;… . Задайте ее формулой n –го членена.
- Первые представления об арифметической и геометрической прогрессиях встречаются около 2000 лет до н.э.. Исторические сведения о прогрессиях сообщит уч-ся.
Пример сообщения.
Первые представления об арифметической и геометрической прогрессиях были еще у древних народов. В клинописных вавилонских табличках и египетских папирусах встречаются задачи на прогрессии и указания, как их решать.
Термин “ прогрессия” (от латинского progression, что означает “движение вперед”) был введен римским автором Боэцием(IV в) и понимался в более широком смысле, как бесконечная числовая последовательность. Названия “арифметическая” и “геометрическая” были перенесены на прогрессии из теории непрерывных пропорций, изучением которых занимались древние греки.
Известна интересная история о знаменитом немецком математике Карле Гауссе (1777-1855), который еще в детстве обнаружил выдающиеся способности к математике. Учитель предложил учащимся сложить натуральные числа от 1 до 100.Маленький Гаусс решил эту задачу за минуту. Сообразив, что суммы 1 +100, 2+99, и т.д. равны, он умножил 101 на 50, т.е. на число таких сумм. Иначе говоря, он заметил закономерность, которая присуща арифметической прогрессии.
- Арифметическая и геометрическая прогрессии – это тоже последовательности, но они отличаются от других последовательностей. Наша задача выяснить в чем же их отличие.
Класс разбивается на 2 группы. Каждой группе предлагается задача, приводящая к арифметической (1 группа) и геометрической (2 группа) прогрессии. К ним прилагаются необходимые задания [1].
Задача 1. Вертикальные стержни фермы имеют такую длину: наименьший а=5 дм, а каждый следующий на 2 дм длине. Записать длину семи стержней.
<Рисунок 1>
Задания:
- Записать последовательность в соответствии с условием задачи.
- Записать эту же последовательность с помощью таблицы.
- Найти разность d между предыдущим и последующим членами последовательности.
- Задать эти последовательности рекуррентным способом.
Задача 2. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на 2. Записать колонию, рожденную одной бактерией.
<Рисунок 2>
Задания:
- Записать последовательность в соответствии с условием задачи.
- Записать эту же последовательность с помощью таблицы.
- Найти частное q от деления последующего члена на предыдущий.
- Задать эти последовательности рекуррентным способом.
Сначала учащиеся работают в тетрадях. Затем поочередно вызываются к доске от каждой группы, для записи ответов. Ели отвечают ребята из 1 группы, то члены 2 группы записывают все в тетради, если отвечают ребята 2 группы, то члены 1 группы записывают все в тетради.
Записи каждой группы:
- 5; 7; 9; 11; 13; 15; 17.
n | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
a | 5 | 7 | 9 | 13 | 15 | 17 |
- а 2-а 1=2, а 3-а 2=2, …, а n+1-а n=d.
- а 2=а 1+2, а 3=а 2+2,…, а n+1=а n+d.
- 1; 2; 4; 8; 16; 32; 64.
n | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
b | 1 | 2 | 4 | 8 |
- b2:b1=2, b3:b2=2, …, b n+1:bn=q.
- b2=b1•2, b3=b2•2, …, bn+1=bn•q
- Даю определение арифметической и геометрической прогрессии.
Числовая последовательность, каждый член которой, начиная со второго, равен предшествующему члену, сложенному с одним и тем же числом,
называется арифметической последовательностью.
Числовая последовательность, первый член которой отличен от нуля, а каждый член, начиная со второго, равен предшествующему члену, умноженному на одно и то же, не равное нулю число, называется геометрической последовательностью.
В ходе изучения темы мы будем использовать таблицу, которую мы начнем заполнять на сегодняшнем уроке, а продолжим на последующих (заготовки раздаю всем учащимся).
Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия | |
определение | ||
понятие | ||
формула общего члена | ||
характеристическое свойство | ||
формулы сумм |
Зная первый член и разность арифметической прогрессии, можно найти любой ее член. Вычисляя последовательно второй, третий и т.д. члены. Этот способ неудобен, постараемся отыскать другой. Вывод формул учеником у доски (индивидуальное задание).
Также у доски выводится формула n – го члена для геометрической прогрессии (учителем).
Давайте сравним выведенные формулы n-х членов прогрессий [2]. Бросается их сходство. В чем оно выражается? В 1-й формуле разность умножается на n-1, а во 2-й – знаменатель возводится в степень n-1.
Решение типичных задач на применение формул n-го члена для арифметической и геометрической прогрессий тоже аналогично.
Возможные типы задач:
- Дано: а1, d(q) . Найти: an.
- Дано: а1, а2 . Найти: an.
- Дано: а1, аn . Найти:ak.
- Дано: аk, am. Найти: an.
- Задание на дом. Выучить основные понятия и вывод формул .
Литература:
- КоваленкоВ.Г.Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 96 с.
- Беляева Э.С. и др.Развитие интереса к математике (часть 1). – Воронеж: ВОИПКРО, 1995.- 69с.