Рубеж тысячелетий поставил нашу страну на путь духовного возрождения. Поэтому перед внеклассной работой по предметам гуманитарного цикла можно поставить задачу более глубокого изучения наших культурных корней и духовного наследия.
Представленная методическая разработка игры по станциям является результатом многолетнего сотрудничества учителей истории и изобразительного искусства: эта игра-викторина проводится в школах во время декады знаний по истории, а также в 2003 году более расширенный вариант использовался для проведения районной олимпиады по истории. Игра вызывает неизменный интерес и высокую творческую активность учащихся.
Методические требования к игре:
- возраст участников – 6-8 классы;
- сотрудничество не только со школьной, но и районной библиотекой;
- для проведения самой игры – предоставление помещений для станций и линейки команд, как в масштабах одной школы, так и районного мероприятия.
I. Цели:
- развитие интереса учащихся к духовному наследию наших предков;
- воспитание уважения к прошлому нашего народа;
- воспитание чувства национальной гордости за великие культурные достижения наших предков.
II. Подготовка
- Создание организационного комитета: учителя истории, литературы, ИЗО, МХК, технологии, библиотекарь.
- Формирование жюри станций: 3 старшеклассника и 1 учитель.
- Состав участников: команда по 10 человек от 7-х (8-х) классов.
III. Порядок проведения игры по станциям:
- Подготовка командой домашнего задания.
- Выполнения командой заданий на станциях.
- Подведение итогов.
IV. Правила проведения игры
- Открытие. Общая линейка и выдача маршрутных листов командам.
- Два варианта прохождения станций
А)
1-я станция – капитан команды;
2, 3, 4 станции – по 2 человека;
5-я станция – по 3 человека.
- На станцию одновременно заходят представители не более 10 команд. Если команд больше – игра идёт в 2 потока или станции дублируются.
- На подготовку ответа даётся 5 минут и на ответ 2 минуты (25 – 30 минут на станцию);
- За дополнения к ответам соперников – дополнительно от 0,5 до 1 балла;
- Подведение итогов на станции – 10 минут, общее время игры на станции 40 – 45 минут.
Б) весь состав команды проходит маршрут в полном составе.
- Члены команды на станциях получают по 2 минуты на подготовку ответа и отвечают в порядке жеребьёвки.
- Члены команды имеют право дополнить ответы соперников. Дополнения оцениваются 0,5 – 1 балл.
- При прохождении станции в маршрутном листе команды выставляются баллы членом жюри станции.
- В итоге баллы суммируются и на основе общей суммы распределяются места. (при желании возможно создание своей собственной шкалы оценок).
V. Перечень станций:
- «Гой еси, добры молодцы да красны девицы» (Приветствие и «необычные» имена);
- «Мой дом – моя крепость» (Древний город);
- «Внуки Бояна» (Устное народное творчество);
- «Без хозяйки дом – сирота» (Быт Древней Руси).
VI. Структура станций
- «Гой еси, добры молодцы да красны девицы» - 6 баллов:
- Представление – название, девиз, эмблема, приветствие (сдаются в письменном виде в жюри, размер – А 4),
- «Необычные» имена,
- «крылатое» выражение (объяснить).
- «Мой дом – моя крепость» - 6 баллов:
- характеристика крепости: географическое положение, стратегическое положение, основные материалы строительства (Орешек, Псков, Изборск, Старая Ладога, Великий Новгород, Ивангород, Копорье, Хортица);
- храмовое строительство: Св. София (Новгород), Георгиевский собор (Ст. Ладога), церковь Параскевы Пятницы (Новгород), Георгиевский собор Юрьева монастыря (Новгород), Дмитриевский собор (Владимир), Церковь Покрова на Нерли, церкви Московского кремля – архитектурные особенности, материалы.
- «Внуки Бояна» - 7 баллов: 3 песни на тему растений (домашнее задание) и задания по пословицам
- «Быт Древней Руси» - 10 баллов:
- Составить женский костюм из отдельных элементов (и назвать их): южно - русский крестьянский, северный русский крестьянский, боярышня 16 – 17 вв.,
- Рисунок резьбы на прялке (заготовка выдаётся), объяснить изображение;
- Край полотенца: вышивка и кружево (Мокошь, Древо жизни, птицы кони, олени) – 2 листа А4;
- Назвать элементы костюма (по репродукции картины) – 2 балла.
ПРИЛОЖЕНИЯ: