“Когда ребята поймут связь
математики с другими отраслями знаний,
математика оживет, будет увлекать, из трудного
предмета
превратится в отрасль знания”.
Н.К.Крупская
Цели урока:
- Найти способы решения задач различного уровня сложности.
- С помощью знаний по информатике проверить истинность производимых вычислений.
- Уметь самостоятельно анализировать, выбирать оптимальный способ решения.
- Стимулирование интереса учащихся к данной теме и к данным дисциплинам.
- Воспитание у учащихся самостоятельности, коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
- Развитие мышления, умение применять полученные знания при решении задач.
Технология: личностно-ориентированная, проблемное обучение, информационные технологии в учебном процессе.
Методы обучения:
Практические: тест, практические задания.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, доска.
Подготовительный этап.
- Учащимся на парты раздаются ИУП (индивидуальный ученический пакет) с разными дифференцированными заданиями (Приложение1).
- Заранее планируются группы теоретиков и экспериментаторов
- На парты выдаются оценочные листы, в которые в ходе урока будут заносится оценки, полученные за выполненные задания (Приложение 2).
- На демонстрационном экране нужно подготовить презентацию урока (Приложение 3).
План урока:
- Тест “Криволинейная трапеция и всё о ней”.
- Решение нестандартных задач при вычислении площади криволинейной трапеции.
- Вычисление площади криволинейной трапеции методом прямоугольников.
- Теоретико-компьютерный эксперимент.
- Выводы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. (Урок ведется двумя учителями)
Приветствие учителей, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.
Учитель: Легче найти доказательство, приобретя сначала некоторое понятие о том, что мы ищем, чем искать такое доказательство без всякого предварительного знания. (Архимед)
Ребята, сегодня у нас урок – решение задач по теме “Вычисление площади криволинейной трапеции”. Повторим основные определения и понятия раздела “Первообразная и интеграл”: криволинейной трапеции, неопределенного и определенного интегралов, геометрический смысл определенного интеграла, вычислим площади плоских фигур, составим программы для частных случаев и проведем сравнительный анализ полученных значений группой теоретиков и группой практиков. На партах лежат оценочные листы, ИУП. Запишите Ф.И. и после выполнения заданий результат заносите в этот лист.
Оценочный лист
Ф.И. | Название задания | Общие баллы | Количество баллов |
Тест “Криволинейная трапеция и все о ней…” | |||
Решение нестандартных задач при вычислении площади криволинейной трапеции. | |||
Теоретико-компьютерный эксперимент. | |||
Оценка за урок |
Этап 1. Тест “Криволинейная трапеция и все о ней…”
1. В слайде “План работы” щелкнуть мышкой по гиперссылке “Криволинейная трапеция и всё о ней…” (слайд № 14) и ответить на вопросы.
2. Результат занесите в оценочный лист. (Возврат к слайду № 4)
Этап 2. Решение нестандартных задач (слайд № 5)
1. В слайде “План работы” щелкнуть мышкой по гиперссылке “Решение нестандартных задач”. Работа выполняется в тетрадях, где записываются формулы для нахождения площади той или иной криволинейной фигуры. Затем обмениваетесь тетрадями и проверяем у доски.
2. Оценки заносите в оценочный лист.
Учитель: Мы повторили понятия криволинейной трапеции, неопределенного и определенного интегралов.
- Что такое криволинейная трапец.
- Определение неопределенного интеграла.
- Понятие определенного интеграла.
- В чем состоит геометрический смысл определенного интеграла.
Этап 3. Теоретическое обоснование составления программы на языке программирования (слайд № 6–9)
- Учитель объясняет основные моменты, которые нужно учесть при составлении программы.
- Перед учащимися ставится проблема – как можно вычислить площадь криволинейной трапеции с помощью знаний по информатике. Составляется алгоритм. Предлагается написать программу на языке программирования, используя составленный алгоритм (слайд № 9).
- Возврат к слайду № 4.
Этап 4. Применение знаний при решении задач
Часто вы задаете вопросы: для чего нужны интегралы, производные, дифференциалы?
Оказывается, с помощью определенного интеграла можно вычислять площади криволинейных фигур, т.к. эта задача всегда сводится к вычислению площадей криволинейных трапеций.
Понятие определенного интеграла широко применяется для вычисления различных геометрических и физических величин.
1. Откройте ИУП, в котором находится вариант задания и приступайте к вычислению. Причем теоретики вычисляют значение интеграла по формуле Ньютона-Лейбница, а практики составляют программы и проверяют их на компьютере.
2. Результаты вычислений заносятся на доске в таблицу:
№ варианта |
Задание |
Значение по формуле Ньютона-Лейбница |
Компьютерный эксперимент |
||
1 значение |
2 значение |
3 значение |
|||
1 вариант |
1 задание | ||||
2 задание |
3. Сравниваются полученные результаты и анализируются.
4. Полученные оценки заносятся в оценочный лист.
Этап 5. Выводы
Ученики сами делают вывод.
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. А чтобы вы закрепили знания, которые получили на уроке, щелкните мышкой по кнопке “Домашнее задание” и запишите его.
Ну, кто говорил, что всё сложно и постичь это всё
невозможно,
Всё оказалось доступным, полезным, а также
достаточно интересным.
Рефлексия:
Считаете ли вы, что данный урок эффективен? В чем его эффективность? Какую пользу лично для себя вы извлекли из информации полученной на занятии?
Какие у вас будут пожелания при дальнейшем проведении подобных занятий?
Учитель: Спасибо за активную работу. Вы работали дружно, оказывали друг другу помощь. Сдав оценочный лист, вы все получите оценку за урок.