Работа с индивидуальностью и коллективом

Разделы: Внеклассная работа


Игры, тренинги, упражнения, ситуации.

Игры, тренинги, упражнения, проигрывание ситуаций – наиболее часто и широко используемые средства по причине простоты организации и эффективности в плане формирования коммуникативных и других умений.

Перед педагогом в работе с группой и индивидуальным учеником встают две задачи.

  1. Формирование у ребенка представления о себе, как о единственном и неповторимом (развитие, самосознания, обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание уверенности в себе, самокритичности, чувства собственного достоинства, самоуважения, ответственности).
  2. Формирование умения жить среди людей (“Я такой же, как и другие, потому что каждый из них тоже единственный и неповторимый”). Психологи давно выявили закономерность: чем лучше человек относится к себе, тем лучше он относится к другим.

Начнем с осознания ребенком себя, своих отличий от других, помогаем ему взглянуть на себя, свою личность, свои особенности.

Упражнение “Кто я?”. Дети по очереди стараются назвать как можно больше ответов на вопрос “Кто я?”. Для описания себя используются характеристики, черты, интересы и чувства, и каждое предложение начинается с местоимения “Я”. Например, “Я - девочка”, “Я - человек, занимающийся музыкой”, “Я – хороший человек” и т.п. Педагог следит за тем, чтобы дети не повторяли то, что говорили предыдущие ребята, а описывали именно себя. Упражнение дает детям возможность взглянуть на себя как бы с разных сторон, расширить представление о себе.

“Психологический автопортрет”. Это упражнение проводится таким образом: детям дают по листу бумаги, на одной половине листа они отвечают на вопрос: “За что меня можно любить?”, а на другой половине – “За что меня можно ругать?” Если дети еще не умеют писать, их просят ответить на эти вопросы устно, а затем обсудить, что можно сделать для того, чтобы ругать их было не за что.

“Дневник настроений”. Посоветуйте родителям завести вместе с ребенком “дневник его настроений” -- общую тетрадь, в которой каждый день вместе с ним они отмечали бы его настроение. Если оно в течение дня менялось, то можно сделать несколько пометок. Вводятся условные обозначения, например:

  • веселое, радостное настроение.
  • немножко грустно, хочется помолчать, подумать о чем-нибудь.
  • грустно и скучно, хочется плакать.

“Назови свои сильные стороны”. Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство уверенности в себе. Необязательно говорить только о положительный чертах характера. Важно, чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств. Старайтесь, чтобы он как можно меньше использовал засоряющие язык слова, например, “ну”, “вот”, “как бы”…

Упражнение особенно полезно для замкнутых, застенчивых детей, оно развивает умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

Описанные игры и упражнения способствуют усилению внимания ребенка к себе, к своим переживаниям, развивают уверенность в себе. Они учат с пониманием относиться к индивидуальным особенностям и различиям между людьми, укрепляют в ребенке чувство самостоятельности.

Подобные игры и упражнения можно проводить отдельно, -- можно на уроках, посвященных окружающему миру, здоровью, можно – во время групповых дел, свободного общения.

Педагогу следует придерживаться таких правил:

  • для проведения игр, тренингов, упражнений используйте время, когда у детей хорошее настроение и есть желание этим заниматься.
  • не говорите ребенку, что он что-то сказал или сделал неправильно, иначе в дальнейшем он будет бояться давать искрение ответы.
  • помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений.
  • в дальнейшей работе никогда не используйте в негативном плане то, что дети рассказывают о себе. Это просто неблагородно.

Следующие игры, тренинги и упражнения направлены на обучение детей умению общаться, взаимодействовать с другими людьми, оценивать ситуацию, быстро и правильно ориентироваться в ней, брать на себя определенную роль, действовать в ее рамках.

“Почта”. Для игры можно использовать рисунки, аппликации, поделки, выполненные детьми и упакованные в бандероли, и также журналы, открытки, конверты и т.п. На грудь каждого играющего прикрепляется кружочек с цифрой, обозначающей его адрес. Перед игрой можно отгадывать загадки, связанные с почтой. Затем каждый участник игры решает, кому он хочет отправить письмо или бандероль, и ставит на них соответствующий номер – адрес. Если вы заметите, что кому-то из детей никто ничего не послал, пошлите ему сами – пусть никто не чувствует себя обиженным и одиноким. После этого вся почта отдается заранее выбранному почтальону, который доставляет ее адресату. Игру можно проводить перед праздником, тогда дети пишут свои пожелания.

“Спина к спине”. Дети садятся спиной друг к другу. Задача – договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: “Было ли вам удобно?”, “Не хотелось ли что-нибудь изменить?” Лучше, если тему разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь. Игра направлена на развитие умения детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

“Ладошка к ладошке”. В игре участвуют пары. Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате (в ней установлены разные препятствия), чтобы преодолеть парой все эти препятствия. Это могут быть стол, стул, а может, дети соорудят из чего-нибудь гору или реку. Игра тренирует умение чувствовать друг друга и совместно действовать.

“Ищем клад”. Игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу, помогает им лучше осознать и понять себя и своих друзей. Детей просят разбиться на две команды несколько необычным способом. Им предлагается заглянуть друг другу в глаза и выстроиться в ряд по цвету глаз, начиная с ребят с самыми темными и кончая детьми с самыми светлыми глазами. Затем образовавшийся ряд разбивают на две части, образуя тем самым команды: “светлоглазых” и “темноглазых”.

Во второй части игры детям говорится, что сейчас каждая команда начнет искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается рисунок-план комнаты.

В игре происходит организация совместных действий детей, которая требует от них сообразительности и исполнительности, а в конечном итоге учит организовывать совместные действия.

Для упорядочения взаимоотношений в группе целесообразно вводить правила общения (свод школьных правил общения), которые обсуждаются вместе с детьми, формулируются, записываются и, конечно, обязательно выполняются. В некоторых классах дети создают “Союз справедливых”, в который входят самые уважаемые члены группы. Их задача – наблюдать за выполнением правил общения в группе, а также выступать арбитрами в конфликтных ситуациях. Правила могут быть использованы в роли эталонов взаимодействия детей, к ним они апеллируют в случае затруднений, конфликтов, споров, анализе совершенных поступков.