Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
Цель обучающая: познакомить учащихся с многообразием пресмыкающихся .
Цель развивающая: продолжить формирования навыков использование различных источников информации.
Цель воспитывающая: воспитывать бережное отношение к животным.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка изученного материала.
Учитель: Какие приспособления позволяют нам считать пресмыкающихся настоящими наземными жителями?
Ответы учеников. Они имеют веки, которые защищают от высыхания, у них сухая кожа, не нуждаются регулярном смачивании кожи, нет кожного дыхания и хорошо развиты легкие и внутреннее оплодотворение.
3. Объяснение нового материала.
У нас сегодня урок-конференция. Мы поговорим о многообразии пресмыкающихся. Главный вопрос урока: какую роль играют пресмыкающиеся в природе и в жизни человека? В течение урока мы должны выявить, кто у нас самый наблюдательный, внимательный и любознательный. Ребята, класс пресмыкающихся включает отряды черепахи, крокодилы, чешуйчатые, клювоголовые. Давайте начнем рассматривать с отряда черепах.
Ученик: Самый характерный признак черепах- твердый панцирь, в который заключено туловище. В панцире есть несколько отверстий спереди и сзади, через которые животные могут высовывать голову, ноги и хвост. Язык толстый, из органов чувств у черепахи хорошо развито зрение слух и обоняние. Регулирует на яркие цвета. У черепах большую роль играют обоняние, с помощью него черепаха не только находят пищу и ориентируются на территории. Черепахи имеют прекрасный слух. Реагируют на интонацию голоса, если с черепахой ласково разговаривать, она будет вытягивать шею и слушать. Наоборот, если ругать то спрячется в панцирь. Главное условие для их жизни- создать тепло, поэтому черепахи живут только в теплых странах. Голодать они могут по месяцам. Зубов у черепах нет. Морские черепахи кормятся рыбой, ракообразными и моллюсками. Польза черепах заключается в том, что доставляет пластинки, которые употребляют на различные поделки, а так же мясо и яйцо. Приложение 1
Учитель: Спасибо. Ребята, черепаха какой рефлекс может приобрести.
Ученик: Условный рефлекс.
Учитель: Да, ребята действительно, панцирь- это приспособление для пассивной защиты от врагов. Некоторые черепахи приспособились к жизни в воде. Черепахи, живущие в озерах и реках, имеют между пальцами ног плавательную перепонку, а у морских черепах ноги превратились в ласты. Приложение 1 Самая большая черепаха- слоновая черепаха, которая встречается на Галапагосских островах, ее панцирь достигает длины более 1м. Приложение 1.Зеленую черепаху используют ради вкусного мяса. Эту черепаху называют суповой.Приложение1. Давайте послушаем сообщение про крокодилов.
Ученик: Крокодилы ведут полуводный образ жизни. По способу питания являются хищниками. Питаются рыбой, моллюсками и амфибиями. О том, что некоторые животные могут изменять свою окраску, знают многие. На память приходят хамелеоны. Но знаете ли вы, что цвет могут изменять и крокодилы. А этот факт, когда утром после ночной прохлады крокодил вылезает на солнышко погреться, а он темно-серого или коричневого цвета, иногда черного. Такой цвет лучше поглощает солнечные лучи. Когда хищнику становится жарко, он приобретает светлый цвет, хорошо отражающий солнце. Новорожденные крокодильчики похожи на ящериц. Ведь малыши питаются насекомыми. Шея крокодильчиков подвижная. Если кожу снять, получается кожа с красивыми рисунками. Из нее изготавливают портфели, сумки и обувь. Приложение 1
Учитель: В некоторых странах миссисипского аллигатора разводят в питомниках для получения ценной кожи. Послушаем сообщение про него.
Ученик: Общая окраска верхней стороны темная, брюшной светло-желтая. Основная пища- рыба, но, как и большинство других крокодилов, аллигатор при случае нападает и на других животных. Молодые питаются водными насекомыми и ракообразными и более крупные- лягушками, змеями, рыбой, взрослые- млекопитающими и птицами. Для человека аллигаторы большой опасности не представляют. Иногда аллигаторы поедают рыбу в рыбачьих сетях, являются средой обитания для многих видов пресноводных растений и животных. Аллигаторы выкапывают пруды на болотах, разрыхляя и разбрасывая почву задними ногами и ударами хвоста. Они постоянно очищают пруды , в которых обитают , от излишней растительности и густой грязи, выталкивая и вынося ее на берег. В период размножения (апрель- май) самцы обходят свои участки, издавая по временам громкий рев. Рекордная продолжительность жизни этого вида крокодилов в неволе- 85 лет. Приложение 1
Учитель: А, теперь следующий у нас отряд клювоголовые (гаттерия) .
Ученик: Отряд клювоголовых, пресмыкающихся очень древняя группа. Их современный представитель гаттерия. Когда-то клювоголовые ползали во влажных лесах по всей суше. Ныне встречается у берегов Новой Зеландии. Ее изображение можно увидеть на почтовых марках, сувенирах, плакатах- ведь ни одна страна в мире не может похвастаться “живым ископаемым”.Приложение 1
Учитель: У нас остался последний отряд- чешуйчатые входят ящерица, змеи, хамелеоны. Как показывает название, тело представителей этого отряда покрыто чешуей. Приложение1
Ученик: Ящерица, небольшие животные с хорошо развитыми конечностями . Ящерицы широко распространены по всему миру. Отсутствует в Антарктиде. Чешуи бывают мелкими так и крупными. Иногда преобразованы в шипы или гребни. Все ящерицы периодически линяют, скидывая наружный слой кожи. Конечности ящерицы устроены различно в зависимости от образа жизни и поверхности субстрата, по которому они передвигаются. Ящерица имеет зубы. Органы чувств у них развиты по-разному, в зависимости от виды от больших и хорошо видящих у древних форм до мелких. Крупные ящерицы доживают до 10 лет и более. На ящериц нападают почти все животные, которые могут их схватить. Это змеи, хищные птицы, млекопитающие и человек. Если приблизиться к некоторым ящерицам слишком близко, они принимают угрожающую позу. Например, если многих ящериц схватить за хвост, они отбрасывают его, оставляя врагу обломок, так спасаются от гибели. Ящерицами питаются птицы, мелкие звери и змеи. Приложение 1.
Физминутка.
Ученик: Хамелеон - маленькое животное, достигающее 25-30 длины. Обыкновенный хамелеон живет в лесах. Кожа у животного прозрачная. Под ней располагаются черные, красные и желтые клетки. Солнечный цвет тоже воздействует на окраску хамелеона. По утрам при низкой температуре воздуха животные бывают желтого цвета с боковыми полосками. Жаркое солнце делает темными. Эти изменения цвета помогают хамелеону скрываться от врагов таких, как змеи и птицы. Самый крупный хамелеон- Миллера проводят высоко в кронах деревьев. Пищей служат насекомые, все тело Миллера покрыто темными пятнышками. На голове располагается шлем, по спине проходит гребень. Хвост очень длинный. Приложение 1
Учитель: О змеях слышали все. Многие наблюдали в природе. Не так просто сказать, что змея отличается от ящериц, дело в том ,что существуют безногие ящерицы (например веретеница, которых часто путают со змеями). У змей веки срастаются и прозрачные, а безногих ящериц развиты подвижные, непрозрачные веки.
Ученик: Змеи освоили практически все жизненные пространства Земли, кроме воздушного. Предпочитают обитать на территориях с жарким климатом.. В результате похолодания змеи впадают в спячку. Змеи заглатывают добычу целиком. Например, удавы питаются ящерицами, грызунами и птицами. Все известные змеи- хищники. Обыкновенный уж питается лягушкой и рыбой. Приложение 1
Учитель: В голове ядовитой змеи позади глаз находятся ядовитые железы, вырабатывающие сильный яд. Смерть отравленных животных и человека наступает от остановки дыхания. Убивать змей, даже ядовитых не следует .ядовитые змеи не нападают сами на человека. Нападают кто их дразнит или наступает на них. Истребляют вредных грызунов. Яд змей используют в медицине для приготовления лекарств. Если вашего друга укусит ядовитая змея, какую первую помощь вы можете оказать другу
Ученики: необходимо уложить пострадавшего в тень. Отсасывать яд из ранки, но при условии во рту, чтобы не были кариозных зубов. Во время отсасывания массировать область укуса. Наложить жгут. Обеспечить пострадавшему полный покой, дать обильное питье, доставить пострадавшего в медицинское учреждение для оказания врачебной помощи.
Учитель: какие правила мы должны соблюдать в местах, где существует “змеиная опасность”. Не трогать змей, нужно носить высокую обувь, ночью пользоваться фонарем, активны змеи в теплую летнюю погоду. Помнить, что мыши и крысы привлекают змей. В полевых условиях, прежде чем лечь спать, тщательно осмотреть постель.
4. Закрепление
Ребята, кто же у Вас самый внимательный? Вопрос такой: самая большая черепаха? (слоновая). Самое древнее животное? (гаттерия). Самое приспособленное? (хамелеон).
Вывод Какие выводы мы должны сделать, ребята В начале урока у нас был вопрос: какую роль играют пресмыкающиеся в природе и в жизни человека? Мы с вами смогли ответить на данный вопрос. Приложение 1
Домашнее задание, заполнить таблицу. Приложение 1
Признаки |
Отряды |
|||
Чешуйчатые |
Черепахи |
Крокодилы |
||
Ящерица |
Змеи |
|||
Покровы тела Строение конечностей Зубы Значение в природе и в жизни человека |
Литература
И.Х. Шаров, С.П. Шаталова, К.В. Макаров. “Преподавании зоологии в школе” Москва 2006 год.
Т.С. Сухова. “Животные”. Москва 2007 г.