Цели урока:
- Рассмотреть основные свойства металлов.
- Познакомить учеников со сплавами. Объяснить значение сплавов для человечества.
- Обсудить влияние тяжелой промышленности на экологию Казахстана. (Слайд 2, приложение 1 и приложение 2).
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Ход урока
I. Организационный момент.
Присутствие учеников. Наличие учебных принадлежностей.
II. Проверка домашнего задания в виде тестирования, используя ActivVote. (Слайды 3–6, приложение 1 и приложение 2).
III. Объяснение новой темы.
Общие физические свойства (слайды 7–10, приложение 1 и приложение 2).
Объясняются особым строением кристаллической решетки – наличием свободных электронов («электронного газа»).
- Пластичность – способность изменять форму при ударе, вытягиваться в проволоку, прокатываться в тонкие листы. В ряду – Au, Ag, Cu, Sn, Pb, Zn, Fe – уменьшается.
- Блеск, обычно серый цвет и непрозрачность. Это связано со взаимодействием свободных электронов с падающими на металл квантами света.
- Электропроводность. Объясняется направленным движением свободных электронов от отрицательного полюса к положительному под влиянием небольшой разности потенциалов. В ряду – Ag,Cu,Al,Fe – уменьшается. При нагревании электропроводность уменьшается, т.к. с повышением температуры усиливаются колебания атомов и ионов в узлах кристаллической решетки, что затрудняет направленное движение «электронного газа».
- Теплопроводность. Закономерность та же. Обусловлена высокой подвижностью свободных электронов и колебательным движением атомов, благодаря чему происходит быстрое выравнивание температуры по массе металла. Наибольшая теплопроводность – у висмута и ртути.
- Твердость. Самый твердый – хром (режет стекло); самые мягкие – щелочные металлы – калий, натрий, рубидий и цезий – режутся ножом.
- Плотность. Она тем меньше, чем меньше атомная масса металла и чем больше радиус его атома (самый легкий – литий (ρ=0,53 г/см3); самый тяжелый – осмий (ρ=22,6 г/см3). Металлы, имеющие ρ < 5 г/см3 считаются «легкими металлами».
- Температуры плавления и кипения. Самый легкоплавкий металл – ртуть (tпл. = -39°C), самый тугоплавкий металл – вольфрам (tпл. = 3390°C). Металлы с tпл. выше 1000°C считаются тугоплавкими, ниже – низкоплавкими.
Общие химические свойства металлов. (Слайды 11–18, приложение 1 и приложение 2).
I. Взаимодействие с оксидами. Видео-опыт «Взаимодействие оксида железа III с алюминием».
Fe2O3 +2Al→ 2 Fe + Al2O3
II. Взаимодействие со спиртами. Видео-опыт «Взаимодействие спиртов с натрием».
2CH3OH + 2 Na → 2CH3ONa + H2
2C2H5OH + 2 Na → 2C2H5ONa + H2
2C3H7OH + 2 Na →2 C3H7ONa + H2
Сильные восстановители: Me0 – nē → Men+
1. Реакции с неметаллами.
- С кислородом: 2Mg0 + O2→ 2Mg+2 O
- С серой: Hg0 + S → Hg+2 S
- С галогенами: Ni + Cl2 –t→ Ni+2Cl2
- С азотом: 3Ca0 + N2 –t→ Ca3+2N2
- С фосфором: 3Ca0 + 2P –t→ Ca3P2
2. Реакции с кислотами.
1) Металлы, стоящие в электрохимическом ряду напряжений до H восстанавливают кислоты-неокислители до водорода:
Mg0 + 2HCl → Mg+2Cl2 + H20
(Mg0 + 2H+ → Mg2++ H20)
2Al0+ 6HCl → 2AlCl3 + 3H20
(2Al0 + 6H+→ 2Al3+ + 3H20)
6Na0 + 2H3PO4 → 2Na3+1PO4 + 3H2
(6Na0 + 6H+ → 6Na+ + 3H20)
Восстановление металлами кислот-окислителей смотри в разделах: «окислительно-восстановительные реакции», «серная кислота», «азотная кислота».
3. Взаимодействие с водой.
1) Активные (щелочные и щелочноземельные металлы) образуют растворимое основание и водород:
2Na0 + 2H2O → 2Na+1OH + H20
(2Na0 + 2H2O → 2Na1+ + 2OH1- + H20)
Ca0 + 2H2O → Ca+2(OH)2 + H20
(Ca0 + 2H2O → Ca2+ + 2OH1- + H20)
2) Металлы средней активности окисляются водой при нагревании до оксида:
Zn0 + H2O –t→ Zn+2O + H20
3) Неактивные (Au, Ag, Pt) – не реагируют.
Сплавы. (Слайды 19–32, приложение 1 и приложение 2).
СПЛАВЫ, макроскопические однородные системы, состоящие из двух или более металлов (реже – металлов и неметаллов) с характерными металлическими свойствами. В более широком смысле Сплавы – любые однородные системы, полученные сплавлением металлов, неметаллов, неорганических соединений и т.д.
Сплавы различаются по своему предназначению.
- Конструкционные сплавы.
- Конструкционные со специальными свойствами (например, искробезопасность, антифрикционные свойства).
- Для заливки подшипников.
- Для измерительной и электронагревательной аппаратуры.
- Для изготовления режущих инструментов.
Виды черных сплавов.
Виды чугуна и его свойства. Чугун значительно тверже железа, обычно он очень хрупкий, не куется, а при ударе разбивается. Этот сплав применяется для изготовления различных массивных деталей методом литья, так называемый литейный чугун и для переработки в сталь – передельный чугун.
Применение чугуна: Этот сплав применяется для изготовления различных массивных деталей методом литья, так называемый литейный чугун.
Виды стали по химическому составу.
Углеродистая сталь – представляет собой сплав железа главным образом с углеродом, но, в отличие от чугуна, содержание в ней углерода, а также других веществ гораздо меньше. В зависимости от количества углерода стали подразделяют на мягкие(0,3%С), средней твердости и твердые (до 2%С). Применение углеродисто стали. Из мягкой и средней твердости стали делают детали машин, трубы, гвозди, скрепки и т. д., а из твердой – различные инструменты.
Легированная сталь – это тоже сплав железа с углеродом, только в него введены еще специальные, легирующие добавки: хром, никель, вольфрам, молибден и др. Легирующие добавки придают сплаву особые качества.
Свойства легированных сталей
Легирующий элемент |
Особые свойства стали |
Изделия, для производства которых используется сталь |
Хром |
Твердость и коррозионная стойкость |
Инструменты, резцы, зубила |
Вольфрам |
Твердость и жаропрочность, износоустойчивость |
Быстрорежущие инструменты, пилы, фрезы, штампы, нити электрических ламп |
Виды цветных сплавов.
Бронза – сплав на основе меди с добавкой (до 20%) олова. Бронза хорошо отливается, поэтому используется в машиностроении, где из нее изготавливают подшипники, поршневые кольца, клапаны, арматуру и т. д. Используется также для художественного литья.
Дюралюминий – сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний. Марганец и никель. Имеет хорошие механические свойства, применяется в самолетостроении машиностроении.
Значение сплавов.
Сплавы – это основа современного машиностроения, оборонной промышленности, ракетостроения и других отраслей промышленности.
IV. Закреплении по теме сплавы «Дайте название сплава».
V. Вклад ученых в развитие металлургии (сообщения учеников). (Слайды 33–34, приложение 1 и приложение 2).
VI. Закрепление по теме используя задачи. (Слайды 35–37, приложение 1 и приложение 2).
Задача № 1. Бронза является сплавом олова и меди. Сколько процентов сплава составляет медь в куске бронзы, состоящем из 6 кг олова и 34 кг меди?
Решение:
1) 6 + 34 = 40 (кг) – масса всего сплава.
2) 34/40*100% = 85% – сплава составляет медь.
Ответ. 85%.
Задача № 2. Концентрация серебра в сплаве 300 г составляет 87%. Вычислите массу серебра?
Задача № 3. Имеются два слитка сплава золота с медью. Первый слиток содержит 230 г золота и 20 г меди, а второй слиток – 240 г золота и 60 г меди. От каждого слитка взяли по куску, сплавили их и получили 300 г сплава, в котором оказалось 84% золота. Определить массу (в граммах) куска, взятого от первого слитка.
Решение:
Определим процентное содержание золота в обоих слитках.
1) 230 + 20 = 250 (г) – масса 1-го слитка, 230/250=0,92 (92%)процентное содержание золота в 1-м слитке.
2) 240 + 60 = 300 (г) – масса 2-го слитка, 240/300=0,8 (80%) – процентное содержание золота во 2-м слитке. Пусть х масса куска, взятого от 1-го слитка, (300 - х) – масса куска, взятого от 2-го слитка, получим уравнение 0,92х + 0,8 (300 - х) = 0,84*300, откуда х=100.
Ответ: 100 г.
Задача № 4. Первый сплав серебра и меди содержит 70 г меди, а второй сплав – 210 г серебра и 90 г меди. Взяли 225 г первого сплава и кусок второго сплава, сплавили их и получили 300 г сплава, который содержит 82% серебра. Сколько граммов серебра содержалось в первом сплаве?
Решение:
Пусть х г серебра содержится в 1-м сплаве, тогда 70 / (х + 70) – какую часть 1-го сплава составляет медь, 90 / (210 + 90) – такую часть составляет медь во 2-м сплаве, кусок второго сплава 300 – 225 = 75 г, тогда получаем уравнение.
225 * (70 / (х + 70)) + 75 * (90 / 300) = (1 - 0,82) * 300, откуда х=430 г
Ответ: 430 г.
VII. Беседа с учениками «Что надо делать, дабы избежать экологической катастрофы?»
VIII. Заключение. (Слайды 38–39, приложение 1 и приложение 2).
IX. Домашнее задание: в книге тема «Свойства металлов». Реферат на тему «Влияние металлургии на экологию Казахстана».
X. Выставление оценок за урок.