“… Именно в семье создаются уникальные
условия для формирования ценностных ориентаций,
установок, эмоционального отношения к другим
людям, что создает основу для развития личности
ребенка в целом” Е.А. Стребелева, А.В
Зацепина |
Одним из основных источников и эталонов человеческого поведения является семья. Образцы поведения родителей копируются ребенком с раннего детства, и решение сначала детских, а потом взрослых проблем взаимодействия осуществляется часто на основе подражания семейному варианту их решения (А.А. Аркин, Л.С. Выгодский, А.В. Запорожец и др.).
Цель воспитания ребенка – это подготовка сознательного члена общества, активно участвующего в жизни и труде. Но, воспитывая “особого” ребенка, необходимо знать своеобразие его развития и специальные методы воспитания.
Рождение малыша с отклонениями в развитии, независимо от характера и сроков его заболевания или травмы, нарушает весь ход жизни семьи. Обнаружение у ребенка дефекта почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние, семья оказывается в психологически сложной ситуации. Рушатся надежды, развивается психологическое противоречие между ожиданиями и физической невозможностью их осуществления.
Американский исследователь семьи Торнбалл в 1986 г. выделил пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, имеющих детей с отклонениями в развитии.
- Рождение ребенка – получение точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи.
- Школьный возраст – становление личностной точки зрения на форму обучения ребенка (интегрированное, специализированное обучение), хлопоты по устройству, переживание реакций сверстников, заботы по внешкольной деятельности ребенка.
- Подростковый возраст – привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников и отвержением, планирование будущей занятости ребенка.
- Период “выпуска” – признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей его социализации.
- Постродительский период – перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно выпущен из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.
Столкнувшись с фактом рождения ребенка с проблемами в развитии и необходимостью его воспитания, родители не всегда способны адекватно воспринимать ситуацию и вести себя в ней.
Ряд специфических особенностей родительского поведения:
1. Нежелание родителей принимать медицинские диагнозы, избегание специалистов, констатирующих реальную ситуацию происходящего с ребенком.
2. Неоднозначное отношение к комплексной психолого-медико-педагогической помощи. В одних случаях родители категорически отказываются от медицинских мероприятий, необходимых для активизации нервно-психической и физиологической деятельности детей с проблемами в развитии. Или же они стараются их минимизировать (т.е. по возможность избежать) и отдают приоритет только педагогической коррекции. В других случаях родители преувеличивают роль медицинского влияния на развитие ребенка, рассматривая психолого-педагогическую помощь как второстепенную и малоэффективную.
Склонность родителей скрывать факты проблемного развития ребенка в общении с окружающими, особенно в беседах на тему успехов и достижений ребенка (со знакомыми, специалистами и др.). Это проявляется в настороженном или агрессивном поведении, стремлении преувеличивать способности ребенка. Часто результатом такого поведения родителей является предъявление ребенку неадекватных его психофизическим возможностям требований.
К сожалению, далеко не все мамы и папы детей с проблемами в развитии способны самостоятельно преодолеть тяжелый кризис вхождения в статус семьи с “особым” ребенком. С каждым днем по мере роста и развития ребенка в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Казалось бы, друзья и родственники должны помочь родителям, однако, узнав о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходится задуматься об отношении к ребенку, к его родителям. Не зная как помочь, и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, как бы не замечать проблему, что еще больше затрудняет положение семьи “особого” ребенка. Нередки случаи, когда бабушки и дедушки из-за стыда отказываются признать внука или внучку с инвалидностью.
В первую очередь это относится к глубоко умственно отсталым детям, которые внешним видом и неадекватным поведением привлекают к себе нездоровое любопытство и неизменные расспросы со стороны знакомых и незнакомых людей. Все это ложится тяжким бременем на родителей и, особенно, на мать, чувствующую себя виноватой за рождение такого ребенка. Трудно свыкнуться с мыслью, что именно твой ребенок “не такой, как все”. Страх за его будущее, растерянность, незнание особенностей воспитания приводят к тому, что родители отгораживаются от близких, друзей и знакомых, предпочитая переносить свое горе в одиночку, или определяют ребенка в интернат.
Конструктивная и динамическая помощь таким семьям является необходимой на всех этапах жизни ребенка. Специалистам необходимо создать благоприятные условия для реабилитации всей семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии. Суть реабилитации заключается в том, чтобы помочь семье обрести прежний социально-психологический и социокультурный статус, выйти из состояния психологического стресса.
Решение этой проблемы предусматривает:
- психологическое изучение состояния членов семьи, в первую очередь матери;
- составление программы реабилитационных мероприятий семьи в психолого-педагогическом и социально-культурном аспектах;
- проведение реабилитационных мероприятий, в соответствии с программой, конкретно для каждой семьи;
- организацию групп взаимоподдержки;
- патронирование семьи после проведенных реабилитационных мероприятий.
Для обеспечения эффективной работы с родителями “особых” детей специалисты должны разобраться в эмоциональных отношениях в семье. Педагогам приходится иметь дело со взрослыми, находящимися на различных этапах адаптации к роли родителей проблемного ребенка. Специалистам важно знать, насколько члены “особой” семьи готовы говорить о своей семейной проблеме с другими взрослыми, как они относятся к коррекционно-развивающему процессу, каковы их ожидания, установки, готовы ли они вообще сотрудничать с медико-психолого-педагогическим персоналом образовательного учреждения.
Помогая ребенку преодолевать трудности в овладении внешним миром, родителям важно преодолеть нередко возникающее чувство своей неполноценности, понять, что семейная обстановка, в которой растет ребенок, должна быть естественной системой отношений – между родителями и детьми, между супругами, а также отношений и связей с окружающими семью людьми.
Модель организации помощи семье, воспитывающей проблемного ребенка, должна иметь три этапа своего развития:
Первый этап направлен на привлечение родных к учебно-образовательному процессу ребенка. Педагог должен убедить членов семьи в том, что именно в них очень нуждается их малыш, что, кроме них, этим процессом заняться некому, что ни одна, даже самая лучшая коррекционно-развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
На втором этапе предполагается формирование увлечения родителей процессом развития ребенка. Главной задачей работы становится формирование у них активной позиции в воспитании малыша. Педагог показывает родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений. Члены семьи обучаются эталонным моделям работы с ребенком, включающим отработку заданий педагога.
Третий этап характеризуется раскрытием перед членами семьи возможности личного поиска творческих подходов к обучению малыша и личного участия в исследовании его возможностей. При этом значимым является обучение родителей разнообразным формам взаимодействия с ребенком наблюдению и оценке его реакций и поведения.
Представления и ожидания, связанные с развитием ребенка, восприятие самого ребенка составляют основу “родительских установок” и являются источником для воспитательных стратегий. В процессе работы повышается родительская компетенция, родители “особых” детей постепенно берут на себя не только поддерживающие и закрепляющие, но и самостоятельно развивающие функции развивающего взаимодействия с ребенком.
Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс является важнейшим условием развития ребенка с особыми образовательными потребностями. Учет эмоциональных, социальных, личностных и других особенностей семьи с “особым” ребенком увеличивает эффективность использования ее педагогического потенциала, что является одним из важнейших факторов эффективности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
- Савина Е.А., Чарова О.Б. “Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии” / научно-методический журнал “Вопросы психологии”, № 6, 2002, с. 15-23;
- Ткачева В.В. Пути социальной адаптации семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Практикум по социальной адаптации. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
- Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Практикум по формированию адекватных отношений. – М.: Издат. ГНОМиД, 2000.
- Строгова Н.А., Магарычева Е.А. “Проблема психологической помощи родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии” / журнал “Школьный логопед”, № 1(16), 2007, с. 56-59;
- Хайртдинова Л.Ф. “О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 11–13;
- Стребелева Е.А., Закрепина А.В. “Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии” / “Дефектология”, № 1, 2005, стр. 3–10;
- Чарова О.Б. “Материнские установки по отношению к детям с нарушением интеллекта” / “Дефектология”, № 6-2008, стр. 13-19;
- Микляева Н.В. “Изменение родительских установок на процесс коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи” / журнал “Логопед”, № 5, 2008, стр. 119–123.