Урок литературного чтения «Акцентное вычитывание сказки "Чайник" Х.К. Андерсена»

Разделы: Начальная школа


Метод обучения:

  • частично-поисковый;
  • метод решения учебных задач;
  • моделирование.

Формы организации учебной деятельности:

  • Групповая
  • Индивидуальная
  • Фронтальная

Средства обучения:

  • Учебник “Литературное чтение” 2 класс Кудина Г.Н; Новлянская З.Н.;
  • Дидактический материал на доске;
  • Раздаточный материал на партах;
  • Портрет сказочника;
  • Шарики настроений.

Цели урока:

  • Образовательная: создать условия для осмысления произведения, для понимания точки зрения автора, для активизации мыслительной деятельности учащихся.
  • Развивающая: а) создать условия для развития умения анализировать текст, составлять схему и модель – описание; б) создать условия для развития функции самооценки, умения мыслить самостоятельно; в) создать условия для развития речи учащихся, умения правильно высказать свою мысль.
  • Воспитательная: а) создать условия для формирования умения общаться через работу учащихся в группе, умения слушать ответы одноклассников; б) воспитывать положительные качества характера.

 Ход урока

1.Организационный момент. Приветствие гостям.

Улыбнулись соседу, учителю. Мы начинаем урок литературного чтения.

Музыка. Моцарт для детей. МУЗЫКА.
2.Создание ситуации успеха. – Какое настроение у нас вызывает данная музыка (загадочное, волшебное, необычное). Сформулируйте тему сегодняшнего урока?

– Значит, и говорить мы сегодня будем о волшебстве, о необычном.

– Где обычно проявляется волшебство? (в сказке).

– Чем будем заниматься сегодня на уроке? (работать со сказкой)

– Кто создает сказки? (народ, авторы, сказочники).

– С произведением одного из сказочников вы знакомились дома. – - Кто этот сказочник? Угадайте (на доске)

С Е Н А Д Р Н Е

Г.Х. Андерсен (Вывешивается портрет).

На доске: годы жизни 1805-1875г.

– Что вы знаете про автора? (в прошлом году отмечали 200-летний юбилей).

– Великий сказочник написал много сказок. Я хочу проверить, знаете ли вы его сказки. По строчке из сказки угадайте ее название:

1. Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны.

– Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно. (“Огниво”)

2. Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу, но только настоящую. (“Принцесса на горошине”)

3. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. (“Стойкий оловянный солдатик”)

4. Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было 11 сыновей и 1 дочка Элиза. (“Дикие лебеди”)

– Молодцы, вы знаете сказки Г.Х Андерсена. А сейчас угадайте еще одно произведение. Выполните действия и узнаете его.

ЧА + УМ – М + ЙН – У + ИК =…? “Чайник”

– Это произведение вы читали дома.

– Какое настроение вызвала сказка, когда вы ее читали дома?

3. Проверка домашнего задания – Вы читали эту сказку дома. Я хочу проверить, как вы внимательно ее читали. Продолжите мои предложения:

1. У меня была приставка и спереди и сзади: … (спереди – носик, сзади – ручка)

2. Недостатки у всех у нас есть, но… (у каждого есть зато и свои преимущества)

3. Я без чувств лежал на полу… (горячая вода бежала из меня ручьями)

4. Но вот стоял я, стоял, и вдруг… (для меня началась новая лучшая жизнь)

5. Меня же выбросили на двор, и я теперь валяюсь там, как старый черепок… (но воспоминаний моих у меня никто не отнимет)

4. Актуализация знаний.

– Давайте оценим себя (на доске оценочная линейка, ученики показывают высокий уровень).

Мы смогли продолжить все предложения? Значит, как мы дома читали произведение? (внимательно).

– Ребята, мы умеем работать с произведением?

– Что можем составить в помощь себе? (схему).

– Вы знаете произведение, поэтому я попрошу вас попробовать составить схему в группах.

(Составление схемы в группах).

Схемы вывешиваются на доску.

5. Работа со схемой. – Хорошо поработали. А сейчас проверим каждую группу и создадим общую схему.

– С чего мы начинаем заполнять схему? (Каждая группа предлагает один вариант)

1 группа: (находит рассказчика) Рассказчик – герой (вычитывание текста, доказательство)

2 группа: (определяет героя) Герой – чайник.

– Открыто Андерсен не говорит, что это чайник. Как вы догадались? (вычитывание текста, доказательство)

3 группа – (выделяет автора) Автор сочиняет

4 группа – (определяет читателя) Вчк (вдумчивый читатель-критик) анализирует произведение.

5 группа – необходимо предположить точку зрения автора.

6 группа – покажем настроение.

– Мы составили схему?

– Для того, чтобы узнать точку зрения автора, мы поработаем со сказкой.

6. Акцентное вычитывание сказки. Чтение по абзацам.

1 абзац читает учитель.

Задание перед чтением: подумайте, какие качества описывает рассказчик.

2 абзац читает ученик.

Задание перед чтением: простыми карандашами, отметьте слова, которые характеризуют чайник. Ученик пробует эти слова выделить голосом.

ПРОВЕРКА,

3 абзац: самостоятельное чтение.

Задание перед чтением: определить, какой чайник.

Работа в группах:

В группах карточка №1.

ЧАЙНИК

Карточка №1

ГОРДЫЙ
НЕНУЖНЫЙ
ЛЮБИТ СЕБЯ
ГРОЗНЫЙ
ПОЛЬЗА ЛЮДЯМ
ЖИВОЙ
ЗАБЫЛ СЕБЯ РАДИ ДРУГИХ
ТОСКУЮЩИЙ

– Выберите, из карточки качества, которые присущи чайнику.

– Обсуждение.

– Какой же чайник? (Качества противопоставляются)

– Мы выбрали много качеств чайника. Молодцы!

– Давайте оценим себя на самооценочной линеечке. Как мы смогли вычитать текст? (показывается высокий уровень)

– Какое еще задание выполняли дома?

(Дома рисовали рисунки.)

7. Работа с рисунками. – Посмотрим, какие чайники получились.

Обсуждение рисунков: какой чайник?

Можете выбрать слова из модели. Вернемся снова к нашей схеме.

– Что у нас еще осталось? Мы еще не раскрыли?

Точка зрения автора.

– Что такое точка зрения автора? Чему мы можем поучиться, читая это произведение?

Нельзя быть такому, как чайник?

– С какими людьми нам бывает хорошо, комфортно, уютно?

8. Работа с карточками.

Карточка № 2

– В группах попробуйте собрать пословицы, т.к. народная мудрость очень точно подмечает все достоинства и недостатки.

ЛИЧИКОМ БЕЛ, ДА ДУШОЙ ЧЕРЕН.

В КОМ СТЫД, В ТОМ И СОВЕСТЬ.

ДОБРА ЖЕЛАЕШЬ, ДОБРО И ДЕЛАЙ.

Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

– Какая пословица больше всего подходит к нашей сказке?

9. Рефлексия. – Чем мы занимались на уроке?

– Ребята, а кем мы выступали с вами? (Вчк).

– Оценим себя на с/оц. линеечке. Можем оценить на самом верху?

– Оценили, а мы можем показать настроение?

– Какое у вас настроение?

Прикрепите шарики к шарикам настроения у Вчк.(каждый выбирает свой шарик)

– Какое настроение преобладает?

10. Домашнее задание. Подберите и запишите в тетрадь 1-2 пословицы к сказке.

– Молодцы все, мы можем себя похвалить, похлопаем себе в ладоши.

Спасибо за работу!