Метод обучения:
- частично-поисковый;
- метод решения учебных задач;
- моделирование.
Формы организации учебной деятельности:
- Групповая
- Индивидуальная
- Фронтальная
Средства обучения:
- Учебник “Литературное чтение” 2 класс Кудина Г.Н; Новлянская З.Н.;
- Дидактический материал на доске;
- Раздаточный материал на партах;
- Портрет сказочника;
- Шарики настроений.
Цели урока:
- Образовательная: создать условия для осмысления произведения, для понимания точки зрения автора, для активизации мыслительной деятельности учащихся.
- Развивающая: а) создать условия для развития умения анализировать текст, составлять схему и модель – описание; б) создать условия для развития функции самооценки, умения мыслить самостоятельно; в) создать условия для развития речи учащихся, умения правильно высказать свою мысль.
- Воспитательная: а) создать условия для формирования умения общаться через работу учащихся в группе, умения слушать ответы одноклассников; б) воспитывать положительные качества характера.
Ход урока
1.Организационный момент. | Приветствие гостям. Улыбнулись соседу, учителю. Мы начинаем урок литературного чтения. |
|
Музыка. Моцарт для детей. | МУЗЫКА. | |
2.Создание ситуации успеха. | – Какое настроение у нас вызывает
данная музыка (загадочное, волшебное, необычное).
Сформулируйте тему сегодняшнего урока? – Значит, и говорить мы сегодня будем о волшебстве, о необычном. – Где обычно проявляется волшебство? (в сказке). – Чем будем заниматься сегодня на уроке? (работать со сказкой) – Кто создает сказки? (народ, авторы, сказочники). – С произведением одного из сказочников вы знакомились дома. – - Кто этот сказочник? Угадайте (на доске) С Е Н А Д Р Н Е Г.Х. Андерсен (Вывешивается портрет). На доске: годы жизни 1805-1875г. – Что вы знаете про автора? (в прошлом году отмечали 200-летний юбилей). – Великий сказочник написал много сказок. Я хочу проверить, знаете ли вы его сказки. По строчке из сказки угадайте ее название: 1. Шел солдат по дороге: раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шел домой с войны. – Вот бравый солдат! Ну, сейчас ты получишь денег, сколько твоей душе угодно. (“Огниво”) 2. Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу, но только настоящую. (“Принцесса на горошине”) 3. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. (“Стойкий оловянный солдатик”) 4. Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. У него было 11 сыновей и 1 дочка Элиза. (“Дикие лебеди”) – Молодцы, вы знаете сказки Г.Х Андерсена. А сейчас угадайте еще одно произведение. Выполните действия и узнаете его. ЧА + УМ – М + ЙН – У + ИК =…? “Чайник” – Это произведение вы читали дома. – Какое настроение вызвала сказка, когда вы ее читали дома? |
|
3. Проверка домашнего задания | – Вы читали эту сказку дома. Я хочу
проверить, как вы внимательно ее читали.
Продолжите мои предложения: 1. У меня была приставка и спереди и сзади: … (спереди – носик, сзади – ручка) 2. Недостатки у всех у нас есть, но… (у каждого есть зато и свои преимущества) 3. Я без чувств лежал на полу… (горячая вода бежала из меня ручьями) 4. Но вот стоял я, стоял, и вдруг… (для меня началась новая лучшая жизнь) 5. Меня же выбросили на двор, и я теперь валяюсь там, как старый черепок… (но воспоминаний моих у меня никто не отнимет) |
|
4. Актуализация знаний. | – Давайте оценим себя (на доске
оценочная линейка, ученики показывают высокий
уровень). Мы смогли продолжить все предложения? Значит, как мы дома читали произведение? (внимательно). – Ребята, мы умеем работать с произведением? – Что можем составить в помощь себе? (схему). – Вы знаете произведение, поэтому я попрошу вас попробовать составить схему в группах. (Составление схемы в группах). Схемы вывешиваются на доску. |
|
5. Работа со схемой. | – Хорошо поработали. А сейчас проверим
каждую группу и создадим общую схему. – С чего мы начинаем заполнять схему? (Каждая группа предлагает один вариант) 1 группа: (находит рассказчика) Рассказчик – герой (вычитывание текста, доказательство) 2 группа: (определяет героя) Герой – чайник. – Открыто Андерсен не говорит, что это чайник. Как вы догадались? (вычитывание текста, доказательство) 3 группа – (выделяет автора) Автор сочиняет 4 группа – (определяет читателя) Вчк (вдумчивый читатель-критик) анализирует произведение. 5 группа – необходимо предположить точку зрения автора. 6 группа – покажем настроение. – Мы составили схему? – Для того, чтобы узнать точку зрения автора, мы поработаем со сказкой. |
|
6. Акцентное вычитывание сказки. | Чтение по абзацам. 1 абзац читает учитель. Задание перед чтением: подумайте, какие качества описывает рассказчик. 2 абзац читает ученик. Задание перед чтением: простыми карандашами, отметьте слова, которые характеризуют чайник. Ученик пробует эти слова выделить голосом. ПРОВЕРКА, 3 абзац: самостоятельное чтение. Задание перед чтением: определить, какой чайник. Работа в группах: В группах карточка №1. |
|
ЧАЙНИК |
– Выберите, из карточки качества, которые присущи чайнику. – Обсуждение. – Какой же чайник? (Качества противопоставляются) – Мы выбрали много качеств чайника. Молодцы! – Давайте оценим себя на самооценочной линеечке. Как мы смогли вычитать текст? (показывается высокий уровень) – Какое еще задание выполняли дома? (Дома рисовали рисунки.) |
|
7. Работа с рисунками. | – Посмотрим, какие чайники получились. Обсуждение рисунков: какой чайник? Можете выбрать слова из модели. Вернемся снова к нашей схеме. – Что у нас еще осталось? Мы еще не раскрыли? Точка зрения автора. – Что такое точка зрения автора? Чему мы можем поучиться, читая это произведение? Нельзя быть такому, как чайник? – С какими людьми нам бывает хорошо, комфортно, уютно? |
|
8. Работа с карточками. Карточка № 2 |
– В группах попробуйте собрать
пословицы, т.к. народная мудрость очень точно
подмечает все достоинства и недостатки. ЛИЧИКОМ БЕЛ, ДА ДУШОЙ ЧЕРЕН. В КОМ СТЫД, В ТОМ И СОВЕСТЬ. ДОБРА ЖЕЛАЕШЬ, ДОБРО И ДЕЛАЙ. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. – Какая пословица больше всего подходит к нашей сказке? |
|
9. Рефлексия. | – Чем мы занимались на уроке? – Ребята, а кем мы выступали с вами? (Вчк). – Оценим себя на с/оц. линеечке. Можем оценить на самом верху? – Оценили, а мы можем показать настроение? – Какое у вас настроение? Прикрепите шарики к шарикам настроения у Вчк.(каждый выбирает свой шарик) – Какое настроение преобладает? |
|
10. Домашнее задание. | Подберите и запишите в тетрадь 1-2
пословицы к сказке. – Молодцы все, мы можем себя похвалить, похлопаем себе в ладоши. Спасибо за работу! |