В условиях модернизации системы образования обществом предъявляются повышенные требования к качеству организации педагогического процесса. Используемый сегодня в работе с детьми гуманистический подход требует от специалистов создания оптимальных условий для раскрытия творческого потенциала личности каждого ребенка, для обеспечения его нормального физического и психического развития. Однако, опыт работы педагогов показывает, что не всегда удается реализовать эту задачу.
Среди проблем, с которыми часто приходится сталкиваться педагогам, вступает проблема установления взаимоотношений и организации образовательно – воспитательного процесса с детьми, чья безудержанная подвижность выходит за рамки просто активного ребенка. Такие дети осложняют жизнь не только себе, но и окружающим. На них часто жалуются педагоги, безпомощные родители “разводят руки”, да и среди сверстников они не пользуются большой популярностью, в связи с невозможностью подчиняться определенным правилам. Вот почему проблема организации обучения и воспитания детей данной категории на сегодняшний день безусловно является актуальной. Современная психолого – педагогическая практика использует для обозначения таких детей термин “гиперактивный ребенок” (в медицине он звучит как “Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – СДВГ”).
При организации воспитательно – образовательной работы с детьми в нашем дошкольном учреждении эта проблема также очень актуальна. Проанализировав состояние здоровья и наблюдения за поведением детей, мы, выделили достаточное количество дошкольников, которые доставляют много хлопот своим поведением, неумением общаться с окружающими людьми, повышенной конфликтностью и трудностями при организации учебной и самостоятельной деятельности. Данные, за последние пять лет, показывают, что с каждым годом идет увеличение количества таких детей на группах (см. Таблица 1).
Таблица 1. Сводные данные о количестве детей с проявлениями СДВГ в ДОУ.
Учебный год | Всего детей в детском саду | Дети с СДВГ, нуждающиеся в особой работе | % соотношение детей с СДВГ от общего числа детей в ДОУ |
2003 – 2004 | 229 | 8 | 3,5 % |
2004 – 2005 | 225 | 10 | 4,5 % |
2005 – 2006 | 233 | 18 | 7,7 % |
2006 – 2007 | 230 | 24 | 10,4 % |
2007 – 2008 | 235 | 29 | 12,3 % |
В связи со сложностями в решении проблемы перед нашим дошкольным учреждением встала необходимость применения комплексного подхода в работе с детьми с гиперактивностью.
Анализ многочисленных исследований по интересующему нас направлению позволил сделать вывод о том, что только своевременная и комплексная работа по преодолению нежелательных проявлений гиперактивности помогает ребенку – дошкольнику успешно социализироваться в среде сверстников и успешно усваивать учебный материал (И.П.Брязгунов (2001), Н.Н.Заваденко (2000), О.И.Политика (2005), Н.Я.Семаго (2000), А.Л.Сиротюк (2002) и др.).
Комплексная работа с учетом особенностей детей с гиперактивностью, которая имеет множественную этиологию и представляет собой симптомокомплекс, сочетающий различные проявления, должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачом, психологом, педагогом, при активном участии родителей, то есть предусматривает организацию полноценного сопровождения развития ребенка. Идея психологического сопровождения дает возможность органично сочетать специфическую психологическую работу с детьми с целями и ценностями всего учебно-воспитательного процесса.
Вслед за основателями идеи организационного и содержательного аспекта психологического сопровождения, под комплексным сопровождением в ДОУ мы понимаем систему профессиональной деятельности “команды” специалистов, направленной на создание социально – психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка независимо от его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде (М.Р.Битянова (1997), И.В.Дубровиной (1997), Е.И.Казаковой (1995-2000), Т.И.Чирковой (2001), Л.М.Шипициной, А.А.Халько, Ю.С.Галлямовой, Р.В.Демьянчук, Н.Н.Яковлевой (2003) и других) [10].
В соответствии с этим, целью организации сопровождения в нашем ДОУ выступает: создание социально - психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в конкретной социальной среде.
В реализации своей работы, мы опираемся на следующие принципы сопровождения, выдвинутые в работах Е.И.Казаковой (1998), И.В.Дубровиной (1997), Л.М.Щипициной (1998, 2003) и других:
- Законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка при соблюдении гарантированных прав родителей (законных представителей);
- Мультидисциплинарность (комплексность), то есть осуществление сопровождения с участием разных специалистов (учителей, логопедов, психологов, педагогов, медицинских работников);
- Ограничение во времени с учетом перспектив дальнейшего обучения в школе;
- Независимость и автономность каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком;
- Сопровождение должно реализовываться не только психологическими, но и педагогическими средствами [10].
Большую роль в организации сопровождения с гиперактивностью играет психологическая служба. Она выполняет координирующую и направляющую функцию при решении вопросов оценки эффективности работы, ее направленности, координирует деятельность не только специалистов ДОУ, но и проводит широкую разъяснительную работу с родителями.
Свою работу с детьми по преодолению негативных проявлений гиперактивности психологическая служба выстаивает в несколько этапов.
I этап – Диагностический.
Цель данного этапа – собрать необходимый материал для понимания специфики проявлений гиперактивности у каждого конкретного ребенка, оценить степень рисков, провести оценку эффективности взаимоотношений с ребенком со стороны взрослых (родителей, педагогов).
Здесь же проводится анализ медицинской документации.
II этап – Коррекционно – развивающий.
Основной этап, в рамках которого проводится непосредственная работа с детьми, по коррекции нежелательных проявлений гиперактивности, развитие творческого потенциала.
На этом этапе работа строится в двух основных формах. Индивидуальные занятия с детьми, целью которого является коррекция выявленных индивидуальных особенностей проявления синдрома гиперактивности. А также используются групповые формы работы с детьми, с целью формирования социальных навыков, навыков совместной деятельности.
На этом же этапе проводится корректировка развивающей программы, в соответствии с анализом полученных данных в ходе наблюдений, проективных методов. Корректировка и определение дальнейшего пути реализации программы осуществляется в ходе психолого – медико - педагогического консилиума ДОУ (ПМПК), где свое объективное мнение о наблюдаемых в ребенке изменениях может высказать любой специалист, работающий с ребенком.
III – Аналитический.
На этом этапе проводится оценка эффективности работы команды, намечаются дальнейшие пути работы.
С целью реализации коррекционно – развивающего подхода в работе с детьми с гиперактивностью нами была разработана программа. При ее создании мы опирались на теоретико – методологические подходы в работе с детьми с гиперактивность, разработанные в отечественной психолого – педагогической школе, на данные психолого – педагогческого исследования особенностей проявлений синдрома у детей нашего ДОУ. Было выявлено, что часто многие проявления гиперактивных детей, сочетались с проявлениями агрессивных тенденций в поведении, эмоциональном реагировании, нарушениями в детско – родительских отношениях. Поэтому при разработке коррекционной программы учитывались и эти факторы.
В основе программы лежат теоретические положения об особенностях развития дошкольников с гиперактивностью и этапах коррекционной работы с ними (И.П. Брязгунов (1980, 2001), Е.В.Касатикова (2001), Е.К.Лютова и Г.Б.Монина (2000), а также положения о роли игры в психическом развитии и психокорреционом процессе (З.Фрейд (1913), Л.С.Выготский (1966), А.Н. Леонтьев (1983), Д.Б. Эльконин (1978), М.А.Панфилова (2000)).
В соответствии с общепринятыми подходами, нами были выделены основные направления работы с детьми с гиперактивностью, которые включали следующие аспекты:
- Физическая реабилитация.
- Обучение навыкам саморегуляции.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Коррекция негативных эмоций.
- Развитие дефицитных функций в системе синдрома [5, 6, 10].
Цель программы – коррекция нежелательных личностных и поведенческих особенностей через раскрытие творческого, интеллектуального потенциала ребенка.
В основе программы положен интегративный подход использования приемов разных направлений (сочетание игротерапии, арт – терапии, психогимнастики и т.п.).
Принципы осуществления коррекционного воздействия:
- Учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;
- Комплексность методов психолого – педагогического воздействия;
- Принцип личностно – ориентированного подхода;
- Принцип активного участия в процессе, то есть реализация деятельностного подхода;
- Принцип оптимистического подхода (определяет организацию атмосферы “успеха”, веры в достижении положительного результата).
Занятия курса проводятся 2 раза в неделю.
На первом этапе они носят индивидуальный характер. Продолжительность занятия от 20 до 25 - 30 минут, в зависимости от возраста ребенка и его актуального состояния.
На этом этапе решаются в первую очередь следующие задачи:
- физическая реабилитация;
- обучение навыкам саморегуляции;
- развитие эмоциональной сферы;
- - развитие дефицитных функций в системе синдрома, в том числе проработка личностных проблем (самооценка, неуверенность в себе, агрессивность и .д.);
- - формирование навыков внимательного отношения к себе (чувствам, желаниям и т.п.);
- - обучение приемлемых способам самовыражения;
- - работа над невербальной коммуникацией.
На этом этапе обязательной частью занятия выступают упражнения на развитие навыков саморасслабления, снятия мышечных зажимов, саморегуляцию. Как правило, они даются в начале занятия и по мере необходимости в рамках самого занятия, если уровень активности ребенка перед выходом с занятия слишком высок. Широко используется и приемы арт – терапии. Одним из интересных подходов в рамках этого направления выступает использование приемов визуализации с целью создания образов и эмоционального отношения к услышанному и созданному в воображении. Примерный конспект занятия этого этапа и детские рисунки приведены в приложении (см. Приложение 1, Приложение 2).
Продолжительность первого этапа 2 – 3 месяца.
Второй этап сочетает в себе занятия двух видов: индивидуальные, которые проводятся 1 раз в неделю; и групповые – проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность групповых занятий 30 – 50 минут. На индивидуальных занятиях решаются задачи предыдущего этапа, а на групповых в большей степени решаются задачи развития коммуникативной сферы, межличностных отношений и навыков совместной деятельности.
Продолжительность этого этапа зависит от состояния ребенка, наличия или отсутствия навыков, быстротой их формирования.
Примерная тематика занятий для детей старшего дошкольного возраста приведена в приложении. (см. Приложение 3).
Эффективность проводимой работы, как показывает практика во многом зависит от слаженной работы всех участников воспитательного процесса, поэтому одним из важных направлений психологической службы ДОУ является работа с социальным окружение ребенка (родителями, педагогами).
Работа с родителями одно из важных направлений в деятельности психологической службы ДОУ. Цель такой работы – обеспечение родителей необходимыми им знаниями в вопросах воспитания и развития детей с гиперактивностью, оптимизация проблемных детско – родительских отношений, оказание полноценной психологической поддержки семьи.
Одной из интересных форм работы с родителями было организация совместного дискуссионного клуба “Особый ребенок. Как с ним работать?”, на котором присутствуют психолог, логопед, медики. В ходе работы дискуссионного клуба взрослые попробовали найти у детей с гиперактивностью не только отрицательные, но и положительные черты, на которые они смогли бы опереться в работе с детьми. В ходе заседания клуба были совместно придуманы и проиграны упражнения, способные решать проблемы ребенка с гипердинамическим синдромом. Особым приемом работы с родителями – решение проблемных ситуаций через проигрывание ролей. В результате родители в практической форме увидели различные подходы в решении поведенческих проблем, почувствовали тот эмоциональный фон, который чаще всего испытывает ребенок с гипердинамическим синдромом, увидели пути решения проблем установления взаимоотношений в детско – родительской паре. Использовадлись и традиционные формы работы с родителями. На каждой группе в родительских уголках имеется необходимый материал по различным проблемам развития и воспитания детей, есть материалы , посвященные проблеме взаимодействия с гиперактивным ребенком. Пример консультации родительского уголка приведен в приложении (см. Приложение 4).
Другим важнейшим направлением работы психологической службы выступает работа с педагогическим коллективом. Не секрет, что очень часто, из – за своего проблемного поведения, на группах дети испытывают дискомфорт. Это обусловлено неправильными приемами организации деятельности и обучения ребенка с гипердинамическим синдромом. Поэтому, по запросам педагогов и в соответствии с собственными наблюдениями в ДОУ был организована серия практических занятий для педагогов по теме: “Установление взаимоотношений с гиперактивным ребенком и его родителями”.
Цель практического курса – обучить педагогов навыкам взаимоотношений с гиперактивным ребенком и его родителями.
Задачи курса:
- Познакомить педагогов с основными проявлениями гипердинамического синдрома и причинами его возникновения;
- Научить приемам обучения детей дошкольного возраста навыкам релаксации, снятия мышечных зажимов;
- Обогатить опыт педагогов практическим материалом в развитии интеллектуальной и личностной сфер ребенка;
- Раскрыть специфику работы с родителями, имеющими ребенка с проблемами в поведении;
- Познакомить с наиболее эффективными приемами работы с семьями.
Осуществление работы в данных направлениях помогает нам строить коррекционно – развивающую работу с детьми наиболее полно, систематически и в разные отрезки времени (в детском саду, дома и на специализированных коррекционных занятиях). Именно это, на наш взгляд, дало возможность получить наилучшие результаты в работе с детьми.
Эффективностью проводимой работы могут служить данные, полученные из общеобразовательных школ и школ с повышенным статусом обучения, которые указывают на то, что среди детей с гиперактивностью отсутствуют признаки дезадаптации к школе, многие успешно учатся как в массовым общеобразовательных школах, так и в школах с повышенным статусом обучения.
Литература:
- Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. - М.: Школа – Пресс, 2000.
- Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике.//Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Всероссийской научно – практической конференции. – СПб., 1998
- Касатикова Е.Б., Брязгунов И.П. Характеристика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.//Педиатрия. № 2 – 2001.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – М.: Генезис, 2000.
- Психолого – педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников./Под ред. О.В.Бездетко, Т.Т.Зимаревой, Н.Е.Липай. - Магнитогорск: МаГУ, 2005.
- Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. – СПб.: Речь, 2005.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: Сфера, 2002.
- Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянгун Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Л.М.Шипициной. – СПб.: Речь, 2003.