Урок литературного чтения во 2-м классе по теме «Е.Чарушин. "Рябчонок"»

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Развивать навыки осознанного, выразительного чтения, внимания к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении.
  2. Развивать память, мышление, творческие способности учащихся.
  3. Развивать познавательный интерес к животному миру, наблюдательность; раскрыть в элементарной форме ненужность вмешательства в жизнь дикой природы и необходимости ее сохранения.
  4. Учить анализировать поступки и характеры героев, определять основную мысль прочитанного.

Оборудование: мультимедиаоборудование, учебники, листы для индивидуальной работы.

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Постановка темы урока (1 мин.)

III. Актуализация знаний (10 мин.)

  • Викторина (3 мин)

– В каком городе родился Е. Чарушин?
– Кем был Е. Чарушин?
– Любимая в детстве книга Е. Чарушина?
– Кто были его родители?
– Как назывался союз организованный Женей Чарушиным?
– Чем интересовался Е. Чарушин?
– Как называлась его первая книга?
– Кого больше всего любил изображать художник?

  • Расшифровка названия рассказа, который будем читать сегодня.( 1 мин)
18 33 2 25 16 15 16 12
Р я б ч о н о к
  • Что обозначает это слово? Подберите родственные слова. (5 мин)

РЯБЧИК
РЯБЧИХА
РЯБЧИКОВЫЙ
РЯБОЙ

  • Почему такое название? (См. Приложение. Слайды на экране.)
  • Что знаете об этой птице? Озвучьте свои кластеры, которые вы составили к уроку окружающего мира.
  • А знаете ли вы что обозначает слово ПОРШКИ?

4. Подготовка к чтению (2 мин)

а) Словарная работа.

– Прочтите и объясните значение слов.

ВЗЪЕРОШИЛАСЬ, ПОДЛЕТЫВАЕТ, ПРЕЛАЯ (ВЕТКА)

5. Тихое чтение. (5 мин. + 2 мин.)

Что обозначает слово ПОРШКИ?

– Какое впечатление произвел на вас рассказ?

– В какой момент вы волновались?

– Что вызвало улыбку?

– От чьего лица идет рассказ?

6. Чтение цепочкой и составление партитуры чувств автора (6 мин)

  • НАДЕЖДА
  • УДИВЛЕНИЕ
  • ЛЮБОПЫТСТВО
  • СОМНЕНИЕ
  • УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

7. Аналитическое вычитывание (5 мин)

– Прочтите описание рябчихи, рябчонка, как рябчиха спасала рябчонка, какие качества она при этом проявила?

– Прочтите отрывки, описывающие действия Томки. Охарактеризуйте его. Почему он такой?

8. Художественное творчество (5 мин)

– Сколько линий можно выделить в этом рассказе?

– Выберите одну линию и напишите синквейн.

– Кто хочет прочесть свою работу?

9. Рефлексия (2 мин)

Название рассказа отражает тему текста или его основную мысль?

– Что нам хотел сказать автор?

10. Итог урока (1 мин)

Закончим урок обращением Евгения Ивановича Чарушина к вам.

Синквейн – это стихотворение представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Эта форма свободного творчества, но по определенным правилам.

Цель:

  • обогащать словарный запас ученика;
  • подготавливать его к краткому пересказу;
  • учить формулировать идею произведения;
  • дать возможность каждому ученику почувствовать себя (хоть на мгновенье) творцом и философом.

Прием “Написание синквейна”

  1. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
  2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
  3. На третьей строчке записываются три глагола описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
  4. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть, по-возможности, эмоциональной.

Одним из способов анализа произведения является составление партитуры чувств. Рассматривая чередующиеся картины произведения, мы можем четко проследить, как меняется настроение того или иного героя. Мы соотносим, анализируя текст, картинный план и стараемся разгадать, почувствовать душевное состояние героя, стоящее за каждой картиной, то есть получаем в итоге партитуру чувств.

Самоанализ урока

В основу урока легла методика критического мышления. Данная методика включает 3 этапа (стадии). Это “Вызов – Осмысление – Рефлексия”. Первая стадия – вызов. Она позволила:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у учеников знания по данной теме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать учеников к учебной деятельности, побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Эта работа осуществлялась через проведение викторины об авторе, через озвучивание кластеров о рябчиках, через просмотр слайдов на экране телевизора. Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволила ученику:

  • получить полную информацию,
  • осмыслить ее,
  • соотнести с уже имеющимися знаниями,

Эта работа осуществлялась через громкое чтение и восприятие текста, через первичный анализ, через чтение “цепочкой”, через аналитическое вычитывание. Третья стадия – рефлексия. Здесь основным было:

  • целостное осмысление и обобщение полученной информации;
  • присвоение нового знания, новой информации учеником;
  • формирование у каждого из учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.

Эта работа проходила в виде написания синквейна, определения темы и основной мысли текста.

На уроке были использованы элементы методики интеллектуального развития младших школьников Бакулиной Г.А. (расшифровка названия рассказа), элементы методики проблемного обучения, предложенной Мельниковой Е.Л. (постановка проблемного вопроса), методика проведения уроков литературного чтения в современной школе Лазаревой В.А. (составление партитуры чувств).

В целом на уроке:

  1. развивались навыки осознанного, выразительного чтения, развивалось внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в тексте, велась работа по обогащению словарного запаса учащихся;
  2. развивалась память, мышление, творческие способности учащихся;
  3. развивался познавательный интерес к животному миру, наблюдательность, произошло понимание ненужности вмешательства в жизнь дикой природы и необходимости ее сохранения;
  4. дети учились анализировать поступки и характеры героев, понимать автора произведения.

Урок получился интересным, был основан на активной познавательной деятельности учащихся, он прививает им любовь к урокам чтения и к чтению в целом, помогает не только узнавать новое, но и получить удовольствие от знакомства с новым произведением.