Базовый учебник: Алгебра-8, Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. М.: Просвещение, 2002.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Цель урока: сформулировать определение квадратного уравнения, научить учащихся решать уравнения вида х2 = а, способствовать формированию получать информацию.
Оформление и оборудование:
- компьютер,
- мультимедиапроектор
- карточки-задания для работы в парах
- карточки с тестами для саморефлексии
- презентация (Приложение).
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
а) Устно: вспомнить понятие арифметического квадратного корня, формулы
б) Применяя эти формулы, решите примеры, и вы отгадаете имя известного математика и астронома IX века.
Ключ к решению: 1 – А, 2 – Д, 16 – И, 4 – Е, 5 – К, 6 – М, 8 – Н, 7 – П, 9 – Р, 10 – Т, 11 – Л, 12 – Ь, 13 – О, 14 – З, 18 – Х.
Решение: Аль-Хорезми. Приложение. Слайд 2.
2. А теперь небольшая историческая справка об этом человеке (рассказ ученика)
Аль-Хорезми (750 – 850). Полное имя – Абу Абдаллах Мухаммад ибн Муса ал Хорезми – один из крупнейших ученых (математик, астроном, историк, географ) средневековья. Приведенные годы жизни условны. Родина Аль-Хорезми – Хорезм, обширная область Средней Азии, которой соответствует теперешний Узбекистан. Он известен тем, что написал основополагающий трактат по алгебре, который был посвящен решению уравнений и ученый рассматривал этот вопрос как самостоятельную науку. В книге Аль-Хорезми шла речь о двух важнейших операциях, необходимых при решении уравнений: переносе членов уравнения с одной стороны равенства в другую и о приведении подобных членов уравнения. От названия книги Ал-джабр произошло слово «алгебра». В книге содержатся решения уравнений 1 и 2 степени. Аль-Хорезми приводил и геометрические способы решения уравнений. Его книга пользовалась большой популярностью, а в математике осталось и имя автора в латинизированном виде: алгоритм. Это слово теперь означает систему вычислений по определенным правилам. Аль-Хорезми впервые представил алгебру как науку об общих методах решения уравнений, дал их классификацию, что было очень существенно для «добуквенной» алгебры.
Работа со слайдом 3. (Приложение)
2х = 8,
3х2 = 6,
5х2 – 7х = 0,
х2 – 4х + 5 = 0,
3х – 6 = 5 + 4х.
Учитель: Какие уравнения относятся к
уравнениям 1 и 2 степени? Учащиеся делают
сравнительный анализ уравнений 1 и 2 степени.
Учитель: Уравнения 1 степени вы уже
решать умеете, а вот уравнения 2 степени еще нет.
Теперь ваша очередь познакомиться с ними.
Сформулируем теперь тему урока? Учащиеся дают
варианты тем. Приложение.
Слайд 4.
3. Изучение нового материала. Работа со слайдом 5 (Приложение)
Учитель: На слайде записаны вопросы, на которые, работая в парах, вы должны найти ответ в учебнике.
Вопросы:
- Какое уравнение называется квадратным?
- Как называются числа а, b, с?
- Приведите примеры квадратных уравнений.
Работа с классом. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
На слайде 6: Квадратным уравнением называется уравнение вида ах2 + bх + с = 0, где а, b, с – заданные числа, х – неизвестное. (Записать определение в тетрадь)
На слайде 7: ах2 + bх + с = 0, а – старший коэффициент, b – второй коэффициент, с – свободный член. (Записать в тетрадь)
Вопросы по слайду:
– Существенно ли условие а=/=0?
– Могут ли быть равными 0 другие коэффициенты?
Учащиеся анализируют.
Привести два-три примера квадратных уравнений на доске и в тетради
Работа со слайдом 8. Из приведенных уравнений указать квадратные и назвать коэффициенты.
- 3х2 + 4х – 7 = 0
- – 2х2 + 7х + 5 = 0
- 2х – 3 = 5
- 4х – 5х2 = 1 = 0
- 6х – 3 = 5х + 5
- – х2 – х + 2 = 0
Работа со слайдом 9. С помощью указанных коэффициентов составить квадратное уравнение.
1) а = 6, b = 7, с = – 1.
2) а = – 1, b = – 1, с = 3
3) а = 4, b = 6, с = – 2.
Работа со слайдом 10. Проверить полученные уравнения.
1) 6х2 + 7х – 1 = 0
2) – х2 – х + 3 = 0
3) 4х2 + 6х – 2 = 0
Учитель: Разделите тетрадь на 3 части и решите 3 уравнения. Что значит решить уравнения? (Найти корни, или доказать что их нет). Что значит найти корни? (Найти значение переменной, при которой выполняется верное равенство). Являются ли данные уравнения квадратными?
х2 = 81 х2 = 0 х2 = – 81
х = 9, х = – 9 х = 0 корней нет.
Учитель. Если рассмотреть уравнение в общем виде х2 = а, то от чего будет зависеть его решение? (От а)
Попробуем сделать вывод:
Если а > 0, то уравнение имеет 2 корня х1
= , х2 =
– . (Привести
пример решения геометрической задачи на
применение теоремы Пифагора. Почему в ответе
записываем только один корень?)
Если а = 0, то уравнение имеет один корень, х
= 0.
Если а < 0, то корней нет.
Приложение. Слайд 11. Записать в тетрадь.
4. Первичное закрепление. Работа с учебником
№ 407 (устно)
№ 408 (1, 3, 5) – самостоятельно
№ 409 (1, 3, 5) показать на доске.
5. Рефлексия. Решение теста с выбором ответа (проверить в парах)
Тест:
1. х2 = 121
а) х = 11
б) х = –11
в) х = ±11
2. х2 – 144 = 0
а) х =
б) х = ± 12
в) корней нет
3. х2 = – 9
а) х= ± 3
б) х = – 3
в) корней нет
4. х2 = 0
а) х = 0
б) х =
в) корней нет
5. х2 + 4 = 0
а) корней нет
б) х = 2
в) х = ±2
6. Подведение итога урока. Домашнее задание
.№ 408 (2, 4, 6), № 409 (2, 4, 6), № 410 (2, 4) – группа А.