Цели:
- Иметь представление о правилах умножения и деления десятичных дробей на 10, ... .
- Знать правила умножения и деления десятичных дробей на 10, ... .
- Уметь выполнять действия умножения и деления десятичных дробей на 10, ... .
- Приводить собственные примеры, решать задания любой сложности.
Этапы урока |
Деятельность |
Время |
|
Учителя |
Ученика |
||
I. Организационный момент | “Друг из другой школы, узнав, что вы хорошо учитесь, просит вас помочь выполнить задание” | 1 |
|
II. Актуализация опорных знаний | Дается практическое задание с
невыполнимыми элементами:
|
Учащиеся выполняют решение примеров 1-7 по правилу умножения десятичных дробей на натуральное число. В примерах 8, 9 выполнить требование учителя невозможно. | 5 |
III. Постановка проблемы | Примерный сценарий побуждающего
диалога: - Вы смогли выполнить все задания? - Где испытали затруднения? - Почему? - Обратите внимание: похожи ли примеры 8 и 9 на какие-нибудь другие? - Чем? - А может быть и в правилах умножения и деления дробей на 10, … есть что–то общее? - Так какова же будет тема сегодняшнего урока? - Чему мы хотим научиться? |
- Нет - В примерах 8 и 9 -Нам неизвестны правила деления десятичных дробей на натуральные числа (осознание противоречия между необходимостью и невозможностью выполнения задания) - Да, на примеры 3-7 - Тем, что в них умножаются или делятся дроби на 10, … - Наверное, как и при работе с натуральными числами. - Умножение и деление десятичных дробей на 10, … - Умножать и делить десятичные дроби на 10, … |
2 |
IV. Открытие нового знания | - Вспомним правила умножения
натуральных чисел на 10, … и деления круглых чисел
на 10, … - Предложите правила умножения и деления десятичных дробей на 10, … Проверка всех гипотез: - Меняется ли дробь при приписывании нулей в конце дробной части - Дает ли увеличение в 10 раз приписывание нуля в конце целой части - Обратите внимание на полученные произведения в примерах 3-7. Что изменилось? Как именно изменился дробный множитель? - На сколько цифр и куда передвинулась запятая? - От чего зависит, на сколько разрядов переместится запятая? - Нужно ли будет в дальнейшем применять правило умножения на натуральное число, если один из множителей – 10, … - Сформулируйте правило умножения десятичных дробей на 10, … - Попробуйте теперь сформулировать правило деления десятичных дробей на 10, … - Докажите, что это действительно так. - Как убедиться в справедливости высказанного предположения, используя примеры 3 – 7? - Как можно проверить это правило в примерах 8, 9? - Обобщим результаты, сформулировав правило умножения и деления дробей на 10, … - Зафиксируем правило не только в речевой, но и в знаковой форме: придумайте способ записи текстового правила с помощью рисунка. |
- Приписывание или удаление
нулей в конце числа. Возможные гипотезы:
- Нет, по основному свойству дроби. - Нет, это видно по результатам примеров 3, 5, 7. - В дробном множителе изменилось положение запятой. - При умножении на 10 – сместилась вправо на 1 цифру, на 100 – на 2 цифры, на 1000 – на 3 цифры. - От количества нулей в 10, … - Нет, есть путь короче - Чтобы умножить десятичную дробь на 10, …, нужно запятую перенести вправо на столько цифр, сколько нулей в 10, … - Чтобы разделить десятичную дробь на 10, …, нужно перенести запятую влево на столько цифр, сколько нулей в делителе 10, … - Умножение и деление – взаимно обратные действия. - В примерах 3-7 можно от полученного произведения вернуться к первому множителю с помощью деления. В частном запятая передвинута влево по сравнению с делимым. - С помощью умножения: полученные результаты 1,23 и 5,127 умножить соответственно на 10 и 100. - При умножении десятичной дроби на 10, … запятая передвигается вправо, при делении – влево на столько цифр, сколько нулей у числа 10, … Обсуждение предлагаемых вариантов. Создание общей схемы. (см. Схема1 на стр.6) |
8 |
V. Первичное закрепление | Фронтальная работа: - Установим общие моменты в правилах умножения и деления - Установим различия - Раскрасим в схеме общие моменты зеленым цветом, красным – различия. - Поработаем по цветной схеме на интерактивной доске или экране с мультимедийным проектором - Еще раз проговорим правило - Решим устно примеры с комментированием и записью ответов на доске (с открывающимися правильными результатами):
Работаем с закрытыми: глазами: - Что выделено зеленым цветом? - Почему - Что выделено красным цветом? - Куда и на сколько цифр передвинется запятая при умножении (делении) на 10, 100, 1000, 100000? - Объясните свои результаты. Сыграем в игру: “Живая запятая” (Задание на составление собственных примеров). На доске записаны цифры числа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 - Как вы считаете: какие трудности могут возникнуть (или уже возникли в ходе игры) при переносе запятой. - Разберем их на примере работы с числом 12,34 Фронтальный опрос (для выяснения глубины понимания и осмысления правил): - Как изменится число, если запятую передвинуть
- Как получить из десятичной дроби целое число? - На сколько нужно умножить, чтобы появилась необходимость приписывания нулей? - Как изменится число, если справа приписать к нему нули? - Какие нули можно вычеркивать? - Где и когда приписывают нули? - Уточним формулировки правила: меняется НА… или В… Закончите предложения: Запятая передвигается Число увеличивается или уменьшается - Придумайте свои примеры |
- Запятая передвигается на
столько цифр, сколько нулей. - При умножении – вправо, при деление – влево. (см. Схема 2 на стр.6)
Ответы: 1) 12,5 (действие умножения, значит, запятая передвигается вправо на 1 цифру) 2) 237,2 (запятая вправо на 1 цифру) 3) 145,2 (вправо на 2 цифры) 4) 1,36 (действие деление, значит, запятая – влево на 1 цифру) 5) 1,752 (влево на 2 цифры по количеству нулей в числе 100) - 10, … Сколько нулей - Это общие моменты правил. - Знак умножения, вправо; знак деления, влево. Ученики показывают результаты изменения положения запятой правой или левой рукой и количеством подняты пальцев по количеству цифр передвижения. Один ученик ставит где угодно запятую и выполняет действия, указанные другими ребятами, с объяснением. - Может не хватить цифр - При умножении на 100 запятая окажется в конце дробной части, и ее можно будет вычеркнуть: 12,34 * 100 = 1234,=1234 - При умножении на 1000 не хватит цифр, припишем нуль: 12,34 * 1000 = 12340,=12340 - При делении на 100 запятая окажется перед первой цифрой дробной части, для чтения целой части припишем нуль: 12,34 : 100 = ,1234 = 0,1234
- Умножить на единицу с таким количеством нулей, сколько цифр в дробной части. - На единицу с количеством нулей, большим, чем количество цифр в дробной части. - Натуральное увеличится, десятичная дробь не изменится - В конце дробной части или в начале целого. - При умножении – справа, при делении – слева, если не хватает цифр. НА …цифр вправо/влево В … раз |
10 |
VI. Самостоятельная работа | Выполните задания из учебника с самопроверкой и последующим комментированием правильного решения (для самопроверки открыть ответы на доске | № 1306 (1, 2 столбик) 4,55 * 10 = 45,5 18,3 * 10 = 183 0,235 * 10 = 2,35 8,354 *100 = 835,4 2,3 * 100 = 230 0,048 * 100 = 4,8 №1447 (а, б) 22,7 : 10 = 2,27 23,3 : 10 = 2,33 3,14 : 10 = 0,314 9,6 : 10 = 0,96 42,5 : 100 = 0,425 2,5 : 100 = 0,025 0,9 : 100 = 0,009 0,03 : 100 = 0,0003 |
9 |
VII. Итог урока | Ретроспективный анализ урока: - Какое затруднение вы испытали в начале урока? - Как мы решили проблему? - Какой получили результат? - Какие цели были поставлены на уроке? - Соответствуют ли результаты поставленным целям? Для полного ответа на этот вопрос заполните анкету системой ответов +, -. 1. Все ли примеры вы смогли решить в начале урока? 2. Все ли примеры вы можете решить в конце урока? 3. Узнали вы правило умножения и деления на 10, …? 4. Запомнили вы его? 5. Можете ли вы его сформулировать: а) с опорной схемой б) без опорной схемы 6. Были ли понятны вам сложные случаи 7. Сможете ли вы составить свои примеры. |
- Не смогли разделить на 10, … - Выдвинули предположения, выбрали решающую гипотезу и доказали ее справедливость. - Вывели правило умножения и деления на 10, … - Узнать правило умножения и деления на 10, …, научиться выполнять действия умножения и деления, выяснить возможные затруднения и пути их преодоления. По своему желанию некоторые учащиеся озвучивают результаты анкетирования. |
5 |