Архитектура - наиболее функциональный вид искусства. Каждый из нас живет под крышей дома, ходит по улицам города, села. Архитектура - единственный вид искусства, произведения которого меняют облик земли как планеты, как среды обитания человека, приспосабливая реальность, созданную природой, к духовным и материальным потребностям человека, вызывает глубокие эстетические переживания, разнообразные эмоции.
Архитектура «создает живой образ, образ жизни»,- утверждал архитектор И.В.Жолтовский. Однако язык архитектуры не всем понятен. Трудно объяснить, почему при входе в древний храм нас охватывает светлая радость, а в административном здании возникает чувство деловой сосредоточенности, в учреждениях оказания медицинской помощи - испуг, благоговение.
Прекрасное рядом! Как часто мы слышим и не устаем повторять эту фразу. А всегда ли мы вдумываемся в ее смысл? Мы не всегда знаем, как возникла красота, кто ее создатель?
Чувство прекрасного, эстетические и этические чувства нельзя пробудить в человеке без знания произведений искусства. Полюбить можно только то, что хорошо знаешь. Сведения по архитектуре помогут подрастающему поколению стать патриотами своего родного города, своей страны, понять и оценить свою историю - в этом заключается актуальность изучения данного курса.
Цель - побуждение школьника к осмысленному выбору будущей профессии, получение учащимися необходимых сведений по истории мировой архитектуры и русской архитектуры как части мировой. Изучение курса необходимо для будущих художников, дизайнеров, искусствоведов, строителей, инженеров, техников. Курс опирается на предметные знания в области МХК, истории, географии, И З О, черчения, математики, физики.
Элективный курс способствует реализации следующих задач:
- Раскрытие истории развития архитектурных стилей;
- Выявление закономерностей и особенностей их возникновения в разных странах в разные периоды развития общества;
- Обогащение представлений учащихся лучшими образцами мировой архитектуры, воспитание на их основе ценностных ориентации, развитие художественного вкуса.
Предполагается, что в результате изучения курса его участники будут иметь представления:
- Об истории развития мировой и русской архитектуры с древнейших времен по настоящее время;
- Об основных архитектурных стилях;
- Об основных видах архитектуры (архитектура объемных сооружений, ландшафтная архитектура, градостроительство);
- Об основных архитектурных конструкциях (стоечно-балочная, стрельчато- арочная, арочно-купольная);
- Об архитектурных ансамблях как о согласованном и продуманном единстве в расположении группы зданий;
- 6. о масштабе, ритме и пропорции архитектурных сооружении.
Учащиеся должны знать:
- Требования к работе зодчего (удобство, красота, прочность),
- Ордерную систему,
- Основные, архитектурные стили,
- Выдающиеся памятники архитектуры,
- Выдающихся зодчих, 6.назначение здания.
Учебно-тематическое планирование
Тема |
Всего часов |
Теор-ие занятия |
Практ. занятия |
Экс-ии |
1. Введение |
3 |
1 |
1 |
1 |
2. Архитектура Древнего Египта |
1 |
1 |
|
|
Афинский акрополь. Эллинизм |
4 |
3 |
1 |
|
4. Архитектура Древнего Рима |
1 |
1 |
|
|
5. Архитектура Средневековья. Романика. Готика |
2 |
1 |
1 |
|
6. Архитектура Эпохи Возрождения |
2 |
1 |
1 |
|
7. Архитектура западноевропейского барокко |
1 |
1 |
|
|
8. Классицизм |
1 |
1 |
|
|
9. Архитектура Западной Европы конца 19в-20в. |
1 |
1 |
|
|
10. Архитектура Востока. Храмовое зодчество в средневековой Индии. Китайская пагода. Японское садово-парковое искусство. Мусульманская архитектура |
5 |
3 |
1 |
1 |
11. Русская архитектура. Христианизация Руси и начало храмового зодчества |
2 |
1 |
|
1 |
12. Московский Кремль |
1 |
1 |
|
|
13. Русское деревянное зодчество |
1 |
1 |
|
|
14. Архитектура русского барокко |
1 |
1 |
|
|
15. Русский классицизм |
2 |
1 |
|
1 |
16. Русская архитектура 1890-1917г. Модерн |
1 |
1 |
|
|
17. «Псевдорусский стиль» и неоклассицизм |
1 |
1 |
|
|
18. Сталинский ампир |
2 |
1 |
1 |
|
19. Архитектура небоскребов |
1 |
|
1 |
|
20. Подготовка и защита проекта |
3 |
1 |
2 |
|
всего |
36 |
23 |
9 |
4 |
Содержание программы
1.Введение.
В современной жизни слово «архитектура» употребляется в двух значениях:
- Система зданий и сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности людей;
- Искусство формировать эту пространственную среду, создавать новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение.
Три основных вида архитектуры:
- Архитектура объемных сооружений (школы, театры, магазины, заводы, фабрики, электростанции).
- Ландшафтная архитектура, (скверы, бульвары и парки с фонтанами).
- Градостроительство, направленное на создание новых и реконструкцию старых городских районов.
Три требования к зодчеству:
- Удобство,
- Красота,
- Прочность.
Возникновение архитектуры.
- Менгиры, дольмены, кромлехи.
- Стоечно-балочная конструкция.
- Ступенчатые храмы-зиккураты.
- Конструкция свода.
- Центрально-купольная система.
2.Архитектура Древнего Египта. Гробницы мастаба. Пирамида Джосера (арх. Имхотеп) – это 6 мастаб, поставленных одна на другую. Пирамида Хеопса (арх. Хемиун) - самое большое каменное сооружение в мире. Пирамида Хефрена. Сфинкс. Храмы Амона в Карнаке и Луксоре (арх. Аменхотеп Младший).
3. Архитектура Древней Греции. Архитектура крито-микенского периода. Архаика. Классика. Ордерная система. Кариатиды и атланты. Классификация греческих храмов: диптер, периптер, амфипростиль. Наос - главное помещение храма. Агора - место для народных собраний, торговая площадь.
Афинский акрополь. Пропилеи - входные ворота (арх. Мнесикл). Храм Ники Аптерос (арх. Калликрат). Бронзовая статуя Афины Промахос (скульптор Фидий). Парфенон (арх. Иктин и Калликрат). Эрехтейон. Театр в Эпидавре.
Эллинизм. Колосс Родосский - грандиозное сооружение, чудо света. Фаросский маяк в Александрии - прототип всех позднейших маяков.
4. Архитектура Древнего Рима. Монолитно-оболочечная система. Изобретение бетона. Распространение арочно-сводчатых конструкций. Периптер и ротонда. Строительство амфитеатров. Триумфальные арки. Форум Романум. Колизей. Пантеон. Термы Каракаллы. Акведуки.
5. Архитектура средневековья. Романская архитектура. Базилика - основа христианского храмового зодчества. Сводчатые конструкции. Замки, бойницы, массивные крепостные стены, башни-донжон. Собор в Вормсе. (Германия) Церковь Нотр Дам ла Гранд в Пуатье (Франция). Ансамбль в Пизе - шедевр средневековой итальянской архитектуры, включающий собор, баптистерий и колокольню.
Готическая архитектура. Каркасная система (нервюры, аркбутаны, контрфорсы). Окна - витражи. Розы - круглые окна на главном фасаде и на торцах. Собор Нотр Дам - «огромная каменная симфония, колоссальное творение человека и народа» (В. Гюго). Собор в Реймсе (Франция). Кельнский собор (Германия).
6. Архитектура Эпохи Возрождения. Итальянская архитектура утвердила новые принципы, основанные на ордерной системе. Задача архитектуры - служение человеку. Флорентийский собор (арх. Арнольфо ди Камбио, Фр. Таленти), колокольня-кампанила собора (арх. Джотто), купол (арх. Брунеллески). Это диаметром 42м восьмигранный свод из двух оболочек, внешней и внутренней. Собор Святого Петра в Ватикане (арх. Браманте, Микеланджело).
7. Архитектура западноевропейского барокко. Архитектурные формы барокко противоположны строгой симметрии. Центрическое сменяется протяженным, круг - овалом, квадрат - прямоугольником, четкость ясных, уравновешенных пропорций - многоголосием архитектурных объемов. Фасады изгибаются, из толщи стен возникают колонны, пилястры, карнизы, наличники, многочисленные украшения - волюты, картуши, гирлянды, медальоны. Фронтоны завершаются статуями, стены украшаются рельефами. Площадь собора Святого Петра в Риме (арх.Л.Бернини).
8. Классицизм. Для классицизма характерны ясная геометрия форм, строгие линии, четкие объемы, стройный композиционный замысел. Основа архитектурного языка классицизма - ордер в формах более близких к античности, чем барокко. Версаль (арх. Лево, Орбэ, Мансар, Лебрен и др.). В этом ансамбле последовательно воплощались принципы классицизма - регулярность, строгая симметрия, ясность композиции, четкая соподчиненность частей, спокойный ритм чередования окон, пилястр, колонн. Важная часть ансамбля - парк.
9. Архитектура Западной Европы конца XIXв, XXв. Металлические решетчатые конструкции, собранные из отдельных деталей. Эйфелева башня в Париже трехсотметровой высоты. Функционализм как соединение простых, ничем не украшенных кубов и других шестигранников. Ле Корбюзье.
10. Архитектура Востока. Храмовое зодчество в средневековой Индии.
Храмы Шивы - высеченные целиком из огромных валунов, воздвигнутые под открытым небом. Тадж Махал, известный памятник индийской архитектуры периода Великих моголов, пятикупольное здание на платформе, с 4 минаретами по углам.
Китайская пагода. Пагода - буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий. Форма павильона или башни (часто многоярусной) с квадратным или 6-8, 12-угольным планом. Отличительная черта - слегка приподнятые кверху заостренные края кровли. Знаменитая пагода Даяньта («Большая пагода диких гусей»). Храм Неба в ансамбле императорского дворца в Запретном городе Пекина - эмблема Китая.
Японское садово-парковое искусство. Сад в Японии - явление художественной культуры, религиозного знания. На сравнительно маленьком участке земли композиции из деревьев, мхов, камней, песка, имеющие многозначный духовный подтекст. Сад камней в монастыре Реандзи в Киото.
Мусульманская архитектура. Канонические установки исламской культуры. Зодчество арабского Востока - явление уникальное в истории мировой культуры. Его своеобразие заключается в системе строгих математических расчетов, которые ведут к бесконечности. Мечеть. Минарет. Медресе. Караван-сараи.
11. Русская архитектура. Христианизация Руси и начало храмового зодчества.
Десятинная церковь в Киеве - каменный трехнефный храм с шестью опорами-столпами и многоглавым завершением. Софийский собор в Киеве - пятинефный крестовокупольный храм. Церковь Покрова на Нерли. Дмитриевский собор во Владимире. Резьба по камню - отличительная особенность владимирских храмов.Типичный образец новгородской архитектуры - церковь Спаса на горе Нередице. Псковские одноапсидные церкви, звонница.
12. Московский Кремль. Успенский собор (арх. А.Фиораванти). Благовещенский собор. Архангельский собор - усыпальница московских великих князей и царей (арх. Алевиз Новый). Колокольня Ивана Великого (арх. Бон Фрязин). Грановитая палата (арх. Марко Фрязин, Антонио Солари). Покровский собор на Рву (собор Василия Блаженного).
13. Русское деревянное зодчество. Русский север - сокровищница деревянного зодчества. Это и архитектура, и поэзия, и музыка, слитые воедино, символ красоты русской души. Ансамбль Кижского погоста - Преображенская церковь, Покровская церковь и колокольня.
14. Архитектура русского барокко. В середине XVIII в. барокко - стилевой ориентир зодчества, в соответствии с которым атрибутами красоты считаются пышность, красочность, богатство, выставленное напоказ. Один из наиболее ярких и неповторимых творцов барокко - В. Растрелли. Лучшие из его загородных сооружений - Петергофский и Большой Царскосельский дворцы, Зимний дворец в Петербурге, Строгановский дворец и Смольный монастырь. Барочное мышление русских мастеров Д.Ухтомского и С.Чевакинского.
15. Русский классицизм. А.Кокоринов - один из основоположников раннего русского классицизма. Творчество В.Баженова, М.Казакова и И.Старова. Баженов - Дом Пашковых, Дом Юшкова. Казаков - Московский университет, Здание Сената, Петровский дворец. Д.Кваренги (Эрмитажный театр, Главное здание Академии наук, Здание биржи, Мариинская больница и др.) и Чарльз Камерон (ансамбль в Павловске).
16. Русская архитектура 1890-1917гг. Модерн. Применение металлических конструкций. Архитектура городских особняков, загородных вилл. Особняк Рябушинского, Шехтеля, Дерожинской, Ярославский вокзал (арх. Шехтель).
17.«Псевдорусский стиль» и неоклассицизм. «Псевдорусский стиль» - направление, имитирующее архитектурные элементы деревенских изб с резными украшениями и древнерусское узорочье (церковь в Абрамцево). Выдающееся архитектурное творение в русле новой национальной традиции - храм Христа Спасителя в Москве (арх. Тон). Неоклассицизм - обращение к традициям античности, классицизма и барокко. В русской архитектуре 1910-х г. преобладающим было стремление утвердить основные принципы архитектурной классики (И.Фомин, И.Жолтовский, В.Щуко и др.).
18. Сталинский ампир. Лидирующее направление в советской архитектуре 1930-1960-х годов, сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина. Сталинские высотки в Москве: здание МГУ, МИД, гостиницы «Ленинградская», «Украина», ансамбль ВДНХ.
19. Архитектура небоскребов. Небоскребы родились 100 лет назад. Родиной считаются США. Сооружение небоскребов было вызвано объективными причинами – стремительной урбанизацией, удорожанием городских земель. Небоскребы конца 19в имели башнеобразное завершение. Небоскребы в их современном понимании появились в 30-е годы 20в (102 –этажный небоскреб в Нью-Йорке).
20. Подготовка и защита проекта.
Рекомендуемая литература
- Аркин Д. Растрелли - М., 1954
- Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 5т. - М., 2001 . т.3
- Варданян Р.В. МХК. Архитектура. М., 2004
- Власин А.И. Казаков. - М., 1978
- Гримм Г.Г. Архитектор Воронихин. М., 1968
- Гримм Г.Г. Архитектор Захаров. - М., 1980
- Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М., 1978
- Денисов Ю., Петров А. Зодчий Растрелли. - Л., 1963
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1996
- Замаровский В. Их величества пирамиды. - М., 1986
- Зодчие Москвы: в 2т. - М., 1981 - т. 1
- Ильин М. Москва. - М., 1970
- Искусство Китая. М., 1998
- Искусство Японии. М., 1985
- 15.Кальпе Т.И. Основы архитектуры. - М., 1989
- Коршунова М.Ф. Дж. Кваренги. Л., 1977
- Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990
- Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М., 1997.
- Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М., 1996.
- Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. М., 1996.
- Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Возрождения. М., 1996.
- Мирецкая Н.В., Мирецкая Е.В. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.
- Михайлов А.И. Баженов.- М., 1951 25.Низовский А.Ю. Все чудеса света: в 4т. М., 2002.
- Пунин А.А. Архитектура Петербурга середины 19в. Л.1990. 25. Рапацкая Л.А. Русское искусство 18в М., 1995
- Сидорова Н.А. Афины - М, 1967
- Сандаловский Н.А. История С-Петербурга - СПб, 1997
- Тюляев СИ. Искусство Индии. М., 1988
- Энциклопедия для детей юношества. История искусства. М., 1996