Цели и задачи урока:
Образовательные:
- расширить, систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся о культуре народов Древнего мира;
- подвести учащихся к пониманию того, что древняя культура стала одной из основ единой культуры современного человечества.
Развивающие:
- развитие эмоционально-эстетической сферы, мыслительных навыков, навыков оперирования уже имеющимися знаниями, их обобщения и подведения итогов, навыков поиска информации, работы в группе, самостоятельности мышления, умения анализировать и сопоставлять, способности к историческому воображению через работу с символами урока, картой и компьютером, развитие личности ребенка.
Воспитательные:
- воспитание у учащихся уважения к мировому культурному наследию;
- подвести их к осознанию мощи человеческого духа и разума, величия человека-созидателя;
- приобщая к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию чувства гордости за звание "человек", интеллектуально и духовно богатой, нравственной, развитой личности, готовой к социализации в современном мире; формировать взаимную ответственность и потребность в сотрудничестве.
Предметно-практические: подведение итога изучению нового материала, проверка знаний, умений учащихся и степени усвоения материала; создание на уроке особой теплой атмосферы человеческого общения, средством которого выступает игра.
Оборудование: компьютеры, игра в виде презентации, разработанная учителем с иллюстрациями и картами, настенная карта "Государства Древнего мира в 3 в. до н. э., рисунки "Семи чудес света", сигнальные карточки, костюмы для инсценировки, творческие работы учащихся на бумажном и электронном носителях, выставка литературы по теме.
Метод обучения: интеллектуально-поисковый, личностно-ориентированный.
Форма обучения:
- Повторение, закрепление и обобщение изученного по теме;
- Использование приемов сравнения, обобщения, противопоставления;
- Индивидуальная и коллективная форма работы, работа в группах,
- Опережающие задания, возможность выбора учащимся подходящей
- Для него формы работы.
Ход урока
I. Организационный момент (сообщение темы урока, постановка целей и задач, мотивация познавательной деятельности).
II. Воспроизведение знаний на новом уровне в форме интеллектуальной игры, их закрепление при работе в группах по предложенным вопросам и заданиям по этапам игры, записанным в маршрутном листе.
III. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
IV. Домашнее задание.
Класс получил опережающее задание познакомиться с дополнительной литературой по теме, приготовить сообщения и загадки группам. Ребята делятся на 3 группы, выбирают капитана и получают маршрутный лист.
Маршрутный лист:
1. Разминка (по контурной карте).
2. История в лицах.
3. История в датах.
4. Работа над ошибками (по инсценировке).
5. Узнай меня.
6. Культурная мозаика.
7. Кто первый?
8. Литературное наследие.
9. Найди лишнее.
10. Слова...слова...слова...
11. Чудеса...
12. Верно ли суждение В.Г.Белинского? Итоги.
I. Вступительное слово учителя:
Думая о прекрасном будущем, мы не должны забывать о пройденном человечеством пути, который сделал возможным все чудеса наших дней и создал условия для развития. Это путь упорных поисков, труда, свершений, путь творчества - от грубого каменного топора до сложнейшего и точнейшего механизма космического корабля.
Мы отделены от народов, живших во времена Древнего мира, тысячами лет и километров, безжалостный Кронос поглащает все, не оставляя следов. Но муза истории Клио вместе с Мнемозиной, богиней памяти, уберегла для нас многое. Это позволило русскому литератору В.Г.Белинскому сказать те слова, которые я выбрала эпиграфом к нашему уроку: "На почве Греции и Рима выросло новейшее человечество!"
Попробуем фактами подтвердить или опровергнуть эту мысль.
Для этого, ребята, нам предстоит повторить и обобщить, изученный ранее материал по культуре народов, живших в Древнем мире.
Кто создал культуру древности? Чьими руками были выполнены прекрасные произведения живописи, скульптуры, архитектуры? Кто сочинял поэмы и играл в театре?
Честь и слава этим людям. Сегодня, с высоты XXI века, мы смотрим на прошлое и восхищаемся достижениями людей, живших много лет назад, пытаемся осмыслить, как им удалось этого добиться, как достижения древних повлияли на дальнейший прогресс человечества и в значительной степени предопределили его направление и характер.
К этому уроку вы получили задание повторить культуру народов Древнего мира, познакомиться с дополнительной литературой, по желанию выполнить творческие работы на бумаге или в электронном виде.
Я предлагаю совершить путешествие во времени. Закройте глаза и сосчитайте до десяти. Мы перенеслись с помощью компьютера времени в Древний мир. (Презентация)
1-ый этап "Разминка". Задание: по контуру определите страны, культуру которых мы изучали. Они изображены на контурном рисунке.
2-ой этап "История в лицах". Задание: О ком идёт речь в подготовленных вами друг для сообщениях- загадках о понравившейся исторической личности, внёсшей свой вклад в развитие и изучение древней культуры?
1 группа: Он родился в 1790 году во Франции. Его старший брат был учёным-историком. Чтобы быть на него похожим, он уже в детстве стал изучать иностранные языки и увлекаться древней историей. В 17 лет он стал членом академии наук, знал латынь, древнегреческий, арабский, персидский и другие восточные языки. За самое выдающееся его открытие его назвали первым египтологом.
2 гр.: Знаменитый учёный, живший в начале нашей эры, бывший воспитателем одного из императоров, учивший милосердию и стойкости во всех бедствиях, вынужден был покончить с собой вскрыв вены по приказу бывшего ученика, разгневанного сочувствием к рабам, которое выражал его знаменитый учитель.
3 гр.: Занимался международной торговлей и сам овладел многими языками – английским, французским, русским, древнегреческим и др. В результате увлечения древностями он пришёл к убеждению, что одно из произведений Гомера является историческим источником. 14 июня 1873 года он нашёл на месте бывшего поселения первые золотые украшения явно древней классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16353 отдельных частей.
3-ий этап " История в датах". Задание: Без событий и дат – история мертва! Давайте по решаем задачи по датам.
1 группа: Подумайте: могли ли, жители Рима уже отпраздновать знаменательную дату: трех тысячелетие своего города? Если да, то в каком году? Если нет, то когда следует отметить эту дату?
2 гр.: Сколько лет прожил историк Тит Ливий? Др. римский историк Тит Ливий, автор книги “История Рима от основания города” родился в 59 г. до н.э., а умер в 17 г.н.э. Сколько лет прожил историк Тит Ливий? Др. римский историк Тит Ливий, автор книги “История Рима от основания города” родился в 59 г. до н.э., а умер в 17 г.н.э.
3 гр.: О каких временах рассказывает историк Тацит? Древний римский историк Тацит в своей книге пишет, что начинает повествование с 821 г. “от основания нашего города” (т.е. Рима)?
4-ый этап "Работа над ошибками". Задание: Найдите ошибки, допущенные героями театрализованного представления. Представим себе, что мы в Элладе. Остров Крит. Рынок. Время действия – V в. до н.э. Знатный, богатый грек, владелец школы, философ с женой отправились купить на рынке ещё одного раба для работы по дому. На импровизированную сцену выходит Эзоп. К нему подходят философ и его жена. Они выбирают раба. Увидев уродливого, убого одетого Эзопа, останавливаются.
Философ: Кто ты такой?
Эзоп: Человек из плоти и крови.
Философ: Из какого племени, я тебя
спрашиваю?
Эзоп: Мессенец.
Философ (обращается к жене): Давай его
купим, ведь цена-то небольшая: всего 70 гривен.
Жена: Что же умеет увечный, горбатый, с
такими короткими руками и огромными губами раб?
Эзоп: Могу выпить море!
Жена: И только-то!
Эзоп: Да, только море, если перегородить
все реки, в него впадающие.
Философ: Какой разумный раб!
Эзоп: Лучше быть разумным, чем богатым:
богатства можно лишиться, разумность всегда с
тобой.
Философ (перебирая четки): Какая мудрая
мысль! Надо запомнить, чтобы передать потом моим
ученикам. Следуй за мной раб, Эзоп!
После двухминутного обсуждения капитаны команд называют замеченные ошибки.
5-ый этап "Узнай меня". Задание: Укажите название и место расположения памятников культуры, изображенных на иллюстрациях.
6-ой этап "Культурная мозаика". Задание:
1 группа: Укажите названия и
отличия, представленных вам на рисунках, сосудов.
2 гр.: Что общего между
современной фотографией и правилами изображения
принятыми в древнеегипетском искусстве?
3 гр.: Что общего в скульптурах Дискобол и
Копьеносец, кто их автор?
7-ой этап "Кто первый?" К столу, на котором разложены различные предметы, приглашаются по одному члену группы. Задание: Выберите предметы, доставшиеся нам от народов древнего мира и активно используемые современным человеком. Какой стране мы благодарны за их появление?
8-ой этап "Литературное наследие". Задание: Назовите произведение, из которого взята данная цитата, его автора, время создания.
1 группа: Однажды какой-то подлый нахал, увидев Перикла, на площади, стал бранить и оскорблять его. Перикл молча терпел это. Перед тем как войти в дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять светильник и проводить этого человека до самого дома.
2 гр.: “Я называюсь Никто; мне такое название дали Мать и отец, и товарищи так все меня величают”.
С злобной насмешкой мне отвечал людоед зверонравный:
“Знай же, Никто, мой любезный, что будешь ты самый последний
Съеден, когда я рождаюсь с прочими; вот мой подарок”.
3 гр.:
“Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя
не отвращайся.
Если вы будете прощать людям согрешения их, то
просит и вам отец ваш небесный.
Не судите, да не судимы будете…”
9-ый этап "Найди лишнее". Задание: Определите, что объединяет изображённое на рисунке, что лишнее.
10-ый этап "Слова... слова... слова..." Задание:
А. Объясните, что означают крылатые выражения:
1 группа:
- Садом и Гоморра.
- Иудин поцелуй.
- Авгиевы конюшни.
- Пиррова победа.
- Ахиллесова пята.
- Допотопные времена.
2 гр.:
- Труба иерихонская.
- Тридцать cеребренников.
- Яблоко раздора.
- Терновый венец.
- Перейти Рубикон.
- Суд Соломона.
3 гр.:
- Лаконичная речь.
- Умывать руки.
- Цербер.
- Каинова печать.
- Вандалы, вандализм.
- Вавилонское столпотворение.
Б. Назовите по три слова, пришедших в современный русский язык из древности.
В. Какие слова древности являются самыми близкими для некоторых из вас?
11-ый этап "Чудеса..." Задание: Эллада обогатила мировую культуру не только мудрыми баснями Эзопа, древними легендами и мифами, эпическими поэмами Гомера, но и чудесными творениями древних скульпторов и архитекторов. Не случайно все семь чудес света сотворены эллинами. Дома вы с ними познакомились.
А. Расскажите об одном из них (по вашему выбору).
Б. Согласны ли вы, что к семи чудесам света относятся: Храм Артемиды в Эфесе, Парфенон, Статуя Зевса в Олимпии, Колосс Родосский, Щит Ахилла, Дискобол Мирона, Маяк в Александрии. Если вы заметили ошибки, то какие? Назовите правильно семь чудес света.
12-ый этап "Верно ли суждение В.Г.Белинского? Итоги".
III. Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
Пройдя по страницам культуры древнего мира, закроем на минутку глаза и возвратимся обратно в наше время, чтобы подвести итоги нашего путешествия по культуре Древнего мира. Многие из древних государств давно исчезли с карты, но древняя культура не умерла вместе с теми социально-политическими организмами, которые породила. Докажите это на примерах. Особо можно выделить культуру греков и римлян - античную. Она послужила основой для дальнейшего развития не только европейских, но и других стран мира. Это подтверждает слова В.Г.Белинского, взятые нами эпиграфом?
Наша игра завершилась. Как известно, самыми прочными являются те знания, которые получены человеком самостоятельно, после определенных усилий, осмыслены им и пропущены через собственный жизненный опыт. Всевозможные вопросы, поставленные мною во время урока и опережающие задания, заставили вас размышлять, обращаться к дополнительной литературе, способствуя вашему интеллектуальному развитию и совершенствованию, формированию личности.
Оценки выставляются по сумме, полученных во время игра за правильный ответ сигнальных карточек и оценки учителя.
IV. Домашнее задание.
Выполнить творческую работу " Мое мнение об уроке" в виде мини-сочинения, рисунка в электронном виде или др.
Прилагается презентация к уроку с заданиями и ответами.
При разработке инсценировки использована книга: Я иду на урок истории (для учителя). Библиотека "Первого сентября". М., 2000