Использование дидактических игр позволяет сделать интересным и увлекательным изучение истории на уроке и во внеурочное время. Она дает возможность расширить кругозор учащихся, развить их эрудицию, умения и навыки XXI века, активизировать мыслительную деятельность школьников, помогает глубже осмыслить материал и лучше закрепить его.
Представленная игра посвящена двум Отечественным войнам 1812 года и 1941 - 1945 годов - ярчайшим страницам в истории нашей страны.
Игра проводится для учащихся 9 классов и может быть посвящена Дням воинской славы России, Дню Победы и другим внеклассным мероприятиям патриотической исторической направленности.
Задачи игры: закрепление и углубление исторических знаний учащихся по курсу "История России"; развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в команде; развитие исторического мышления, умений сопоставлять и сравнивать; воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества народа.
Оборудование: портреты участников - героев Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., альбом репродукций, выставка литературы, исторические настенные карты по теме, изображения русских наград и памятных знаков, плакаты времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., диски с записями песен военных лет и сообщением Ю.Б.Левитана о начале и окончании войны.
План проведения игры:
- Сообщение цели конкурса, объявление правил игры.
- Презентация команд.
- Командные и индивидуальные конкурсы.
- Подведение итогов.
Правила игры:
- В игре участвуют две команды.
- Команда по очереди выполняют задания, отвечают на вопросы.
- Если команда затрудняется с ответом или дает не полный ответ, право ответа переходит к другой команде.
- Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
- Ответ оценивается по балльной системе.
В игре участвуют две команды, например, "Русичи" и "Гардамарины", с заранее приготовленными эмблемами.
Под звуки песни "Священная война" начинается действие.
Ведущий учитель: Никогда не сотрется из памяти подвиг российского народа дважды за последние два столетия, противостоящего полчищам грозного врага - врага, прошагавшего через всю Европу, поработившего ее народы и получившего отпор только в России.
Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг... им посвящен наш интеллектуальный конкурс.
Представление жюри.
1. Разминка "Блиц - вопросы" (по 1 баллу за ответ).
- Что такое "рельсовая война"?
- Имя какого прославленного русского полководца носила операция по освобождению Белоруссии во время Великой Отечественной войны?
- Какой элемент военной формы был восстановлен в 1943 г.?
- Где, когда состоялось самое крупное танковое сражение Великой Отечественной войны?
- Как ласково называлась многоразрядная реактивная установка "БМ - 13"?
- Однажды М.И.Кутузов сказал:"Ключ к Москве взят." О чем шла речь?
- Когда, в связи с чем был дан первый Победный салют в годы Великой Отечественной войны?
- В каком месяце закончилась Отечественная война 1812 г.?
- Кто возглавлял партизанский отряд из подростков и женщин на Смоленщине в 1812г.?
- Как называлась река, которую форсировали французы при бегстве из России?
2. Конкурс "Патриотическое воззвание к народу". (патриотичность, убедительность, эстетичность по 2 балла за критерий при ответе).
Команды работают 7-10 минут. На листах ватмана должны составить патриотическое воззвание к народу во время войны, используя предложенные опорные слова: Отечество,
страна, граждане, беда, гроза, меч, бог, удар, враг. Во время подготовки проекта воззвания, учащиеся-болельщики читают стихи по теме конкурса.
Защита работы.
Звучит голос Ю.Б.Левитана с сообщением о начале войны 22 июня 1941г.
3. Литературный конкурс.
Ведущий учитель: События 1912г. и 1941-1945 гг. получили достойное отражение в поэзии. Она, пропитанная грозным дыханием войны, стала боевым кличем, горячим призывом к единодушному отпору врагу.
Команды получают задания с отрывками произведений. Прочитав, должны ответить на вопросы: какому событию посвящено стихотворение, дата этого события, кто автор и название произведения. (За каждый правильный ответ по 1 баллу.)
Используются отрывки из стихотворений А.Т.Твардовского "Дом у дороги" и М.Ю.Лермонтова "Бородино".
4. Конкурс "Неотосланная депеша".
Приглашаются эксперты - по 2 человека от команды. Они должны ответить на вопросы: в связи с чем была отослана депеша, кто ее автор. (За каждый правильный ответ по 1 баллу.)
- "Битва бала кровавая. Город 8 раз переходил из рук в руки. Враг отступил на прежнюю дорогу".
- "6 армия окружена. Дальнейшая оборона бессмысленна. Катастрофа неизбежна. Для спасения еще оставшихся в живых людей прошу дать разрешение на капитуляцию".
5. Музыкальный конкурс.
Одновременно с 4-ым конкурсом, пока эксперты работают, команды прослушивают отрывки из песен военных лет и определяют их автора и название. (За каждый правильный ответ по 1 баллу.)
Звучат: "Священная война", "Землянка", "Темная ночь", "В лесу прифронтовом", "Огонек", "7-я симфония Д.Шостаковича".
6. Конкурс "Жизнь замечательных людей".
Получив задания, команды работают 2 минуты и должны ответить на вопрос: о ком идет речь в описании? По каким признакам вы это определили? (За каждый правильный ответ по 1 баллу.)
1) "Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был дважды тяжело ранен. После его второго исцеления врач писал: "Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна." Имел почти все русские награды. Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине, неоднократно сопровождал короля Швеции в поездках по России. В годы Великой Отечественной войны в его честь был учрежден орден трех степеней.
Александр I так откликнулся на его кончину: "Благодарное Отечество не забудет никогда заслуг его. Европа и весь свет не перестанут ему удивляться и внесут имя его в число знаменитейших полководцев".
2) "Участвовал в защите Москвы от врага. Командуя группой бойцов у разъезда Дубосеково в 1941 г. на Волоколамском шоссе, произнес пламенные слова:"Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". 24 из 30 бойцов его группы пали смертью храбрых, но враг был задержан более чем на 4 часа".
3) " В годы его жизни к России были присоединены Восточная Грузия, Финляндия, Бессарабия, Азербайджан, герцогство Варшавское.
Он осуществлял попытки проведения либеральных реформ. Им увлекались женщины. В отношениях с ними он был безупречным рыцарем. А.С.Пушкин писал о нем:
"Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.."
Наполеон Бонапарт, император Франции, характеризовал его так: "Это истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец. Он гораздо умнее, чем о нем думают." А.И.Герцен сравнивал его с "коронованным Гамлетом."
4) "Этот житель саратовской земли стал инициатором всероссийского патриотического движения трудящихся по оказанию помощи фронту. 15 декабря 1942 г. внес в фонд обороны 100 тыс. руб. личных сбережений, заказал на них боевой самолет для Сталинградского фронта и вручил его бывшему слесарю завода "Серп и молот" г.Саратова военному летчику Б.Н.Еремину, дослужившему до генерал-лейтенанта. Позднее он купил еще один самолет для фронта".
7. Конкурс "Черный ящик".
По перечисленным признакам надо определить предмет, находящийся в "черном ящике". (За правильный ответ 1 балл.)
1)
- Если к названию фрукта добавить гласную букву, вы получите название этого предмета.
- Экзотический заморский фрукт в военное время превращается в смертельное оружие.
2)
- На этом предмете изображен один из символов государства.
- В военное время теряет свою ценность и не используется по назначению, поэтому часто заменяется натуральным обменом.
8. Конкурс "Экскурсия в картинную галерею".
От каждой команды 1-2 экскурсовода получают репродукции картин о войне и знакомят всех с подробным описанием картины, с обязательны определением к какому эпизоду войны она относится. (За каждый правильный ответ, за историчность описания, грамотность речи, эмоциональность изложения по 1 баллу.)
Используются репродукции учебных картин "Защитники Брестской крепости" П.А.Кровоногов, "Оборона Севастополя" А.А.Дейнека.
Звучит голос Ю.Б.Левитана с сообщением о победе и взятии Берлина 4 мая 1945 г.
Песня "День Победы".
Подведение итогов.
Команда-победительница определяется по количеству набранных баллов. Они выставляются членами жюри в течении игры. Жюри оценивает кругозор и эрудицию учащихся в целом и отдельно отмечает тех, кто отличился на всех этапах проведения игры.
Ответы на вопросы конкурсов.
1.
- Подрывная деятельность партизан во время Великой Отечественной войны.
- "Багратион".
- Погоны.
- У деревни Прохоровка 12 июня 1943 г.
- "Катюша".
- Оставление русскими войсками Смоленска в конце июля 1812 г.
- С освобождением городов Орел и Белгород от немецко-фашистских захватчиков 5 августа 1943 г.
- Декабрь.
- Василиса Кожина.
- Река Березина.
3. А.Т.Твардовского "Дом у дороги" - взятие Берлина, апрель 1945 г.; М.Ю.Лермонтова "Бородино" - Бородинское сражение - 26 августа 1812 г.
4.
- Сражение под Малоярославцем, М.И.Кутузов.
- Сталинградская битва, Генерал Паулюс Гитлеру.
5. "Священная война"- А.Александров, В.Лебедев-Кумач, "Землянка" - К.Листов, А.Сурков, "Темная ночь" - Н.Богословский, В.Агатов, "В лесу прифронтовом" - М.Блантер, М.Исаковский, "Огонек" - К.Листов (обработка Б.Мокроусова), М.Исаковский, "7-я симфония Д.Шостаковича", до мажор ("Ленинградская").
6. 1) Полководец М.И.Кутузов. 2) Политрук-панфиловец В.Г.Клочков - Диев. 3) Император Александр I. 4) Крестьянин Ф.П.Головатый.
7.
- Граната.
- Монеты.
8. "Защитники Брестской крепости" П.А.Кривоногов, "Оборона Севастополя" А.А.Дейнека.