Цель: реализовать триединые дидактические задачи: обучение, развитие, воспитание.
Подбор заданий на тематических зачетах основывается на уровнях:
- минимальный (государственный стандарт);
- базовый;
- вариативный (творческий).
Основными принципами разноуровневой технологии являются:
- всеобщая талантливость - нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом;
- взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что – то должно получиться лучше; это что – то нужно искать;
- неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Что ведет к формированию и воспитанию разносторонней личности.
Включение ученика в познавательную деятельность, её организация влечёт за собой неизбежное возникновение затруднений, пути выхода известны не только учителю, но и учащимся.
Здесь мы видим рефлексивные действия учеников по выявлению собственных изменений: вспомнить, выявить, осознать основные компоненты деятельности, её смысл, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты.
Рефлексия помогает осознать способы решения задачи, зафиксировать достигнутый образовательный результат, корректировать путь, самостоятельно проектировать индивидуальную учебную деятельность.
Поскольку рефлексия становится не только звеном механизма саморазвития личности, но и мерой культуры мышления, она приводит к изменению характера и содержания подготовки к учебным занятиям, воспитывает характер учащегося.
Зачет проводится как заключительный этап проверки знаний учащихся в конце изучаемой темы. Заранее сообщается о предстоящем зачете, его содержании, особенности организации и сроках сдачи. Учащимся предварительно сообщается примерный перечень заданий, выносимых на зачет. Каждому ученику предоставляется индивидуальная карточка с заданиями , включающая основные и дополнительные упражнения.
В начале урока учитель работает с более подготовленными учащимися - консультантами. Он проверяет и оценивает их знания, и разъясняет методику проверки заданий. Консультанты принимают у учащихся выполнение каждого задания и оценивают их, ведя учетные карточки. Собрав учетные карточки, учитель выводит итоговые отметки и подводит итог зачета. Помощь в работе учителя оказывает листы учета.
Ф.И. ученика |
Обязательная часть | Дополнительная часть оценка | ||||||||||
С целью отслеживания результатов обучения и последующей рефлексии можно составить и проанализировать таблицу:
Ф. И. ученика |
Отметка за курс …класса | “Прогноз” ученика | “Прогноз” учителя | Отметки за зачеты | Итоговая отметка за год | ||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | № 5 |
Материал по теме усвоен, настроение приподнятое. Дети настроены на дальнейшее приобретение новых знаний. Ребята ждут подобные зачеты, где можно проявить себя, показав не только уровень знаний, эрудицию, но и смекалку.
Данная методика помогает провести диагностику развития личности в обучении, учитывая элементы:
- воспитанность; познавательный интерес;
- общеучебные умения и навыки;
- фонд действенных знаний (по уровням); мышление; память; тревожность; темперамент.
ЛИСТ УЧЁТА
“зачет” или “3”;
“ 4 и 5 ”.
Ф.И. ученика |
Обязательная часть | Дополнительная часть | Оценка | |||||||||||||
Аристова Настя | ||||||||||||||||
Приходько Алёна | ||||||||||||||||
Шестакова Ира | ||||||||||||||||
Германов Иван | ||||||||||||||||
Травкова Света | ||||||||||||||||
Жукова Алиса | ||||||||||||||||
Харитонов Иван | ||||||||||||||||
Черкасов Артем. | ||||||||||||||||
Мурашкин Рома | ||||||||||||||||
Барсукова Наташа | ||||||||||||||||
Нагорнов Иван |
“Зачет” – при выполнении задания
обязательного уровня с незначительными
недочетами.
“3” – при выполнении задания обязательного
уровня без ошибок.
“4”– выполнены задания обязательного уровня и
на 4.
“5” – выполнены задания всех уровней.
“незачет”– при не выполнении заданий (учитывается
любой уровень).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Тема: “Четырехугольники”. Всего 14 час.
ЦЕЛИ:
- Дать систематические сведения о четырехугольниках и их свойствах.
- Сформировать представления о фигурах, симметричных относительно точки или прямой.
- Повторить признаки равенства треугольников.
- Научить доказывать теоремы с опорой на признаки равенства треугольников с применением новых теоретических факторов.
- Ознакомить с понятием симметричных фигур относительно точки или прямой.
Планирование: 14 /час/.
- Многоугольники. (2)
- Параллелограмм и трапеция. (2)
- Прямоугольник. Квадрат. Ромб. (3)
- Симметричные фигуры. (2)
- Закрепление. (1)
- Зачёт 1. (1)
- Задачи на построение. (2)
- КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (1)
Основные понятия и определения:
- понятия многоугольника,
- понятие выпуклого многоугольника,
- определение параллелограмма,
- определение трапеции,
- определение прямоугольника,
- определение ромба,
- определение квадрата,
- осевая и центральная симметрия.
Зачёт по теме: "Многоугольник".
1.
ЗАДАЧИ: НА “3” Дано: Доказать: АВСD – параллелограмм. НА “4 И 5” Дано: АВСD – параллелограмм. Дано: АВСD – трапеция. |
2.
ЗАДАЧИ: НА “3” Дано: Доказать : АВСD – параллелограмм. НА “4 И 5” Дано: АВСD – параллелограмм. Дано: АВСD – трапеция. |
3.
ЗАДАЧИ: НА “3” Дано: Доказать: АВСD – параллелограмм. НА “4 И 5” Дано: АВСD – прямоугольник. Дано: АВСD – трапеция. |
Тема: “Площади фигур”. Всего 14 час.
ЦЕЛИ:
- Сформировать понятие площади многоугольника;
- Развивать умение вычислять площади фигур, применяя изученные свойства фигур и формулы;
- Формировать навыки применения теоремы Пифагора при нахождении площадей многоугольников.
Планирование: 14 /час/.
- Площадь многоугольника. (2)
- Площади параллелограмма и трапеции. (5)
- Теорема Пифагора. (3)
- Повторение. (1)
- Зачёт 2. (2)
- КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. (1)
Основные понятия и определения:
- дать понятие площади многоугольника,
- понятие площади прямоугольника,
- понятие площади параллелограмма,
- понятие площади треугольника,
- понятие площади трапеции.
- теорема Пифагора.
Зачет по теме: “ПЛОЩАДИ МНОГОУГОЛЬНИКОВ ”. №2
Игра "Умники и Умницы".
ЦЕЛИ зачета:
- Закрепить полученные знания по изученной теме “площади многоугольников”.
- Применять теоретические знания на практике при решении задач.
- Развивать математическую речь, память, логическое мышление.
- Развивать сознательное воспроизведение математических понятий.
- Развивать познавательный интерес.
- В игровой форме показать свой уровень воспитанности. Учить достойно выходить из трудной ситуации.
ПОВТОРИТЬ К ЗАЧЁТУ:
- Параллелограмм.
- Прямоугольник. Квадрат.
- Ромб.
- Треугольник.
- Трапеция.
- Теорема Пифагора.
ПОВТОРИТЬ: признаки равенства треугольников, способы построения биссектрисы, высоты, медианы треугольника, виды углов.
ЗАЧЁТ ПО ГЕОМЕТРИИ 8 КЛАСС. Тема: “Площади многоугольников”.
1. Отборочный тур.
- Задания обязательного уровня. (по разным типам) “3”.
- Повышенного уровня . “4”
- Углубленного уровня. “5”
На подготовку идёт 5-10 минут. Сдают решения (в любом порядке) ареопагу.
На игру желательно брать задания , которые на подготовку не займут много времени.
ЗАДАНИЯ НА “ТРОЙКУ”: Найти площадь .
ЗАДАНИЯ НА “ЧЕТЫРЕ”: Найти площадь .
ЗАДАНИЯ НА “ПЯТЬ”: Найти площадь .
В зависимости от набранного количества баллов получают ордена.
На “3” – один орден.
На “4” – два.
На “5” – три ордена.
2. Вопросы по теории (5 различных билетов) /лежат на столе обратной стороной, дети выбирают сами/.
1.
- Основные свойства площадей многоугольников.
- Сформулировать и доказать теорему о вычислении площади трапеции.
2.
- Площадь прямоугольника. Сформулировать и доказать теорему о площади параллелограмма.
- Расскажите, как измеряются площади многоугольников.
3.
- Сформулируйте и докажите теорему о вычислении площади треугольника.
- Как вычислить площадь прямоугольного треугольника по его катетам ?
4.
- Сформулируйте теорему о вычислении площади двух треугольников , имеющих по равному углу.
- Сформулируйте и докажите теорему ПИФАГОРА.
5.
- Сформулируйте и докажите теорему, обратную теореме Пифагора.
- Приведите примеры пифагоровых треугольников. Какие треугольники называются пифагоровыми?
На подготовку 5 минут. Нет ошибок – ещё один орден.
3. Вопросы на эрудицию. (20 занимательных вопросов).
- Назовите фамилию автора школьного учебника по геометрии.
- Какие бывают дроби?
- Единица измерения скорости на море. (узел)
- Третья буква греческого алфавита. (гамма)
- Объём 1 кг воды.
- Какое число в Древнем Риме записывалось буквой Д? (500)
- Чьи это слова: “ПОЛЁТ - ЭТО МАТЕМАТИКА! ” (В.Чкалов)
- Рост Дюймовочки? (дюйм – 2,5 см)
- Какую часть тела составляет вода в организме человека? (2/3)
- Количество путешествий Мюнхгаузена на Луну? (два)
- О каких числах идёт речь?Один – долг, другие – имущество (положит. и отриц.числа).
- Какая геометрическая теорема в старину называлась “ТЕОРЕМОЙ НЕВЕСТЫ”? (теорема Пифагора)
- В честь какой женщины математика назван один из цветков? (В честь французской вычислительницы Гортензии Лекарт назван цветок гортензия, привезенный из Индии.)
- Кем было предложено обозначать отношение длины окружности к её диаметру буквой “п”? (Леонардом Эйлером).
- Сколько лет Балда служил у попа? (1 год).
- Количество нот. (7 нот ).
- В каком веке жил и творил Архимед? (3 век до н. эр.).
- Автор книги “НАЧАЛО”? (Евклид)
- Чему равны стороны египетского треугольника? (3 см ; 4 см ;5 см )
- Кто автор слов: “Вдохновенье нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии. ”? (А.С.Пушкин)