Теоретический семинар для заместителей директоров по УВР "Педагогический совет: содержание, этапы подготовки и проведения"

Разделы: Администрирование школы


«Управлять – это искусство. Это сложный и многогранный процесс, который может привести как к процветанию, так и к гибели»…

Д. Локк.

(Компьютерная презентация представлена в Приложении.)

Теория управления школой базируется на трех подходах: системном, деятельностном и исследовательском. Эти подходы тесно взаимодействуют между собой. Так управление школой представляет систему действий по подготовке, принятию и реализации решений, эффективность которых зависит от научного обоснования.

1. Педагогический совет: понятие, правомочность в принятии решений.

Педагогический совет – это постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников школы.

В его состав входят сотрудники школы, занятые в образовательной деятельности: учителя, педагоги дополнительного образования, работники психолого-педагогической службы, библиотекарь, администрация школы.

Педагогический совет должен собираться не реже одного раза в учебную четверть, т.е. 4-5 раз в год.

Принятые на педагогическом совете решения обязательны для всех членов педагогического коллектива и принимаются они большинством голосов от числа присутствующих. Но присутствовать на педагогическом совете должно не менее 2\3 педагогического коллектива, иначе решения будут не правомочны. Если при голосовании мнения по вопросу разделятся поравну, тогда председатель педагогического совета имеет решающий голос. В том случае, если директор школы не согласен с решениями педагогического совета, он имеет право приостановить проведения их в жизнь, в трехдневный срок ознакомиться с мотивированным мнением большинства и вынести окончательное решение по спорным вопросам.

2. Цели и задачи педагогического совета.

Педагогический совет как орган управления имеет достаточно широкие цели, а именно:

1) наметить перспективы работы коллектива, поставить задачи;
2) определить пути, формы обновления школьного образования;
3) познакомить с достижениями педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом;
4) осуществить анализ:

а) состояния учебно-воспитательного процесса;
б) уровня преподавания;
в) качества знаний учащихся;
г) показателей работы за полугодие (год);
д) состояния нравственного воспитания учащихся, уровня культуры, соблюдения ими правил поведения;
е) состояния преподавания отдельных предметов;

5) раскрыть специфику работы школы по профилю, познакомиться с опытом работы другой школы, лицея такого же типа;
6)подвести некоторые итоги работы по гуманизации и демократизации учебно – воспитательного процесса.

Задачи педагогического совета так охватывают разносторонние аспекты:

1) рассмотрение основных вопросов учебно-воспитательного процесса;
2) демократизация процесса управления школой;
3) внедрение в практику достижений науки и передового педагогического опыта;
4) обсуждение, утверждение и организация выполнение планов всех подразделений и служб школы (методических лабораторий, заместителей директора по УВР, службы психолога и др.)
5) принятие решений о создании клубов, студий и других объединений учащихся;
6) контроль за санитарно – гигиеническим режимом школы и психолого-валеологическим климатом, состоянием здоровья учащихся и другие вопросы жизни и деятельности школы.

3. Функции педагогического совета.

Функции педагогического совета можно разделить на отдельные группы в зависимости от аспектов, которые они регулируют.

Управленческие (административные) функции. К ним относятся:

- законодательные (принятие коллективного решения путем открытого голосования и обязательное его выполнение всеми членами коллектива);

- совещательные (обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций);

- планово-прогностические (проведение опытно – экспериментальной работы, социальных. психологических и др. исследований);

- экспертно-контролирующие (заключение о деятельности педагогических и руководящих работников о выполнении программ. Устава школы…);

- корректирующие (внесение изменений и поправок в план работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки).

Методические функции. К ним относятся:

- информационные (сообщение о состоянии учебно-воспитательного процесса и путях его совершенствования, о достижениях педагогической науки пропаганда передового опыты;

- обобщающее-аналитические (анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности…);

- обучающие (повышение квалификации педагогов путем передачи опыта, знаний, умений…);

- активизирующие (активизация усилий всего коллектива над своей методической темой).

Воспитательные функции. К ним относятся:

- индивидуально – формирующие;
- коллективно – образующие;
- мотивационно – целевые;
- мировоззренчески – идеологические;
- организационно – воспитательные.

Социально – педагогические функции. К ним относятся:

- коммуникативные;
- интегрирующие;
- координирующие;
- защитные.

4. Виды педагогических советов.

Существуют разные классификации видов педагогических советов на основе использования различных критериев.

Так педагогические советы могут различаться по форме проведения: на производственно – деловые и тематические.

По месту и роли в учебно – воспитательном процессе педсоветы могут быть:

- тактическими, на которых определяются и решаются текущие задачи школы, анализируется ее деятельность, рассматриваются актуальные вопросы жизни школы;

- стратегическими, на которых вырабатывается система общих взглядов на деятельность школы, результатом его работы является выработка перспективной программы развития школы на несколько лет;

- стартовый (установочный) – дает начало серии учебно – воспитательных мероприятий по выполнении программы развития школы;

- текущий ( рабочий) – дает анализ состоянию воспитательного процесса, уровня преподавания на каком – либо отрезки времени ( четверть, полугодие, год);

- итоговый – выявляет и обозначает текущие и развивающиеся проблемы, анализирует и предполагает перспективы их решения.

По методике подготовки и проведения педагогические советы разделяются: на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные педагогические советы отличаются преимущественным применением вербальных методов, традиционным характером содержания. Он построен на основе выступления докладчиков и содокладчиков, приглашение докладчиков-специалистов.

 Могут быть построены и на основе серии отдельных сообщений, объединенных одной темой.

В условиях современной модернизации школьного образования, идет процесс обновления, как содержания, так и формы работы, поэтому сегодня на первый план выходит такая форма проведения педагогического совета как «думающий педагогический совет». Что же это такое?

«Думающий педагогический совет» основывается на следующих принципах:

- мыслить нестандартно и самостоятельно;
- находить выход из самых безвыходных положений;
- докапываться до сути, до настоящих причин;
- принимать решения, иногда неожиданные, порой рискованные, но в большинстве своём ведущие к позитивному педагогическому результату.

Конечно, изменить педагогическое мышление - это проблема из проблем. Перестройка педагогических взглядов должна происходить не только на педагогических советах, но и в повседневной деятельности педагога.

К таким «думающим педагогическим советам» можно отнести педагогические советы, проводимые в нетрадиционной форме:

- педсовет-диспут;
- педсовет-защита инноваций;
- педсовет-деловая игра;
- педсовет-конкурс;
- педсовет-творческий отчет;
- педсовет-презентация;

и другие.

Несколько подробнее именно об этих видах педагогических советов.

На педагогическом совете – диспуте обсуждаются наиболее актуальные проблемы, разрешение каких – либо педагогических ситуаций. Работа на нем стоится по законам диспута, а именно:

- свободный обмен мнениями участников;
- активность каждого, равенство в споре;
- можно критиковать любое положение, с которым не согласен;
- говори, что думаешь, и думай, что говоришь;
- главное – факты, логика, умение доказывать.

При проведении такого педагогического совета администрация школы может выступать в роли жюри, оппонента, ведущего консультанта.

При подготовке к педагогическому совету – защита инноваций, необходимо сформировать творческие группы участников, количество групп определяется числом исследуемых инноваций.

Группы могут формироваться по ролевым направлениям: ученик – учитель – родитель, учитель – руководитель и др. Каждая группа должна изложить свою идею, особенности защищаемой инновации, рассказать об опыте её использования в практике. В результате работы такого педагогического совета должно быть принято решение о целесообразности или нецелесообразности применения данной инновации в работе школы.

Педагогический совет – деловая игра.

Содержание деловой игры основано на имитации производственной ситуации, разрешение разнообразных задач. Необходимыми условиями для его проведения являются:

- наличие проблемы и цели, которые должны решить;
- имитация реальной ситуации по ролям;
- реальное наличие интереса участников;

Процесс подготовки достаточно трудоемкий, включающий несколько этапов.

Первоначально необходимо разработать сценарий игры, затем разъяснить участникам цели, задачи, правила игры, распределить роли, выбрать жюри, определить регламент выступлений. Все выше изложенное включает организационной этап.

Далее идет этап разыгрывания ситуации и поиск решений внутри каждой группы. Этот этап может проходить в виде дискуссии, мозгового штурма, тренинга…

Третий этап игры – межгрупповая дискуссия. Каждая группа защищает свою точку зрения, старается убедить других в своей правоте.

Этап подведения итогов и анализ, обобщение результатов сменяется последним – перенос опыта, приобретенного в ходе игры в реальную жизнь образовательного учреждения.

Педагогический совет конкурс ставит целью подвести итоги конкурсов мастерства в педагогическом коллективе, выделить лучших. Заранее разрабатываются положения, условия проведения конкурса, продумывается подведение итогов.

Педагогический совет – творческий отчет отдельного учителя или творческой группы обобщает передовой педагогический опыт, отбирает наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Опыт отдельного учителя становится достоянием всех. Такой педсовет один из важных способов повысить методический уровень учителей.

Педагогический совет – презентация проводится для официального представления новых программ, учебников, учебных кабинетов. Цель презентации привлечь внимание к чему – либо, ознакомиться с новыми начинаниями, дать им общественную оценку.

5. Этапы деятельности по подготовке и проведению педагогического совета.

Можно выделить 6 основных этапов:

1) теоретический, на котором происходить выбор темы педагогического совета, составляется план диагностико – практической деятельности к нему;

2) организационный – составление плана проведения педагогического совета, выбор формы его проведения, подбор методов исследования, создание оргкомитета, распределение обязанностей между членами оргкомитета…;

3) мониторинговый – сбор информации по итогам контрольных работ, зачетов, тестирования. Анкетирования, собеседования с учителями, учащимися, родителями и т.д;

4) практический – проведение самого педагогического совета, принятие решения по рассматриваемым вопросам;

5) заключительный (аналитический) – проведение анализа эффективности педагогического совета на административном совещании, на заседании методического совета;

6) регулирующий – осуществляется контроль за выполнением решений педагогического совета, член администрации на которого возложена контролирующая функция обязан на последующем педагогическом совете доложить о выполнении его решений.

Таким образом, педагогический совет – это важное звено в управленческом процессе школы. В работе с педагогическим коллективом образовательного учреждения. Он находится на уровне именно стратегического управления учебно – воспитательным процессом образовательного учреждения.

(Компьютерная презентация представлена в Приложении.)