Определение уровня познавательного интереса учащихся в современной гимназии провинциального города России

Разделы: Общепедагогические технологии

Класс: 8

Ключевые слова: повышение мотивации, интерес к учению


Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательных интересов является довольно значимой.

Более того, она актуальна для возрастного периода 13-14 лет (8-9-е классы), когда наблюдается спад познавательной активности в той или иной степени интенсивности.

В последствии, это ведет к снижению успеваемости, к негативному отношению к процессу учения, к педагогам, к школе в целом. Вызывает трудности при дальнейшем выборе профессии и поступлении в желаемое учебное заведение.

Каковы же причины снижения мотивации и познавательной активности учащихся среднего звена при переходе в старшее звено?

Физиологические особенности подростков, в частности, “гормональный взрыв”, ведут к снижению восприимчивости к учебной деятельности.

Кроме того, у подростков наблюдается отсутствие воли как “способности человека достигать сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия”. Школьники как бы играют в “волевого человека”, они не имеют подлинного желания развивать в себе волевые качества, что ведет к дезорганизации процесса учения, не умения самоорганизовываться.[2,с.332]

Огромную роль в данном возрасте играет принадлежность к определенной группе: (группа “мы”— сверстники, члены одной группы; и группа “они”— взрослые или ровесники, но члены другой “группы”).[2] Потребность в общении со сверстниками в период отрочества приобретает важное значение. Важна также и позиция, занимаемая подростком внутри группы. Соответственно, стремление упрочить свои позиции, быть не хуже своих “одногруппников” оказывает влияние (не всегда положительное) на нравственное развитие ученика. Становиться модным учиться плохо, не делать домашнее задание, не работать на уроке. При этом авторитетнее становиться самый ленивый школьник.

Существенную роль в возрасте 13-14 лет играют “субкультуры”, к которым школьники приобщаются с легкостью, считая себя взрослыми. Так, новомодная субкультура “эмо” стала настоящем камнем преткновения в отношениях подростков с родителями и учителями. Ложное представление о данной субкультуре повлияло на систему сложившихся ценностей у школьников параллели 8-9-х классов. Поведению девушек стали свойственны дерзость, развязность, внешний вид не соответствовал нормам и правилам гимназии.

Так называемый “школьный” фактор имеет немаловажное значение в становлении развитии познавательного интереса учащихся. Сюда относятся: взаимоотношения учителя и ученика, умственное развитие ученика, непонимание цели учения, страх перед школой. Пропасть негативных отношений учителя и ученика возникают ввиду ряда причин: из-за низкого уровня компетенции педагога в сфере психологии, педагогики или методики преподавания предмета, часто меняющегося педагогического коллектива, работающего в том или ином классе.

Роль семьи в развитии ребенка первоначальна. Родители закладывают основы умственного и психологического становления ребенка, формируют систему определенных ценностей. Отсутствие одного из родителей отрицательного сказывается на восприятии ребенком окружающего мира и семейных взаимоотношений в частности. К сожалению, многие родители разрушают свои семьи в силу различных причин. Происходит это достаточно бурно, со скандалами, взрослые даже не задумываются о чувствах ребенка, который в силу своих возрастных особенностей воспринимает все происходящее особенно остро. Учеба автоматически уходит на задний план. Зачастую недостаточно высок уровень образования родителей, поэтому они не могут оказать необходимую помощь своему ребенку в сложившейся критической ситуации. В настоящее время карьера для многих родителей стоит на первом месте, поэтому времени для решения детских проблем не остается. К тому же, такие родители часто покупают дорогие подарки своим детям, как бы откупаясь от них. Взаимоотношения в семье ухудшаются, родители теряют авторитет в глазах ребенка, рушатся система ценностей. “ Подростки склоны принимать родительские ценности, нормы, взгляды в тех сферах, где эти ценности и нормы достаточно устойчивы, а также там, где они имеют долговременные последствия и ориентироваться на сверстников там, где речь идет о достаточно изменчивых моделях и нормах непосредственно влияющих на повседневную жизнь” [2,с.331].

Преодоление всех вышеупомянутых трудностей— задача, в первую очередь учителя, установить связи между ценностными ориентирами школьников и их возможностями в процессе развития и обучения поможет анкета, которая нацелена на определение направленности личности школьника, его ценностей.[1, с.74]

Учащиеся отвечали на следующие вопросы:

  • Почему нельзя опаздывать на урок?
  • Напиши десять слов или фраз, отвечая на вопрос: что ты больше всего ненавидишь?
  • Что ты собираешься делать в свободное время?
  • Напиши три желания в порядке из значимости для тебя.

Для определения преобладающих мотивов участия в деятельности, возможно применение ранжирования. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в деятельности.[1, с.75]

Ответьте на заданный вопрос с помощью баллов:

3 - привлекает очень сильно
2 - привлекает в значительной степени
1- привлекает слабо
0 - не привлекает совсем

Что привлекает в деятельности?

  • Интересное дело;
  • возможность общения с разными людьми;
  • возможность помочь товарищам;
  • возможность передать свои знания;
  • возможность творчества;
  • возможность приобрести новые знания, умения;
  • возможность руководить другими;
  • возможность участвовать в делах своего коллектива;
  • возможность заслужить уважение товарищей;
  • возможность сделать доброе дело для других;
  • возможность выделиться среди других;
  • возможность выработать у себя определенные черты характера.

Приведенные выше анкеты были применены на параллелях 8-10-х классов (87 человек) для выявления направленности личности и преобладающих мотивов до начала эксперимента. Результаты первой анкеты показали (приложение 1), что большинство учащихся (98%) имеют негативное отношение к организации учебной деятельности. Школьники отмечают: слишком жесткие требования, объемное домашнее задание, слишком длинные уроки. Вызывает раздражение у учащихся учеба по субботам и некоторые предметы.

Учащиеся имеют слишком мало свободного времени. Так считают 88% опрошенных, им хочется больше гулять, смотреть телевизор, работать или играть на компьютере.

82% школьников ставят на передний план отношения с людьми, их тревожит ложь в отношениях, разочарования в людях, ссоры родителей и с родителями, а также мнение одноклассников о себе.

Несмотря на такое огромное количество отрицательных эмоций, школьники задумываются о будущем (73% опрошенных). Их волнует успешная карьера, поступление в престижный ВУЗ, самореализация в жизни и будущая семья.

Корме того, подростки отмечают положительное отношение к процессу учения (60%), как-то интересные уроки и учителя.

Результаты ранжирования (Приложение 2) указывают на преобладание личностных мотивов у учащихся данного возраста и связь с ними престижных мотивов, то есть занимаются они только такой деятельностью, которая им интересна, позволяет проявить себя творчески, получить новые знания, умения руководить другими, выделиться среди своих сверстников, заслужить уважение товарищей. В наименьшей степени подростками движут общественные мотивы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что для повышения мотивации необходимо использовать такие методы и приемы проведения уроков, чтобы увеличивать интерес школьников к процессу учения.

Учитывая возрастные особенности подростков педагогу следует организовать работу по развитию волевых качеств учащихся. Зная, на какие группы делятся учащиеся определенного класса и их лидеров, подвести их к тому, чтобы лидеры стали подавать положительный пример членам группы. Попытаться объединить разные группы, выяснить их общие интересы.

Можно провести классные часы о различных течениях и направлениях современной молодежи, раскрывая истинные особенности поведения представителей данных субкультур, подчеркивая необходимость сохранения внутренних человеческих качеств и ценностей, следования общепринятым нормам и правилам поведения.

Руководству школы необходимо стараться сохранить преемственность в работе учителя, организовать мастер-классы или семинары для учителей, особенно для молодых специалистов, чтобы разрешить те или иные педагогические проблемы.

Учитель должен пересмотреть структуру и формат урока. В ходе урока можно использовать такие приемы поддержания интереса учащихся, как связь материала с реальной жизнью и интересами учащихся. Здесь особую роль играет индивидуальная и дифференцированная работа на уроке. Игры на уроке тоже помогут его разнообразить, уместнее использовать в среднем звене игры интеллектуального характера, которые помогают сплотить коллектив.

Поскольку игры на компьютере и работа с Интернетом приобретают все большую популярность, все это можно также использовать на уроках (обучающие программы, использование электронной почты для отправки заданий на проверку).

Возможна также смена режимов работы с “учитель-ученики” на “ученик-ученики” на любом этапе уроке: проверка домашнего задания, проведение физкультминутки.

В деле повышения мотивации неоценимую помощь оказывает внеклассная работа, в том числе и исследовательская работа учащихся под руководством учителя.

Возникает необходимость проведения более тщательной работы с родителями с привлечением психологов для решения некоторых проблемных ситуаций, возникающих при общении детей с родителями.

Следующим этапом нашего исследования является проведение эксперимента, в результате которого мы сравним динамику изменения мотивов при использовании традиционных и экспериментальных методов преподавания

  1. Н.И. Дереклеева. Справочник классного руководителя. 5-11-й класс.— М.: ВАКО, 2004.
  2. Практическая психология образования. Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Под ред. И.В.Дубровиной, 2-е изд.— М.: ТЦ “Сфера”, 1998.