Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся

Разделы: Биология, Внеклассная работа


Не вызывает сомнения тот факт, что наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Скажем так: увлечение плюс развлечение.

Такая мотивация является основной целью применения игровых форм в учебном процессе, в разных формах учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.

Игры развивают логическое мышление школьников, предусматривают привитие навыков работать с научно-популярной литературой. Развивают интеллектуальную культуру учащихся, способствуют формированию навыков коллективной деятельности, умению объективно анализировать ситуацию.

В данной работе хочется привести пример из своего опыта по использованию интеллектуальных игр во время проведения предметных недель по биологии.

Предварительно проводится отборочный тур, где выявляются 7-8 членов команды от класса. Каждое задание имеет определенную “цену” в баллах. Можно выбирать самые “дорогие” задания, чтобы набрать больше баллов.

Приведу пример интеллектульной игры для учеников 6-го класса.

Интеллектуальный марафон для 6-х классов

Назовите: (1 балл)

1.Самое высокое травянистое растение.

2.Самая крупная ягода.

3.Самый высококалорийный и низкокалорийный плоды.

“Что в имени твоем?” (3 балла)

4.По-английски это растение дословно называется “сосновое яблоко, но на самом деле это многолетняя трава, не выше 60 см. На своей родине, в Бразилии, до сих пор растет как сорняк, а в Европе его соплодия - вкусный, сочный и изысканный десерт. А как называют его в России?

5.Название этого “ десерта” происходит от двух персидских слов: “хар” (осел) и “буцина” (огурец), что буквально означает “ослиный огурец”. Назовите его по-русски.

6. “Дерево лентяев” назвали это дерево 60 метров в высоту. Растет в Таиланде, не требует трудовых затрат, при этом обеспечивает человека питьем, пищей, одеждой, стройматериалами. Что это за дерево?

“Цветы-символы” (3балла)

7.Согласно языку цветов, роза означает любовь, фиалка - скромность, клевер - ожидание. Символом чего считают колокольчик?

8.

Стоит дерево, цветом зелено,
В этом дереве четыре угодья:
Первое - больным на здоровье,
Другое - от тьмы свет,
Третье - дряхлым пеленанье.
А четвертое - людям колодец.

О каком дереве идет речь и объясните, что значат эти угодья?

“Агент 007” (5 баллов)

9.Расшифруйте названия деревьев: ЗЕБЕРА, ДРЕК, ВЕТСАЦИННИЛ

“Кулинарный” 6 (баллов)

10.Из каких злаков варят манную, гречневую, перловую, рисовую каши. (4 балла)

11.У какого овощного растения съедобны цветки?

12.Плоды этого дерева - прекрасная пища при больших физических нагрузках. При слабости организма. В старину их брали с собой мореплаватели; в настоящее время паста из этих плодов входит в рацион космонавтов. Ядрышко плода по форме напоминает головной мозг. Что это за дерево?

Эрудит-лото “ Что и как у всякого зверья” 7-й класс

1.Выброшенный на берег кит в первую очередь погибает от:

А) удушья; Б) перегрева; В) повреждения шкуры; Г) голода.

2.Самые маленькие млекопитающие относятся к семейству:

А) грызунов; Б) землероек; В) насекомоядных; Г) яйцекладущих.

3.Растет шерсть на подушечках стопы у медведя:

А) очкового; Б) бурого; В) белого; г) гималайского.

4.Толькосамка может быть вожаком стада диких:

А) лошадей; Б) баранов; В) козлов; Г) ослов.

5. Для строительства дупла птицы охотнее всего выбирают мертвое дерево потому что:

А) легче выдолбить гнездо; Б) в гнезде будет теплее; В) не зарастет входное. отверстие; Г) будет сохраняться постоянная температура.

6.Раздвоенный язык змеи не способен выполнять функцию:

А) обоняния; Б)определения вкуса; В) определения температуры; Г) осязания;

7.Стоянку в степи от змеи лучше всего защитит:

А) пунктир из тлеющих углей; Б) ветки хвойных деревьев;

В) веревка из шерсти овцы; Г) жгуты конского волоса.

8.Громче всего весной птицы поют:

А) сидя на ветке у гнезда; Б) на границе территории; В) во время полета; Г) во время брачных игр.

9.Дельфин во время сна не тонет потому, что:

А) он регулярно всплывает; Б) его поддерживают сородичи; В) его полушария мозга “спят” по очереди; Г) А он не спит вообще.

10. НЕ соответствует истине утверждение о том, что дикобраз:

А) стреляет иглами; Б) строит норы более 20 м длиной; В) не может утонуть; Г) может пробежать за ночь 15-18 км.