Урок литературного чтения. И.А. Крылов. Басня "Ворона и Лисица"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытие новых знаний.

Место урока в учебном плане: 1 урок.

Методы: словесный, частично-поисковые, проблемно-сообщающие, исследовательские.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с творчеством И.А.Крылова. Познакомить с басней  «Ворона и Лисица».
  2. Развивать культуру речи, обогащать словарный запас обучающихся.
  3. Учить анализу литературного произведения.
  4. Развивать творческие способности обучающихся.
  5. Развивать эмоционально – чувственную выразительность обучающихся.  
  6. Воспитывать  культуру добрых и уважительных  отношений между людьми.

Оборудование:

  • индивидуальные  карточки со схемами эмоций;
  • компьютер;
  • презентация к уроку;
  • наборы карточек со схемами эмоций;
  • учебник «Родная речь»;
  • энциклопедический и толковые  словари Даля, Ожегова,
  • иллюстрации к басне;
  • иллюстрации лисиц;
  • «волшебная» шкатулка».

Ход урока

1. Кинезиологические упражнения.

Шапочка размышлений, перекрёстные движения, ленивые восьмёрки.

2. Организационный момент.

1) -Какое у вас настроение? С чем оно связано?

Укажите на соответствующую схеме эмоцию.
(У каждого обучающегося индивидуальная карточка со схемами эмоций).

- Какими вам хочется быть на сегодняшнем уроке?

- Что вы ждёте от урока?

2)       Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Вы тихонечко все сели,
Друг на друга поглядели,
Улыбнулись, раз и два,
Начинаем, детвора?
 – А девиз у нас каков?
 « Больше дела, меньше слов»

3. Минутка красивой речи.

1) Слайд 2 (текст стихотворения Э.Гольдмана).

Муравей сороконожке
Повстречался на дорожке.
С добрым утром! Как дела?
Сорок лапок подала.
И пока он лапки жал,
Тут и вечер набежал.

 Прочитайте стихотворение про себя.

- Какие чувства испытали главные герои? Почему?

2) На доске  рисунки  - схемы эмоций: спокойствие, радость, грусть, удивление, разочарование.

Выберите рисунки – схемы для каждого героя с  подходящим изображением мимики.

Продемонстрируйте переживаемые эмоции, продекламировав строчки из стихотворения ( работа в паре).

Прочитайте стихотворение, изображая с помощью жестов и мимики соответствующие действия и состояние героев.

4. Актуализация знаний.

1) Слайд 3 (текст).

Великий русский поэт – баснописец. Любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу.

- О ком эти строчки?

Слайд 4 (портрет И.А.Крылова).    

2) Слайд 5 (слова И.Исаковского).

«Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова».

- Что помните о жизни и творчестве И.А.Крылова?

- Что новое узнали о его творчестве, работая с дополнительными источниками информации?

(Ребята делятся интересными, новыми для себя, знаниями о жизни и  творчестве И.А.Крылова. Главный эксперт, выбранный обучающимися, представляет результат  групповой работы.)

-Какие крыловские выражения стали крылатыми?

5. «Открытие нового знания».

1) Любите загадки? Гадайте по порядку.

Слайд 6

Посмотрите – те,  какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
- Кто это?

Слайд 7

Носит серенький жилет,
Но у крыльев – чёрный цвет.
Видишь, кружат 20 пар
И кричат: Карр! Карр! Карр!
- Кто это?

- Как вы думаете, почему я предложила вам загадки именно об этих животных?

Сформулируйте тему урока.

Учитель: Действительно, сегодня мы с вами знакомимся с басней И.А.Крылова «Ворона и Лисица».

Слайд 8 ( иллюстрации к басне)

2) Целеполагание.

- Как вы думаете, какая главная цель на сегодняшнем уроке?

Ваши предположения о содержании.

- Какие задачи будем решать на сегодняшнем уроке?

3) -Что такое басня?

Работа с энциклопедическим словарём.

Слайд 9 (текст).

Басня – малый повествовательный жанр, преимущественно стихотворный, нравоучительного, сатирического характера.

4) (Выходят ребята в костюмах Лисицы и Вороны).

Инсценировка басни.

- Подтвердились ли ваши предположения о содержании басни?

- Какие чувства вы пережили, слушая басню?

- Какие мысли у вас возникли?

5) Словарная работа.

- Какие слова непонятны по лексическому значению?

Работа с толковым словарём Даля, Ожегова.

6) Анализ прочитанного.

– Каковы основные моменты сюжета?

(Обсуждение в группах).

Словесное рисование. После представления  основных моментов сюжета каждой группой  консультант ( из числа обучающихся) выстраивает иллюстрации в нужной последовательности, получается  рисованный фильм.

- Какова картина жизни?

Слайд 10 (картина жизни).

Картина жизни – повествование о действиях героев, раскрывающих их характеры, чувства и мысли.

-Какие действия совершили Ворона и Лисица?

-Какой вы представили себе Лису?

Показываю две иллюстрации с изображением лисиц. На одной из них – лисица доверчивая, на другой – хитрая.

- Где же Лисица из басни? Почему?

Прочитать слова из басни, которые подтверждают ваши слова.

- Какими чертами наделена Ворона?

Прочитать слова из басни, которые подтверждают ваши слова.

- Какое чувство испытала Ворона, когда сыр у неё выпал?

- Какое чувство испытала Лисица, получив сыр?

- Какие средства выразительности использует И.А.Крылов? (олицетворение)

Приведите примеры олицетворения в басне.

7) Игра «Данетка».

Ребята придумывают слова – признаки о Вороне и Лисице и задают всем, а слушающие хором отвечают «да» или «нет».

(Например: Лисица добрая? Ворона глупая?)

-Кто у вас вызывает симпатии? Почему?

8) Чтение басни учителем.

Ваши комментарии.

9) Чтение басни по ролям.

Ваши комментарии.

10) «Фантазирование».

 - Что могло быть дальше?

6. Закрепление пройденного материала.

1) - Знаете ли вы другие басни И.А.Крылова?

- Кто главные герои этих басен?

2) Разгадать кроссворд (итоговое слово – картинка).

Назовёте отгадку, вспомните и название басни.

1.      Не усат, а бородат,
И сердит на ребят,
Но не дедушка он всё же.
Угадайте,  дети, кто же?

2.    На ромашку у ворот
Опустился вертолёт
Золотистые глаза,
Кто же это?

3.  –Чьи это слова? «Тьфу пропасть!»

4. Закончите фразу «Проказница Мартышка, Осёл, Козёл да косолапый …»

5. На овчарку он похож.

6.      Что ни зуб, то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.

7.     Не ворона, не синица,
Как зовётся эта птица?
Примостилась на суку –
Раздалось в лесу «ку – ку».

- Какое получилось главное слово?

- Какую картинку умеете показывать?

3)  «Живая картинка».

(Один ученик читает отрывки из басен, а  исполнители ролей реагируют на услышанное мимикой, жестами, получается живая картинка).

- Получилось ли у ребят вхождение в роли?

Ваши комментарии.

- На чьи поступки  похоже  поведение героев басен?

- Как вы думаете, кого всё – таки  подразумевал под животными Крылов?

Слайд 11 (текст).

В своих баснях высмеивал  глупых и хитрых  людей, дворян, становился на защиту народа. Разоблачал хитрость, льстивость, сговор, обман,  Недаром в его баснях судьями, сторожами выступают хищные звери.

4) «Письмо герою».

- Если бы вам представилась возможность написать письмо, кому бы его адресовали?

- О чём бы вы написали?

5) «Сочинение с увлечением».

 «Волшебная шкатулка». ( В шкатулке находятся фигурки животных – героев и другие предметы из  известных ребятам  басен И.А.Крылова. В зависимости от того, какая фигурка или предмет попадается,  формируются группы авторов для будущих басен. На первом этапе важно отгадать басню, а затем в творческой классной лаборатории создать «новый продукт»).

7. Рефлексия.

Слайд 12

- Какое у вас настроение?  Укажите на соответствующую схеме эмоцию.

- Какими вы были на сегодняшнем уроке?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

- Чему научила вас басня?  - Какова мораль этой басни?

- Я узнал…! Я запомнил…! Я понял…! Я научился…! Я почувствовал…!

8. Домашнее задание. Чтение басни. «Письмо герою».

Приложение.