Из опыта работы изостудии дома детского творчества Ленинского района г. Екатеринбурга
Просматривая журналы «Перспектива», в третьем номере за 2005 год я обнаружил в разделе «по вашей просьбе» материал Н.А. Уваровой под названием «Сотрудничество с семьей в системе дополнительного образования детей», в которой рассмотрены вопросы сотрудничества педагога и родителей. С точки зрения теории написано правильно, но так ли это просто на практике? Я же попробую рассказать о работе с родителями на примере изостудии, руководителем которой я являюсь.
Действительно, наше время - время эмоционального напряжения в семейных отношениях, время высокого уровня распада семей, низкого уровня психолого-педагогической культуры родителей. Причин такой ситуации много, но, на мой взгляд, есть три наиболее важные: Во-первых, очевидна абсолютная независимость мужчины и женщины, а это гордыня, эгоизм и как следствие нежелание искать компромиссы в сложных житейских ситуациях. А ведь на протяжении веков семья держалась на основе четкого распределения обязанностей: муж - добытчик и защитник, жена - хранительница домашнего очага. Сейчас такая обоюдная зависимость исчезла, ибо и мужчина, и женщина стали самодостаточными как в области образованности, так и финансово. Это, на мой взгляд, одна из основных причин распада семей в России, а по статистике это каждая 5-6 семья. Во-вторых, недостаточное семейное благосостояние заставляет родителей всё больше и больше времени отдавать работе, оставляя воспитанию детей все меньше и меньше времени, которого подчас не хватает даже на простое общение.
В-третьих, это вырождение женщины как матери. Современная девушка не желает обременяться домашними хлопотами, воспитанием ребенка, пожертвовав свободой с множеством соблазнов и возможностей, предоставленных в наше время. Худшим проявлением этого является молодая мама, одной рукой катящая коляску с младенцем, а другой держащая сигарету или бутылку с пивом. Согласитесь, что такая «картинка» перестала нас не только удивлять, но и задерживать наше внимание.
Вот именно поэтому связка педагог - ребенок - родители приобретает в наши дни особую значимость. Вопрос, просто ли осуществлять такую связь? В конце учебного года я оказался на выпускном празднике первоклассников в одной из гимназий города. Своё вступительное слово классный руководитель начала со слов: «Здравствуйте, я рада всех вас видеть, в таком составе мы встречались с вами девять месяцев назад, в сентябре...» Заметьте, это слова классного руководителя первого класса гимназии, а как часто и в каком количестве посещаются родительские собрания в обычной образовательной школе? В дополнительном образовании общаться с родителями проще и на это есть благоприятные обстоятельства.
Во-первых, общение педагога и родителей не является редкостью, объяснение такой «сказочной» ситуации простое - детей на занятия всегда приводят либо сами родители, либо дедушки и бабушки. Особенно в этом смысле повезло мне, так как возраст моих студийцев - дошкольники и младшие школьники.
Во-вторых, это не просто родители, а родители, серьезно занимающиеся воспитанием своих детей, родители, заинтересованные в их дополнительном образовании. А это дает особые возможности заинтересованного, доверительного общения между родителями и педагогом.
Структурно-функциональная модель взаимодействия с родителями изостудии ставит своей целью психолого-педагогическое просвещение родителей в ходе совместной деятельности и включает в себя следующие направления:
1. Родительские собрания
Родительские собрания проводятся в начале учебного года, в середине и по окончанию. На первом собрании в сентябре происходит знакомство педагога с родителями; рассказ о работе изостудии, её целях, задачах, требованиях; заполнение родителями анкет, отвечающих на ряд вопросов информационного и психологического характера. Именно по данным анкеты составляется первое впечатление о ребенке, его характере, привычках, наклонностях; выясняется роль родителей в желании посещать данное объединение, результат которого они ждут от занятий.
Кстати сказать, на первом занятии года дети также заполняют свою анкету. Именно эти две анкеты и являются отправной точкой в дальнейшей работе объединения. На первом сентябрьском собрании распределяются и обязанности между педагогом и родителями в процессе обучения для получения наилучшего результата.
По окончанию первого полугодия, перед зимними каникулами проводится второе родительское собрание и отличается оно от сентябрьского тем, что, во-первых, присутствуют на нем не только родители, но и студийцы. Цель его - совместно обсудить результаты, обратить внимание на успехи и неудачи, но делается это доброжелательно, и нет индивидуальной оценки каждого студийца. Я считаю недопустимым сравнивать детей друг с другом, что называется «принародно». Индивидуальные беседы проводятся в течение учебного процесса в присутствии только конкретного ребенка и его родителей. А вот вручение благодарностей, хорошие слова в адрес детей -обязательный атрибут этого общего собрания.
Третье собрание проводится в конце учебного года. Цель его подвести итоги учебного года, и опять родители и дети заполняют специальные анкеты, получают благодарности. Заканчивается собрание праздником с конкурсами и чаепитием.
2. Совместные мероприятия
Во всех объединениях творческого направления практикуются экскурсии в музеи города и выставочные залы. Это часть обучающего процесса, тем более что наш город дает большие возможности для экскурсионной деятельности. Было время, когда на такие мероприятия приглашались только дети, да 2-3 родителя для сопровождения. Затем пришла мысль проводить совместные экскурсии по схеме педагог - ребенок - родитель, и это стало традицией. Родители с удовольствием принимают участие, дети рады, что рядом с ними мама или папа, а это уже общность интересов и основа взаимопонимания. Появилась и новая проблема - пришлось сокращать численность группы до 8 человек вместо 12-15, а значит посещать один и тот же музей дважды, а то и трижды.
3. Совместные занятия
В течение учебного года практикуется такая форма работы как совместные занятия детей и родителей. Смысл её в приобщении родителей к тому, чем с радостью занимаются их дети, да и просто приобщить к творчеству. Для этого подбираются темы повышенной сложности. Такую работу сами дети выполнить не могут, а ту, что могут - для родителей не интересна. А вот когда более простое делает студиец, более сложное мама, сидящая рядом, а в результате получается нечто красивое, да еще про которое, придя домой, можно сказать «это мы с мамой сделали». Вот и опять чувство близости и взаимопонимания.
4. Видео-клуб для родителей
Большую роль в работе с родителями играет видео-клуб, основу которого составляют авторские видеофильмы, отснятые мной в поездках по Уралу. Эти фильмы дети смотрят на занятиях, когда речь идет об экологии и культуре родного края. На мой взгляд, они интересны и для родителей, что и подтверждается практикой, ведь проблемы экологии, культуры и истории Родного края - это проблемы не только подрастающего поколения, я бы сказал по-другому - это проблемы в большей степени взрослых - то есть родителей. Не дети загрязняют реки и озера, не дети разводят костры и создают пожары, не дети оставляют после выездов на природу тонны мусора, а взрослые. Да и в области истории и культуры далеко не все родители являются знатоками. Интересно родителям посмотреть и то, что же дети смотрят на занятиях. Используются для просмотра и лицензионные документальные фильмы.
Такая работа также создает педагогу некоторые проблемы. Дело в том, что родители просматривают фильмы в то время, когда дети находятся на занятиях, то есть во время их ожидания. Поскольку видеоаппаратура находится в кабинете ИЗО, то встает вопрос, а где провести занятие со студийцами. Решение нашлось в следующем. Видео-клуб проводится на темах, связанных с лепкой, что дает возможность, посмотрев видеоматериал по теме занятия, затем, взяв пластилин уйти в соседний кабинет. На самом деле это проще чем переносить бумагу, краски, кисти, палитру, баночки с водой, да еще быть предельно осторожным в работе - кабинет чужой, пачкать нельзя.
5. Видео-лекции для родителей
Видео-лекции еще одно направление, также основанное на авторском видеоматериале. Задумано и осуществлено оно было после того, как в
видеотеке появились записи лекций специалистов в области психологии и образования, сделанных мной на различных семинарах. Вообще, это довольно перспективно.
Если представить себе вариант приглашения специалиста что называется «вживую», то встанут вопросы: какого, где найти, согласится ли, во что это выльется финансово, где провести, придут ли родители. А тут все просто. Дети на занятии, родители заняты просмотром видеозаписи с лекцией, получая при этом новые знания и впечатления, перерастающие после просмотра в дискуссии - а это уже нечто новое: общение родителей между собой на уровне высказывания мнений, обсуждения, споров.
Таким образом, решается проблема педагог - ребенок - родители в объединении изостудия Дома детского творчества Ленинского района г. Екатеринбурга.