В практике нашей работы систематически применяется нетрадиционная форма контроля знаний учащихся шестых классов как «ТАНГРАМ», основанная на применении китайской головоломки при проверки ответов учеников после решения задач на вычисление значения числового выражения. Она предусматривает организацию деятельности учащихся в группах с целью более обстоятельного выявления их знаний через умение ставить вопросы при решении задачи вычислительного характера, поддерживает уровень вычислительных умений школьников, а при необходимости и его восстановления.
При организации повторения по содержательно-методической линии числа рассматриваем ведущие разделы школьной программы: нахождение значения числового выражения и буквенного выражения при заданных значениях переменных, решение уравнений и т.д.
Напомним, что «ТАНГРАМ» состоит из семи частей – танов: одного квадрата, одного параллелограмма, двух больших, одного среднего размера и двух маленьких прямоугольных треугольников (рисунок 1 а, б, в).
Рисунок 1.
«ТАНГРАМ» имеет свои правила.
Во-первых, в каждую фигуру должны входить все семь танов головоломки.
Во-вторых, таны должны тесно примыкать друг к другу без пробелов и никогда не налегать друг на друга.
Используем головоломку с целью воспитания у учащихся заинтересованного и сознательного отношения к процессу обучения математике. «ТАНГРАМ» применяем не только в качестве наглядно – образного материала при объяснении некоторых вопросов по геометрии, включенных в курс математики шестого класса, но и как средство развития пространственного воображения школьников.
Проиллюстрируем сказанное на примере нахождения значения числовых выражений, предложенном одной из групп учащихся.
Задание. Найдите значение выражения:
|
|
|
|
Составьте фигуру, параметры которой – это примеры. Номера примеров – стороны танов, которые должны соединяться, но не накладываться друг на друга, все таны (семь частей квадрата) должны быть задействованы.
После решения учитель беседует с учащимися каждой из групп о самостоятельной постановке вопросов по ходу решения задачи вычислительного характера. Ученики обосновывают свое решение, опираясь на теоретические положения. Если они затрудняются в выделении круга вопросов, позволяющих решить задачу, то учитель помогает косвенно: «Какие вопросы можно задать по решению задачи?». Собеседования, предусматривающие постановку вопросов учащимися, способствуют повышению их заинтересованности в изучении предмета, предупреждают отставание, у школьников вырабатывается умение четко излагать свои мысли, убедительно обосновывать правильность решения задачи.
Проверить, правильно ли решены примеры, помогает верно полученная фигура.
Ответы:
Рисунок 2. |
Страус в Африке живет. Фирсова Галина, 6 «В» |