"Дифференциация звуков [c], [c'], [з], [з']"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛЬ: закрепить у детей навыки различения звуков [c], [c’] – [з], [з’].

ЗАДАЧИ:

- развивать фонематическое восприятие;
- учить правильно обозначать мягкость согласных на письме;
- формировать навыки языкового анализа и синтеза:

а) звукобуквенного анализа и синтеза слов 12 класса;
б) анализа и синтеза текста;

- развивать внимание, память, мышление, сукцессивные функции;
- расширять сенсомоторный репертуар;
- развивать мелкую моторику, межполушарные взаимодействия, синхронизировать работу 2-х полушарий.

ОБОРУДОВАНИЕ: таблица “Характеристика звуков” (приложение 1), слоговые таблицы (приложение 2), пластилиновые фигурки насосов и комарика с комарёнком (приложение 3), картинки-символы для тактильного опознавания (приложение 4), индивидуальные карточки с предложениями с пропущенными буквами С – З, наборы для звукового анализа из разноцветных квадратиков (приложение 4), звуковые линейки (приложение 4), исторические иллюстрации (приложение 5, 8)

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Орг. момент.

Под музыку дети входят в класс.

II. Закрепление пройденного материала.

1. Дифференциация изолированных звуков [c], [c’] – [з], [з’].

Л: - Посмотрите на фигурки и вспомните героев, которые помогали нам различать звуки на прошлых занятиях.
Д: - Это насос и два сыночка насосика. А это комар и его сыночек комарёнок.
Л: - Давайте все вместе споём их песенки (с опорой на слоговые таблицы), (см. приложение 2).
Д:

- Жил – был насос, жил-был насос.
Любил смеяться он до слёз.
Любил качать он колесо.
С – са – су – сы – сэ - со.
А для маленьких колёсиков
Звал сыночков он насосиков.
Чего хочешь, у них попроси.
Сь – ся – сё – сю – се – си.

Вдруг откуда-то летит наш герой комарик.
И в руке его горит золотой фонарик
З – за – зо – зу – зы – зэ
Вылезает из пелёнок
Наш ребёнок комарёнок и поёт такую песню:
В болоте зелёном комарик живёт.
Зелёным лягушкам он звонко поёт.
Зелёная музыка к звёздам летит.
Мелодия эта нежно звучит.
Зь – зя – зё – зю – зи – зе

Л: - Значит тема нашего занятия:…
Д: - Звуки [c], [c’], [з], [з’] и буквы С – З.
Л: - Открыли тетради, записали дату, а слева на следующей строке транскрипцию звука [c], через некоторое расстояние транскрипцию звука [c’], затем транскрипцию звука [з], а затем - [з’]. Давайте запишем характеристику каждого звука.

Характеристика звуков даётся с опорой на таблицу “Характеристика звуков” (см. приложение 1)

Д:

- Звук [c] – согласный, твёрдый, глухой.
- Звук [c’] – согласный, мягкий, глухой.
- Звук [з] – согласный, твёрдый, звонкий.
- Звук [з’] – согласный, мягкий, звонкий.

Л:

- Чем отличается звук [c] от звука [c’]; звук [з] от звука [з’]?
- С какими гласными дружат звуки [c], [з]?
- С какими гласными дружат звуки [c’], [з’]?
- Как ещё можно обозначить мягкость согласных звуков [c’] и [з’] на письме?
- Чем отличается звук [c] от звука [з], звук [c’] от звука [з’]?

2. Дифференциация звуков [c], [c’] – [з], [з’] в словах.

а) Л: - А теперь мы с вами отправляемся в Древнюю Русь в 862 год в поисках слов со звуками [c], [c’] – [з], [з’]. Что происходило тогда в Древней Руси? (Иллюстрация, приложение 5)

Д: - Образование первого Русского государства. Славянские племена пригласили на княжение трёх варяжских братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде. Синеус в Белоозере. Трувор в Изборске. Через 2 года, после кончины Синеуса и Трувора, Рюрик присоединил их земли к Новгороду. Так было основано Древнерусское государство.

Л: - Сколько предложений в рассказе Юры? Назовите слова со звуком [c], которые вы услышали? (со звуком [c’], [з], [з’])

б)

- А теперь мы послушаем эти звуки в словах, которые можно отнести к событиям, происходившим в те времена. Если вы услышите какой – нибудь любимый звук наших героев, то покажите соответствующий символ (насос, сыночек насосик, комар или комарёнок)

Славяне, захват, земли, осели.

- Закрыли глаза, прикусили языки. (Дети показывают символы на ощупь по картинкам-символам для тактильного опознавания (приложение 4).
- Аскольд, Русь, событие, Белоозеро, Византия, взял, письмена, Россия, присоединение, достоверный, клялся, разорение, возникновение, князья, призвали, иноземный.
- А теперь хитрые слова: Синеус, достоинство, сказано, сказители, записи.

в) - Открыли глаза и определяем место наших звуков в словах:

Квадратик – символ, характеризующий данный звук (см. приложение 4), выкладывается на определённую цифру звуковой линейки (см. приложение 4), соответствующую месту этого звука в слове.

Провозгласил (6,10), переписывались (7,13), беспристрастная (3,7,11)

Физминутка.

а) Расширение сенсомоторного репертуара.

  • Речь с движениями (ладушки)

В грязи у Олега увязла телега.
Сидеть тут Олегу до самого снегу.

б) Формирование базы для развития ВПФ.

  • “Трон” – к вертикально расположенной ладони 1-ой руки прикладывается кулак 2-ой. (см. приложение 6)
  • “Рожки-ножки” – реципрокные движения пальцами обеих рук + заборчик – трубочка – движения губами. (см. приложение 7)

г) Составление схемы слов из сине-зелёно-красных квадратиков (см. приложение 4).

Изборск, сказители

3. Дифференциация звуков [c], [c’] – [з], [з’] в предложениях и тексте.

а) Вставить буквы С – З в слова синей или зелёной ручкой. У каждого ребёнка карточки с предложениями (по одному, два – дифференцированно).

Карточка 1.

В девятьсот . едьмом году Олег пошёл в поход на Ви . антию. Он . обрал две ты . ячи . удов по . орок воинов на каждом . удне.

Карточка 2.

Вой . ко подошло к . толице Ви . антии Кон- . тан-ти-но-по-лю.

Карточка 3.

Греки . амкнули гавань . олотой Рог цепью. Они преградили ладьям кня . я Олега подход к . амим . тенам города.

Карточка 4.

Тогда ру . . кие воины по . тавили ладьи на колё . а и пошли на при . туп.

Карточка 5.

Ви . антийцы и . пугали . ь и по . пешили откупиться.

Карточка 6.

Ру . ичи приве . ли на родину много . олота, дорогих тканей, вина и в . якого другого богатства. В . нак победы кня . ем Олегом был прибит щит на воротах Царьграда.

б) Работа с деформированным текстом.

Учащиеся зачитывают свои предложения из предыдущего задания, объясняя, почему они вставили ту или иную букву данным цветом. (“В слове “седьмом” я вставил букву “эс” зелёной ручкой, потому что в этом слове слышится мягкий, глухой звук [c’]”)

Затем из этих предложений детьми совместно составляется текст, который зачитывается по цепочке. (Иллюстрация, приложение 8)

III. Подведение итогов занятия.

Л: - Давайте подумаем, какие звуки может обозначать на письме буква “эс”?

Логопед по мере ответа детей рисует на доске нижеприведённую схему.

- А какие звуки может обозначать на письме буква “зэ”?
- Вспомните слова из этого занятия с данными звуками.

- Назовите звонкие (глухие) звуки.
- Назовите твёрдые (мягкие) звуки.