Использование логопедической ритмики как средства реабилитации речедвигательной сферы дошкольника при заикании
Исходя из того, что коррекционная работа с заикающимися детьми должна затрагивать и развитие речедвигательной сферы, эмоционально-волевой сферы, можно предположить, что в системе коррекционных занятии с детьми, имеющими речевые нарушения, особое место должны занимать физические упражнения, логопедическая ритмика.
Логопедическая ритмика — одна из форм своеобразной терапии, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Это одно из эффективных средств воздействия в комплексе реабилитационных методик воспитания, лечения и обучения детей с речевой патологией [9;с.8].
Итак, объектом логопедической ритмики является ребенок с речевой патологией, предметом - многообразные нарушения психомоторных функций и система движений в сочетании с музыкой и словом, целью - преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Нарушение ритма речи затрудняет общение ребенка, имеющего расстройства слуха и речи, с нормально говорящими людьми. Воспитание, развитие или восстановление нарушенного ритма движений и речи приближает ребенка к среде говорящих людей.
Занятие ритмикой развивает внимание (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное), память, волю, быстроту двигательной реакции - тех процессов, которые помогают ребенку воспринимать все окружающее и закреплять получаемые впечатления, быстро реагировать на сигналы извне для установления связи с окружающей средой. В итоге все эти навыки будут содействовать как усвоению учебного материала, так и успешному осуществлению любой другой целенаправленной деятельности.
Таким образом, ритмика способствует общему развитию и обучению ребенка.
В задачи логопедической ритмики входят:
- организация детского коллектива с целью развития навыков движения в коллективе;
- выработка умения сосредоточить внимание (слуховое, зрительное, тактильно-вибрационное);
- выработка ответной двигательной реакции на звуковой и зрительный раздражители;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- развитие волевого импульса (тормозной деятельности, умения переключаться с одной деятельности на другую) [9; с.9-10].
Коррекционная направленность логоритмических занятий обусловлена поэтапностью логопедической работы при устранении различных нарушений речи.
Поскольку все логоритмические занятия служат целям коррекции речи, движения и личности ребенка, то их программа должна быть согласована с этапами логопедической работы. Для соблюдения принципа постепенного усложнения заданий практический материал следует распределять в определенной последовательности:
- Ритмическая разминка.
- Общеразвивающие упражнения.
- Пение.
- Музыкально-ритмические движения, игры, танцы.
- Речевые упражнения.
- Слушание музыки.
Такая последовательность заданий обеспечивает оптимальное напряжение (с подъемом к середине занятия) и правильное чередование физической и психологической нагрузки в упражнениях.
Занятия рекомендуется проводить 1 — 2 раза в неделю по 40 минут для старших и не реже 2-х раз по 30—35 минут для младших детей. Количество детей в группе не должно превышать 10—12. При подготовке и проведении занятий необходимо учитывать:
- вид речевого нарушения;
- все особенности личности, с ним связанные;
- особенности музыкальной деятельности, также обусловленные речевым нарушением;
- возрастные особенности;
- определяемые периодами логопедической работы последовательность и усложнение заданий.
Для заикающихся детей с невротической формой заикания основное внимание уделяется воспитанию точности, переключаемости, завершенности движений. Особое место отводится упражнениям на нормализацию мышечного тонуса и использованию с этой целью меняющегося разнообразного по темпу и ритму музыкального материала, двигательных упражнений. Работа по развитию артикуляционной моторики начинается с вызывания по подражанию гласных звуков, логопед старается при этом снять у ребенка излишнее напряжение губных мышц, вызывать у него свободно льющиеся гласные звуки. При произнесении согласных звуков в слоге внимание ребенка сосредотачивается на гласном звуке. Занятия с заикающимися детьми с невротической формой речевой патологии не должны быть длительными по времени.
Заикающиеся дети с неврозоподобной формой заикания нуждаются в длительной по времени тренировке двигательных реакций с постепенным переходом после полного усвоения предложенного материала к другому виду упражнений. В обучении необходимо возможно более широко использовать наглядный показ двигательных задач; повторение инструкций до полного усвоения. Начинать следует с простейших ритмов и упражнений, доводя их до совершенства; постепенно переходить к упражнениям со сменой темпа и ритма.
Таким образом, мы можем говорить о том, что эффективность логопедической ритмики определено следующим. Развитие артикуляционной моторики начинается с выработки четких артикуляционных поз. Фиксируется внимание на работе мимической мускулатуры. Параллельно (по необходимости) может вестись коррекция звукопроизношения. Постановка звуков осуществляется с привлечением активного внимания ребенка на процесс произнесения и восприятия своей речи, включающий зрительный и кинестезический контроль. Автоматизация поставленных звуков может осуществляться в работе над плавным непрерывным звучанием голоса в слоговых сочетаниях, словах и т. д.
Развитие темпо-ритмических характеристик моторики в целом (общей, тонкой, артикуляционной) успешно достигается под музыкальное сопровождение, т. е. в процессе логопедической ритмики. Логопедическая ритмика является необходимой составляющей в комплексном коррекционном воздействии при преодолении заикания.
Cписок литературы
- Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. М.: Логопедия, 1993 – 159с.
- Асатиани Н.М., Калачева И.О., Баранова М.А. Роль психотерапии в процессе комплексного лечения детей с заиканием // Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. - №10. - Т.81.— 1981. - С.1544-1547.
- Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание: Учебное пособие для педагогических институтов по специальности «Логопедия». - М.: В.Секачев, 1998. - 301с.
- Белякова Л.И. Основные логопедические технологии формирования плавной речи у заикающихся // Дефектология. - 2001. - № 4.-С.49-53.
- Богданов Н. Н. Дерматоглифические маркеры заикания // Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С. 73-83.
- Визель Т.Г. Особенности ритмико-смысловых координаций как одна из проблем логопсихологии // Специальная психология. – 2007. - №3. – С.26-33.
- Власова Н.А. Комплексный метод лечения заикания у детей дошкольного возраста в условиях дневных стационаров и специальных детских садов // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 т. Т.1. - М., 1997. – С.517-519.
- Власова Н.А., Гернцейштейн Э.Н. Опыт работы с логоневротиками дошкольного возраста // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 т. Т.1. - М., 1997. – С.436-439.
- Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М.: Просвещение, 1985. – 220с.
- Волкова Г.А.Заикание и дизонтогенез // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): В 2 т. Т.1. - М., 1997. – С.549-553
- Ворошилова Е. Л. Система работы с заикающимися дошкольниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 2. - С. 31-36.