Урок окружающего мира (интегрированный) по теме "Природа родного края" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Природа  родного края.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с лесопарковыми зонами Москвы (Лосиным островом),
  • раскрыть значение лесопарков в жизни людей больших городов,
  • закрепить знания учащихся о природных зонах нашей страны, разнообразии животного и растительного мира,
  • формировать умения работы с картой и планом, связную речь, познавательную активность, мыслительные операции учащихся,
  • расширять словарный запас.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе, чувство гордости и ответственности за свои поступки.

Оборудование урока: Карта «Природные зоны России», план Москвы, плакат с эпиграфом к уроку, карточки с заданиями для учащихся, сигнальные карточки с цифрами, магнитофон, диапроектор, карточки с названиями природных зон, пейзажные репродукции и детские работы, карточки для составления схемы «Значение лесопарков в жизни людей больших городов», слайды «Природные зоны», выставка книг «Природа родного края», стенд «В помощь на уроке» (кроссворды, ребусы, дополнительный материал к уроку), план-конспект урока.

Ход урока

1.Оргмомент.

Звучит музыка. (Лирическая симфония В.Калинникова.)

Учитель зачитывает эпиграф к уроку.

«Сила, которая держит в своих руках колыбель каждого народа, - это природа его страны»

В.О. Ключевский.

2.Сообщение темы урока.

У: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с природой нашей страны, края, в котором мы живём. Определим значение природы в жизни людей.

3.Работа над пройденным материалом.

а) У: Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ивана Саввича Никитина и хорошо подумайте над его содержанием.

О чём оно?  (Приложение 1)

б) Беседа по содержанию стихотворения

У: О чём говорит нам автор стихотворения?
С каким чувством он это делает?
О каком пожаре упоминает Иван Никитин в своём стихотворении? В какой природной зоне мы можем наблюдать это природное явление?
У: Да, в своём стихотворении автор говорит нам о необъятных просторах нашей Родины, о красоте её природы, могуществе и величии.
У: Наша страна занимает огромную территорию. Протянулась она на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день.
У: С чем же это всё связано?

Частично на этот вопрос вам поможет ответить эта загадка:

Доброе, хорошее
На людей глядит,
А людям на себя
Глядеть не велит. (Солнце)

У: А как солнце влияет на живую и неживую природу? (Учащиеся рассказывают о влиянии солнечной энергии на живую и неживую природу.)

в) Работа у доски с карточками «Природные зоны».

У: На уроках мы изучили особенности различных природных зон. Распределите названия этих природных зон в порядке удаления их с севера на юг. (Один ученик работает у доски, остальные с места сигналят о качестве выполнения задания сигнальными карточками).
У: О каких природных зонах говорится в этих стихотворных отрывках?

На все стороны путь:
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь!
Неоглядный простор! (И. Никитин - степь)

Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в......... (пустыне)
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и
Плотном как мёд.
Жёлтая птица
Неслышно плывёт. (Пустыня)

У: Благодаря чему вы без труда узнали эти природные зоны? У: Конечно же, благодаря выразительности русского слова,
его многогранности и красоте! Знаниям особенностей природных зон нашей страны.

г) Цифровой диктант с использованием слайдов.

У: Сейчас вы увидите на экране природную зону. Если вы узнаете эту зону, просигнальте карточкой с порядковым номером этой природной зоны.
(Слайд № 4 - тундра, слайд № 3 - Арктика, слайд № 12 ­пустыня, слайд № 7 - смешанный лес.)
У: Молодцы, с данными заданием вы справились. Научились отличать природные зоны нашей страны.

4.Изучение нового материала.

а) У: Вспомните, в какой природной зоне находится столица нашей Родины?

Каким цветом на карте обозначена эта природная зона? Почему?

С холмов Москвы вперяю очи
В широкий дальний небосклон:
Монастыри, леса и сёла
Красуются со всех сторон.
( П.А. Вяземский)

(Ученики вспоминают, что Москва находится в зоне лесов на территории Русской равнины - это елово-широколиственные Леса, сосновые, дубовые и чистые ельники, в междуречье Волги и Оки, в месте, где берут начало многочисленные притоки этих и других рек европейской части России.)

У: Вспомните, что из уроков истории нам известно о возникновении названия города. На каком холме возник город? (Боровицкий холм - бор, густой лес.)

б) Работа с карточкой «Площадь Московского столичного региона и других территорий».(Приложение 2)

У: Сегодня Москва - один из крупных городов мира. Москва занимает 1031 кв. км. Московская область - 47 тыс. кв. км. Посмотрите на карточку-схему «Территориальный рост Москвы» и «Площадь Московского столичного региона и других территорий», сравните площади предложенных территорий, сделайте вывод.
За своё существование город сильно вырос. А были времена, когда за пределами Кремля начинались непроходимые леса, болота.

в) Работа с планом Москвы и карточкой «Лесопарковые зоны Москвы» (Приложение 3).

У: Рассмотрите план Москвы. Как вы думаете, что на плане Москвы изображено зелёным цветом? (Это лесопарковые зоны города.)
У: На территории современной Москвы располагается несколько крупных лесопарков. Найдите соответствующие указанным в таблицах названиям изображения растений, животных и птиц; вставьте в свободные клетки, принадлежащие им буквы, и вы получите названия лесопарков.
Найдите их на плане Москвы.

(Учащиеся с помощью учителя находят лесопарковые зоны Москвы: Измайловский, Битцевский, Кузьминский).

У: Какие парковые зоны вы ещё можете назвать?
У: Какой из лесопарков находится на территории Северо­восточного округа Москвы?
У: Да, это Лосиный остров.
У: Почему этот парк имеет такое название?
У: Если Лосиный остров лесопарковая зона, какие растения лесов можно встретить в этой зоне?
У: Какие животные обитают в этой зоне?

г) Работа с текстом.

У: По ходу чтения подчеркните в тексте важную, новую, на ваш взгляд, информацию.

Лосиный остров - самый большой лесной массив города. Расположен Лосиный остров на северо­востоке Москвы. Со всех сторон на него наступают жилые кварталы городов - Москвы, Мытищ, Королёва (бывший Калининrpад). Площадь лесопарка -11 тысяч гектаров, из них более 3 тысяч гектаров находится в черте города.

Со времён Ивана Грозного Лосиный остров - место царской соколиной охоты, что само по себе уже служило «охранной грамотой» для его природы. Лосиный остров охранялся как «Государева заповедная роща», позднее как заповедный лес. Пойманных нарушителей заповедного режима жестоко наказывали: секли плетьми, а затем вместе« с чадами и домочадцами» ссылали «в Азов на вечное поселение», чтобы другим неповадно было.
И в дальнейшем русские цари заботились о сохранности лесного массива и его обитателей. При Петре 1 запрещались рубки леса вокруг Москвы в радиусе 10 км. Эти ближайшие к Москве леса предназначались только для гуляния горожан.
В 1842 г. в Лосином острове проведено одно из первых лесоустройств в России. После революции территория Лосиного острова стала заповедником.
В 1983 г. Лосиный остров стал первым природным национальным парком России.
Лосиный остров очень красив, его покрывает густая сеть ручейков, речушек, здесь сохранились вековые липняки и сосняки, дубравы, настоящие таёжные ельники. Особо известна Алексеевская корабельная роща. Это настоящий лес, в котором обитают лоси, кабаны, пятнистые олени... всего 200 видов животных.

У: Что вы подчеркнули?

У: Какие исторические сведения вы узнали из данного текста о Лосином острове? Почему эта лесопарковая зона сегодня занимает такую большую территорию?

(Благодаря охране природы.)

(Звучит запись звуков леса.)

У: Послушайте, как о Лосином острове рассказывает нам Владимир Андреев.

В лесах на Лосиноостровской
С какой ни зайдёшь стороны,
­Сосны высокого роста,
Н клёны, как лоси, стройны.
Вокруг тишина без умолку
Идёт из рассветных светлиц
В шуршащих нарядах с иголки,
Простроченных пением птиц.
Шмели в бархатистых рубашках
Стебли сгибают цветов.
Растут вавилонские башни
Усердных трудяг муравьёв.
Н тени летучие веток
Моё задевают плечо.
Куют кузнечики лето,
Покамест оно горячо!
Отходит уже земляника.
Немного ещё погодя
Пойдут незаметно и тихо
Грибы под вздохи дождя.
Н я коридорами просек
Опять поспешу по росе.
Неделя, другая - и осень
Пойдёт Ярославским шоссе.

д) Составление схемы «Значение лесопарковых зон в жизни людей больших городов» (Приложение 4).

У: Вспомните, какую роль в жизни человека выполняют леса? Зная о роли лесов, мы составим с вами схему «Значение лесопарковых зон в жизни людей больших городов».

(Учащиеся рассказывают о значении лесопарковых зон и записывают в схему слова: кислород, здоровье, знания, красота, вдохновение, защита, отдых. Эти слова появляются и на доске в виде схемы.)

5.Задание на дом.

У: В пустые ячейки схемы допишите во время самоподготовки недостающие слова, характеризующие значение лесопарковых зон в жизни людей больших городов. В этом вам помогут книги представленные на нашей выставке и материалы стенда «В помощь на уроке».

6.Первичное закрепление изученного.

а) У: Посмотрите на схему, которую мы составили. Действительно, лесопарковые зоны в больших городах очень необходимы человеку!

Лес - это «лёгкие» городов. Леса снабжают нас кислородом. 1 гектар здоровых лесных насаждений способен за день поглотить 0,20 - 0,28 т углекислого газа и выделить 0,18 - 0,20 т кислорода. В среднем один гектар зелёных насаждений в городе поглощает за один час примерно 8 литров углекислого газа
(столько же выделяют за это время 200 человек). 1 дерево средней величины может обеспечить дыхание трёх человек.

Каждый знает о способностях зелёных насаждений смягчать летнюю жару и сухость, защищать от палящего солнца и сильных ветров. В Москве, например, температура воздуха летом в скверах и на бульварах в среднем на 1,5 - 3 градусов ниже.
Хорошо известен противошумовой эффект зелёных насаждений. Растения улавливают частицы пыли.       Леса поглощают вредные химические вещества из воздуха и из почвы. Леса выполняют и оздоровительную роль ­выделяют специальные вещества - фитонциды. Эти вещества могут подавлять развитие вредных болезнетворных бактерий, микроорганизмов. Летом воздух парков содержит в 200 раз меньше бактерий, чем воздух улиц.
Известно более 500 растений, которые обладают фитонцидными свойствами. И вы знаете эти растения. Они украшают наш город, скверы, парки, бульвары.

В сенокос - горька,
А в мороз - сладка.
Что за ягодка? (Рябина)

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ёлка)

Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок. (Лиственница.)

Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина.)

Ствол белеет,
Шапочка зеленеет.
Стоит в белой одёжке,
Свесив серёжки. (Берёза.)

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. (Ива.)

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.)

Некоторые специалисты считают присутствие одуванчика на уличных газонах «фактором оздоровления городов».

б) Работа с иллюстрациями, пейзажи родного края.

У: Посмотрите на эти пейзажи. Какие времена года на них изображены?
Последовательные сезонные изменения являются характерной особенностью состояния природы нашего края. Чередование времён года, зимняя умиротворённость заснеженных парков сменяется бурным весенним пробуждением жизни.
Летнее буйство зелени и гомон птиц вытесняются осенним разноцветьем листвы и печальными голосами улетающих на зимовку птиц. В этом ритме живёт природа Москвы, сам город, да и мы, москвичи.
Мы долгой слякотной зимой ждём весны, а удушливым летом, окружённые потоками чадящих автомобилей, мечтаем об осенней прохладе и первом снеге.

У: Как красива природа нашего края в разное время года! Каждый из нас не перестаёт восхищаться ею. Природа помогает нам радоваться, пережить трудные моменты в жизни, в лесу мы отдыхаем, набираемся сил, лес может и вылечить. Красота родной природы воодушевляет не только поэтов, писателей, художников, но и музыкантов.

Ученик на флейте исполняет «Наш край».

в) Работа с «Палитрой».

У: Сегодня на уроке мы не раз обращались с вами к художественному слову, показывающему красоту нашей природы, силу слова.
Человек с давних времён научился подмечать особенности живой и неживой природы, и народом создано очень много пословиц и поговорок.

У: Кого из русских писателей особо воодушевляла любовь к России и русскому народу и, в особенности к русскому слову? Кто собрал более 30 тысяч пословиц русского народа? (Владимир Иванович Даль - 1801-1872).

У: Перед вашими глазами 12 пословиц. Найдите нужные слова и восстановите пословицы.
Детям предлагается найти к началу пословиц их вторую часть.

У: Найдите пословицы об отношении человека к природе. Какой вывод можно сделать?

7.Подведение итогов урока.

У: Чему мы посвятили данный урок? Над чем работали на уроке? Что нового узнали?
Оценивание ответов учащихся.

(В выставлении оценок за работу на уроке участвуют консультанты.)

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя:
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте, лишь зверей внутри себя! (Е.Евтушенко.)