Тема: «Музей средневековой культуры и быта».
Цели:
- Знакомство с основными архитектурными стилями, направлениями, жанрами литературы, средневековым интерьером, модой, одеждой, их отражением в наши дни, расширение знаний учащихся о культуре Средневековья.
- Развитие творческих способностей, навыков работать в группах на основе раскрытия индивидуальных способностей каждого ученика.
- Воспитание чувства прекрасного, уважительного отношения к памятникам истории, материальным, духовным свидетельствам прошлого; воспитание коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, диск с компьютерными презентациями.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап
Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Усвоение новых знаний
Звучит мелодия, на экране – фильм.
Учитель истории: «Средние века длились тысячу лет. Многие люди за это время оставили свой след в истории. От одних потомкам достались чудесные здания, картины, литературные произведения, другие знамениты просто метким словом или шуткой. Это период зарождения общеевропейских стилей: романского и готического, появление рыцарей и кодекса рыцарского поведения, турниров и Крестовых походов. А как много деталей в современном дизайне, моде, интерьере заимствовано из средневековья. «Есть что посмотреть, есть что показать» – таков девиз нашего урока.
Учитель технологии: «Сегодня мы с вами познакомимся с основными архитектурными стилями, направлениями в литературе, поговорим о том, какие черты интерьера, одежды, аксессуаров дошли из Средневековья до наших дней».
Учитель истории: «Работать вы будете в группах, а в итоге вы должны будете составить проект виртуального музея» (Приложение, слайд 1).
План работы.
1. Архитектура.
2. Одежда, аксессуары.
3. Интерьер жилища, быт.
4. Литература.
(Учащиеся знакомятся с планом).
– В течение урока вы будете накапливать
жетоны за правильные ответы, дополнения, которые
затем превратятся в оценки. Чем больше у вас
будет жетонов, тем выше оценку получите. «Для 1-й
группы «Архитекторов» было дано домашнее
задание – «Что подарили нам средневековые
архитекторы?» (Приложение,
слайд 2). Об этом мы узнаем позже.
В X–XV веках существовали два основных
общеевропейских архитектурных стиля (Приложение,
слайд 3).
Вопрос учащимся. Перечислите эти
стили. (Романский и готический)
Романскому стилю присущи следующие черты:
полукруглая арка (Приложение,
слайд 4), каменный свод, темные нефы (Приложение,
слайд 5). Романские здания представляли собой
систему кубов, цилиндров (Приложение,
слайд 6)
Вопрос: (Приложение,
слайд 7) По каким признакам можно
отнести здание к романскому стилю? (Башни,
полукруглые арки)
Для готического стиля характерны стрельчатые
арки, крестовый свод, галереи, витражи (Приложение, слайды 8, 9).
Вопрос: (Приложение,
слайд 10) – Какой признак готического
стиля наиболее ярко проявляется в данном здании? (Крестовый
свод и витражи)
Вопрос: (Приложение,
слайд 11) – Почему этот собор относится к
готическому стилю? (Стрельчатая арка, роза)
Вывод: (Приложение,
Слайд 12) – Романское жилище – его устройство
диктовалось необходимостью обороны, а не
стремлением к комфорту и красоте.
Вопрос: Почему именно такие функции
выполняла архитектура? (Это был период
феодальной раздробленности. Готический стиль –
конструкция устремлена вверх, выражая
стремление человеческой души, ввысь к небу.
Начинается период образования централизованных
государств в Европе).
Вопрос: (Приложение,
Слайд 13) – Определите к каким
архитектурным стилям принадлежат здания. (1 –
готический, 2 – романский)
Группа архитекторов представляет домашнее задание (Рассказ об арках)
Учитель технологии: В работу вступает группа «Модельеры».
Вопрос: Какое домашнее задание получила ваша группа? (Приложение, слайд 15)
Учитель технологии: Мы узнаем эту
историю позже, а сейчас поговорим о моде, ее
капризах и пристрастиях в эпоху средневековья; о
том, какие ткани, формы кроя и аксессуары
использовались в ту эпоху. Выясним, что из моды
средних веков заимствуют современные модельеры.
В Средние века Европа испытывала влияние
Византии. Получила распространение туника (Приложение, слайд 16).
Среди знати пользовалис византийские
натуральные шелка с тканью узором (Приложение,
слайд 17).
Учитель технологии: Возникает
различное понимание мужской и женской красоты,
что требовало разделения мужской и женской
одежды. Появляется потребность в облегающей
одежде, подчеркивающей мужественность мужчины и
женственность женщины. Период готики стал
временем расцвета конструирования и
моделирования одежды. Появляются различные виды
рукавов: прямые, узкие и клешеные, лифов – узких,
широких. Намечаются первые признаки моды.
(Приложение, слайд 18)
– Мужской костюм, начиная с XI века
(романский период) находится под влиянием
рыцарских доспехов. Силуэт характеризуется
узкой и покатой линией плеч, пропорции костюма в
сочетании с обувью и головными уборами зрительно
вытягивают тело. Прически с локонами и челкой на
лбу.
(Приложение, слайд 19)
– В средние века из среды феодалов,
владевших небольшими земельными наделами,
выделялось особое сословие рыцарей.
Кольчугу рыцари надевали на толстый войлочный
кафтан. Сверху надевали длинную рубашку с
открытым воротом – сюрко.
Вопрос: (Приложение,
слайд 21) Найдите в изображении рыцаря примеры
того, что готический стиль использовали даже
рыцари. (Остроносая обувь, заостренные углы на
доспехах и латах)
(Приложение, слайд 22)
– В XV веке под влиянием готического стиля
меняются пропорции женской одежды. Линия талии
переносится под грудь, появляется шлейф. Костюм
дополняется конусообразным головным убором.
(Приложение, слайд 23)
– В платье готического стиля верхнее платье
(сюрко) спереди укорочено, как бы вздернуто, что
позволяло увидеть украшенный подол нижней
рубанки (котт). Такой образ соответствовал
представлениям о красоте женщины.
Вопрос: (Приложение,
слайд 24) – Найдите черты готического
стиля в одежде современных дизайнеров. (Глубокий
вырез, завышенная талия, узкий рукав)
Но образ средневековой дамы не был бы настолько
неповторимым без обязательного украшения того
времени – кружева.
(Приложение, слайд 25)
– С конца XV века стало известно венецианское
кружево «стежок в воздух», представлявшее собой
узенький зубчатый бортик редкого
геометрического узора. Постепенно
геометрический узор усложнялся фигурами людей и
животных.
(Приложение, слайд 26)
– Кружево с незапамятных времен являлось
любимым украшением, его расцвет связан со
средневековым костюмом. Каждая дама стремилась
выглядеть модно, для этого обязательно было
украшение наряда кружевом. На кружева в Испании
тратилось так много денег, что король Филипп 3
издал в 1623 году закон, запрещающий носить
кружева.
Вопрос: В моде ли сейчас кружево? Где
используется кружево? (Кружево широко
используется при пошиве бельевых изделий, как
украшение праздничной одежды)
– Послушаем домашнее задание «Модельеров» (Рассказ о перчатке). Еще у нас есть сообщение о средневековой обуви.
Учитель технологии: Готовится к
работе группа «Дизайнеры».
Ваше домашнее задание: Что из средневекового
интерьера используют современные дизайнеры? (Приложение, слайд 27).
Дизайн интерьера является отражением достижений
в области архитектуры, моды, стиля, развития
ремесел. Необходимость присутствия отдельных
элементов в интерьере жилища порой продиктовано
природно-климатическими условиями или
несовершенством строительных материалов. Для
создания уюта и утепления жилища средневековые
жители на стены развешивали шпалеры. Это
настенные безворсовые ковры с сюжетными и
орнаментальными композициями стали шедеврами
искусства средневековья (Приложение,
слайд 28).
Впоследствии «шпалер» переименована в «гобелен»
по фамилии владельцев красильной мастерской –
Гобеленов. Преобладали гобелены с изображением
мифологических сцен, а позднее – пейзажей (Приложение, слайд 29).
Сюжетные композиции занимали обычно центр
гобелена, а по краю обрамлялись широкой каймой из
традиционных декоративных элементов – ваз,
букетов и цветочных гирлянд. В сюжетных
композициях использовалась античная мифология,
реже – религиозные мотивы. Но производились
гобелены, целиком состоящие из цветочного
орнамента
Вопрос: (Приложение, слайд 30) Где и как использовались шпалеры в средние века? (Шпалеры использовались для украшения и утепления помещений)
Вопрос: (Приложение, слайды 31, 32). Где в современном жилище используется гобелен? (Гобелен сегодня используется в качестве картин, обивки мебели и декорирования помещений).
Сообщение учащихся о каминах.
(Приложение, Слайд
33) – Камин – старейший элемент жилища. В средние
века камины были предметом серьезного интереса
художников-оформителей. Порталы камина делались
из гранита и мрамора, украшались флорентийской
мозаикой. Портал камина – внешняя, декоративная
часть камина, обрамляющая топку (Приложение,
слайд 34). Флорентийская мозаика – создание
художественного изображения из сочетания
поделочных камней разных цветов, оттенков и
геометрических форм. Они вечны, так как краски
камней не тускнеют, не выцветают и не осыпаются (Приложение, слайд 35).
В наши дни камин в доме являются символом
постоянства, комфорта, надежности. Именно это
хотят добавить в интерьер многие владельцы
квартир и домов (Приложение,
слайд 37). Глаз человека никогда не устает
смотреть на колышущиеся языки пламени. Их вид
успокаивает, зачаровывает, согревает изнутри,
уходит тоска, и холодная снежная погода на улице
становится лишь картиной за окном (Приложение,
слайд 36).
Задание: Представьте себя дизайнером и опишите:
- камин, который бы вы предложили установить дома знатному господину в XVI веке;
- камин для современного дома (Приложение, слайд 38).
(Приложение, слайд 39) «За столом со средневековыми гостями».
Правила поведения:
– Появился обычай сажать вместе мужчин и
женщин.
– Не принято за столом вести слишком серьезные
разговоры, касающиеся политики, религии и других
тем, способных вызвать спор.
– Не приветствовалась манера произносить
длинные монологи: каждый должен был иметь
возможность и время высказаться.
– Для молодого человека неприлично было жевать,
когда к нему обращались.
– За общим столом нельзя шептаться и оказывать в
беседе предпочтение кому-либо, а также смеяться,
чтобы никто не мог принять это на свой счет.
– Хозяин должен проявлять скромность и ни в коем
случае не говорить ничего, что могло быть
воспринято как самовосхваление.
– Прослушаем домашнее задание «Дизайнеров».
Учитель истории: Ну а теперь наступает время показать себя группе «Литераторов» (Приложение, слайд 40). Задание – сочинить стихотворение.
Вопрос: (Приложение, слайд 41) Какие литературные произведения существовали в Средневековье? (Героический эпос, рыцарская поэзия, романы, литературные романы городского сословия)
– Героический эпос представлен «Песнью о Роланде».
Вопрос: (Приложение,
слайд 42) С какими событиями это
связано? (Походом Карла Великого в
земли басков)
В песне Роланд предстает как идеальный рыцарь до
конца преданный королю.
Другой жанр – рыцарская любовная поэзия и
рыцарский роман. В средневековье существовал
культ Прекрасной Дамы, в которую рыцарь должен
быть влюблен (Приложение,
слайд 43). А сейчас (группа 4) прочитайте свои стихи.
Произведение «Тристан и Изольда» является
примером рыцарского романа, где есть любовь, но, в
то же время понятие о чести, долге (Приложение,
слайд 44)
Также существовали произведения городских
сословий. Яркий пример – «Роман о лисе» (Приложение, слайд 45)
В иносказательной форме изображается жизнь в
средневековой Европе. Лис – это хитрый
горожанин, волк – это рыскающий в поисках добычи
рыцарь, медведь – феодал и т.д.
3. Закрепление
– Итак, вы узнали много нового, интересного. А
сейчас вам предстоит составить свой виртуальный
музей. Для этого вам придется составить новые
группы, в которые будут входить «Архитекторы» и
«Дизайнеры», «Литераторы» и « Модельеры». Для
этого у вас есть номера. Объединяйтесь в команды
по номерам.
Учащиеся переформируются в другие группы.
Учащимся выдается план средневекового монастыря, где планируется размещение музея (Приложение, слайд 46).
– Напишите, какие экспозиции вы бы хотели там разместить. Затем представьте свой музей.
Учащиеся выполняют задание в течение 5–10 минут. Представляют музей. Затем сдают конверты, подсчитываются жетоны, выставляются оценки.