Цель: обучение решению интересных и оригинальных задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся, получаемых на уроках.
Задачи курса:
- познакомить с методами решения олимпиадных задач;
- формировать определенные умения и навыки при решении задач;
- развить логическое мышление;
- формировать навыки анализа полученной информации;
- развить познавательную активность учащихся;
- привить интерес к занятиям математикой;
- подготовить учащихся к профильному изучению математики.
Организация учебных занятий:
Учитель вправе выбирать формы и методы проведения занятий с учетом возрастных особенностей учащихся, учитывая при этом, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. При решении задач можно использовать различные игровые формы проведения занятий, практические и лабораторные работы.
Система контроля: текущая, самостоятельная работа, малые олимпиады на уроках, внутришкольные и городские олимпиады.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
- овладеть приемами быстрого счета;
- свободно решать задачи на разрезание фигур, раскрашивание, выполнять упражнения с куском бумаги; выполнять задачи на построение;
- при решении логических задач и задач с целыми числами использовать различные методы (метод рассуждений, метод таблиц, метод граф, метод кругов Эйлера, комбинированный метод);
- решать текстовые (сюжетные) задачи различными способами (арифметическим, составлением уравнения или системы уравнений, способом решения с «конца»);
- уметь применять признаки делимости на 4, 6, 7, 8, 11, 13 и 19;
- познакомиться с принципом Дирихле, элементами теории множеств, основными понятиями комбинаторики (факториал, перестановки, размещения, сочетания);
- решать простейшие линейные уравнения, содержащие знак модуля и параметр;
- строить графики функций, содержащих знак модуля, и графики кусочных функций;
- уметь раскладывать многочлены на множители различными способами.
Содержание курса (5 класс):
1. Задачи на смекалку.
2. Логическая мозаика.
3. Решение логических задач.
4. Решение текстовых (сюжетных) задач.
5. Геометрия вокруг нас.
Тематическое планирование. 5 класс
№ |
Тема |
Количество |
|
Задачи на смекалку |
10 |
1 |
Загадки зашифрованных текстов (кроссворды, ребусы, шарады, шутки, загадки, головоломки) | 2 |
2 |
Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание | 3 |
3 |
Задачи на переправы и разъезды | 1 |
4 |
Упражнения со спичками | 2 |
5 |
Математические игры, фокусы | 2 |
|
Логическая мозаика |
8 |
1 |
Приемы устного счета | 2 |
2 |
Задачи с целыми числами | 2 |
3 |
Выявление закономерностей | 1 |
4 |
Магические и латинские квадраты | 2 |
5 |
Задачи на дележи | 1 |
|
Решение логических задач |
6 |
1 |
Решение логических задач с использованием таблиц | 2 |
2 |
Решение логических задач, используя метод построения графов | 1 |
3 |
Решение логических задач с использованием кругов Эйлера | 1 |
4 |
Решение логических задач методом рассуждений | 2 |
|
Решение текстовых (сюжетных) задач |
6 |
1 |
Решение задач на части | 1 |
2 |
Решение задач на проценты | 1 |
3 |
Решение задач на движение | 2 |
4 |
Решение задач составлением уравнения | 2 |
|
Геометрия вокруг нас |
4 |
1 |
Упражнения с куском бумаги | 1 |
2 |
Разрезание и перекраивание фигур | 2 |
3 |
Геометрические головоломки | 1 |
|
34 часа |
Содержание курса (6 класс):
1. Математические игры.
2. Задачи с целыми числами.
3. Решение логических задач.
4. Решение текстовых (сюжетных) задач
5. Геометрия вокруг нас.
Тематическое планирование. 6 класс
№ |
Тема |
Количество |
|
Математические игры |
8 |
1 |
Выигрышные стратегии | 3 |
2 |
Игры на шахматной доске | 2 |
3 |
Игры со словами | 1 |
4 |
Представление одних чисел через другие | 1 |
5 |
Парадоксы и софизмы | 1 |
|
Задачи с целыми числами |
10 |
1 |
Восстановление знаков действий | 2 |
2 |
Восстановление цифр натурального ряда. Числовые ребусы | 2 |
3 |
Четные и нечетные числа | 1 |
4 |
Признаки делимости на 4, 6, 7, 8, 11, 13 и 19 | 2 |
5 |
Принцип Дирихле и его применение при решении задач | 3 |
|
Решение логических задач |
6 |
1 |
Решение логических задач с использованием таблиц | 2 |
2 |
Решение логических задач, используя метод построения графов | 1 |
3 |
Решение логических задач с использованием кругов Эйлера | 1 |
4 |
Решение логических задач методом рассуждений | 2 |
|
Решение текстовых (сюжетных) задач |
6 |
1 |
Решение задач на части | 1 |
2 |
Решение задач на проценты | 1 |
3 |
Решение задач на движение | 1 |
4 |
Решение задач на работу | 1 |
5 |
Решение задач составлением уравнения | 2 |
|
Геометрия вокруг нас |
4 |
1 |
Задачи-головоломки (Танграм) | 2 |
2 |
Задачи про мосты и острова | 1 |
3 |
Лабиринты | 1 |
|
34 часа |
Содержание курса (7 класс):
1.Уравнения.
2. Функции и их графики.
3. Решение задач.
4. Задачи с целыми числами.
5. Решение текстовых (сюжетных) задач.
составлением уравнения и систем уравнений.
6. Геометрия вокруг нас.
Тематическое планирование. 7 класс
№ |
Тема |
Количество |
|
Уравнения |
7 |
1 |
Понятие равносильных уравнений | 1 |
1 |
Задания с модулем | 1 |
2 |
Линейные уравнения с модулем | 2 |
3 |
Линейные уравнения с параметром | 2 |
4 |
Самостоятельная работа | 1 |
|
Функции и их графики |
5 |
1 |
Функция, область определения, способы задания | 1 |
2 |
Построение графиков функций, содержащих модуль | 2 |
3 |
Графики кусочных функций | 1 |
|
Самостоятельная работа | 1 |
|
Решение задач |
7 |
1 |
Решение логических задач разными методами | 2 |
2 |
Элементы комбинаторики (факториал, перестановки, размещения, сочетания) | 1 |
3 |
Решение комбинаторных задач | 2 |
4 |
Решение олимпиадных задач | 2 |
|
Задачи с целыми числами |
7 |
1 |
Задачи на определение выигрышной стратегии | 2 |
2 |
Принцип Дирихле и его применение при решении задач | 2 |
3 |
Инварианты и их применение при решении задач | 1 |
4 |
Разные задачи на делимость | 2 |
|
Решение текстовых (сюжетных) задач составлением уравнения и систем уравнений |
5 |
1 |
Решение задач на растворы и сплавы | 1 |
2 |
Решение задач на проценты | 1 |
3 |
Решение задач на движение | 1 |
4 |
Решение задач на совместную работу | 1 |
5 |
Самостоятельная работа | 1 |
|
Геометрия вокруг нас |
3 |
1 |
Построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки | 1 |
2 |
Олимпиадные задачи по геометрии | 2 |
|
34 часа |
Литература:
- Ю. Нестеренко, С. Олехник, М. Потапов Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-пресс»,1999;
- А.В.Фарков Готовимся к олимпмадам по математике. Москва, «Экзамен», 2006;
- И.С.Петраков Математические олимпиады школьников. Москва, «Просвещение», 1982;
- А.В. Шевкин Текстовые задачи. Москва, «Русское слово», 2003;
- З.Н. Альхова, А.В. Макеева Внеклассная работа по математике. Саратов «Лицей», 2001;
- Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин Математика 5-6 классы (учебник). Москва, «Дрофа», 2001;
- Я.И. Перельман Занимательная алгебра. Москва, «Наука», 1976;
- И.Л. Бабинская Задачи математических олимпиад. Москва, «Наука», 1976;
- Г.А. Ястребинецкий Уравнения и неравенства, содержащие параметры. Москва, «Просвещение»,1982;
- Газета «Математика» № 20, 22, 23 / 2004 г – Проценты, № 37, 42, 44, 46-48/1999, № 3-7, 10-11/2000 – Задачи с целыми числами 5-11 классы.