Программа развития творческих способностей учащихся

Разделы: Математика


Цель: обучение решению интересных и оригинальных  задач, расширяющих и углубляющих знания учащихся, получаемых на уроках.

Задачи курса:

  • познакомить с методами решения олимпиадных задач;
  • формировать определенные умения и навыки при решении задач;
  • развить логическое мышление;
  • формировать навыки анализа полученной информации;
  • развить познавательную активность учащихся;
  • привить интерес к занятиям математикой;
  • подготовить учащихся к профильному изучению математики.

Организация учебных занятий:

Учитель вправе выбирать формы и методы проведения занятий с учетом возрастных особенностей учащихся, учитывая при этом, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач. При решении задач можно использовать различные игровые формы проведения занятий, практические и лабораторные работы.

Система контроля: текущая, самостоятельная работа, малые олимпиады на уроках, внутришкольные и городские олимпиады.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения данного курса учащиеся должны:

  • овладеть приемами быстрого счета;
  • свободно решать задачи на разрезание фигур, раскрашивание, выполнять упражнения с куском бумаги; выполнять задачи на построение;
  • при решении логических задач и задач с целыми числами использовать различные методы (метод рассуждений, метод таблиц, метод граф, метод кругов Эйлера, комбинированный метод);
  • решать текстовые (сюжетные) задачи различными способами (арифметическим, составлением уравнения или системы уравнений,  способом решения с «конца»);
  • уметь применять признаки делимости на 4, 6, 7, 8, 11, 13 и 19;
  • познакомиться с принципом Дирихле, элементами теории множеств, основными понятиями комбинаторики (факториал, перестановки, размещения, сочетания);
  • решать простейшие линейные уравнения, содержащие знак модуля и параметр;
  • строить графики функций, содержащих знак модуля, и графики кусочных функций;
  • уметь раскладывать многочлены на множители различными способами.

Содержание курса (5 класс):

1. Задачи на смекалку.
2. Логическая мозаика.
3. Решение логических задач.
4.  Решение текстовых (сюжетных) задач.
5. Геометрия вокруг нас.

Тематическое планирование. 5 класс

Тема

Количество
часов

 

Задачи на смекалку

10

1

Загадки зашифрованных текстов (кроссворды, ребусы, шарады, шутки, загадки, головоломки)

2

2

Задачи на взвешивание, переливание, перекладывание

3

3

Задачи на переправы и разъезды

1

4

Упражнения со спичками

2

5

Математические игры, фокусы

2

 

Логическая мозаика

8

1

Приемы устного счета

2

2

Задачи с целыми числами

2

3

Выявление закономерностей

1

4

Магические и латинские квадраты

2

5

Задачи на дележи

1

 

Решение логических задач

6

1

Решение логических задач с использованием таблиц

2

2

Решение логических задач, используя метод построения графов

1

3

Решение логических задач с использованием кругов Эйлера

1

4

Решение логических задач методом рассуждений

2

 

  Решение текстовых (сюжетных) задач

6

1

Решение задач на части

1

2

Решение задач на проценты

1

3

Решение задач на движение

2

4

Решение задач составлением уравнения

2

 

Геометрия вокруг нас

4

1

Упражнения с куском бумаги

1

2

Разрезание и перекраивание фигур

2

3

Геометрические головоломки

1

 

 

34 часа

Содержание курса (6 класс):

1. Математические игры.
2. Задачи с целыми числами.
3. Решение логических задач.
4.  Решение текстовых (сюжетных) задач
5. Геометрия вокруг нас.

Тематическое планирование. 6 класс

Тема

Количество
часов

 

Математические игры

8

1

Выигрышные стратегии

3

2

Игры на шахматной доске

2

3

Игры со словами

1

4

Представление одних чисел через другие

1

5

Парадоксы и софизмы

1

 

Задачи с целыми числами

10

1

Восстановление знаков действий

2

2

Восстановление цифр натурального ряда. Числовые ребусы

2

3

Четные и нечетные числа

1

4

Признаки делимости на 4, 6, 7, 8, 11, 13 и 19

2

5

Принцип Дирихле и его применение при решении задач

3

 

Решение логических задач

6

1

Решение логических задач с использованием таблиц

2

2

Решение логических задач, используя метод построения графов

1

3

Решение логических задач с использованием кругов Эйлера

1

4

Решение логических задач методом рассуждений

2

 

  Решение текстовых (сюжетных) задач

6

1

Решение задач на части

1

2

Решение задач на проценты

1

3

Решение задач на движение

1

4

Решение задач на работу

1

5

Решение задач составлением уравнения

2

 

Геометрия вокруг нас

4

1

Задачи-головоломки (Танграм)

2

2

Задачи про мосты и острова

1

3

Лабиринты

1

 

 

34 часа

Содержание курса (7 класс):

1.Уравнения.
2. Функции и их графики.
3. Решение задач.
4. Задачи с целыми числами.
5. Решение текстовых (сюжетных) задач.
составлением уравнения и систем уравнений.
6. Геометрия вокруг нас.

Тематическое планирование. 7 класс

Тема

Количество
часов

 

Уравнения

7

1

Понятие равносильных уравнений

1

1

Задания с модулем

1

2

Линейные уравнения с модулем

2

3

Линейные уравнения с параметром

2

4

Самостоятельная работа

1

 

Функции и их графики

5

1

Функция, область определения, способы задания

1

2

Построение графиков функций, содержащих модуль

2

3

Графики кусочных функций

1

 

Самостоятельная работа

1

 

Решение задач

7

1

Решение логических задач разными методами

2

2

Элементы комбинаторики (факториал, перестановки, размещения, сочетания)

1

3

Решение комбинаторных задач

2

4

Решение олимпиадных задач

2

 

Задачи с целыми числами

7

1

Задачи на определение выигрышной стратегии

2

2

Принцип Дирихле и его применение при решении задач

2

3

Инварианты и их применение при решении задач

1

4

Разные задачи на делимость

2

 

  Решение текстовых (сюжетных) задач составлением уравнения и систем уравнений

5

1

Решение задач на растворы и сплавы

1

2

Решение задач на проценты

1

3

Решение задач на движение

1

4

Решение задач на совместную работу

1

5

Самостоятельная работа

1

 

Геометрия вокруг нас

3

1

Построение геометрических фигур с помощью циркуля и линейки

1

2

Олимпиадные задачи по геометрии

2

 

 

34 часа

Литература:

  1. Ю. Нестеренко, С. Олехник, М. Потапов Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-пресс»,1999;
  2. А.В.Фарков Готовимся к олимпмадам по математике. Москва, «Экзамен», 2006;
  3. И.С.Петраков Математические олимпиады школьников. Москва, «Просвещение», 1982;
  4. А.В. Шевкин Текстовые задачи. Москва, «Русское слово», 2003;
  5. З.Н. Альхова, А.В. Макеева Внеклассная работа по математике. Саратов «Лицей», 2001;
  6. Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин Математика 5-6 классы (учебник). Москва, «Дрофа», 2001;
  7. Я.И. Перельман Занимательная алгебра. Москва, «Наука», 1976;
  8. И.Л. Бабинская Задачи математических олимпиад. Москва, «Наука», 1976;
  9. Г.А. Ястребинецкий Уравнения и неравенства, содержащие параметры. Москва, «Просвещение»,1982;
  10. Газета «Математика» № 20, 22, 23 / 2004 г – Проценты, № 37, 42, 44, 46-48/1999, № 3-7, 10-11/2000 – Задачи с целыми числами 5-11 классы.