Решение текстовых задач с помощью уравнений с одной переменной

Разделы: Математика


Цели урока:

  • обобщение и закрепление знаний по решению задач с помощью уравнений с одной переменной;
  • активизация мыслительной деятельности у учащихся.

Задачи урока:

  • совершенствовать и закреплять навык выполнения действий с обыкновенными дробями, нахождения дроби от числа, составления пропорций, использование масштаба;
  • развивать математическую речь, логическое мышление, интерес к предмету;
  • расширять знания по истории родного города, воспитывать бережное отношение к историко-культурному наследию.

Средства обучения:

  • компьютер;
  • медиапроектор;
  • иллюстрации исторических мест, архитектурных памятников города Куйбышева;
  • карта Новосибирской области.

Методы обучения:

  • методы организации учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации;
  • методы контроля и самоконтроля.

Принципы обучения:

  • научности, связь с жизнью, с практикой;
  • направленность обучения на комплексное решение задач;
  • доступность обучения;
  • стимулирование положительного отношения учащихся к учению.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (Приложение 1, слайды 1–2)

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы хотим начать наш урок словами интересного человека, поэта – Михаила Ферулева:

Я люблю тебя город на Омке.
Год от года растёшь и цветёшь.
Слышу голос твой сильный и звонкий,
Ты счастливо сегодня живёшь.

– Наша малая Родина – это город Куйбышев Новосибирской области. Сегодня все решаемые задачи будут связаны с родным городом, в котором расположена наша школа № 9. Путешествуя по городу, мы будем решать задачи на составление уравнений, пропорций, на нахождение дроби от числа и числа по его дроби.

II.Устный счёт (Приложение 1, слайд 3)

Учитель: Итак, путешествие начинается. Задачи решаем устно, ответы записываем в тетради. Если ответы правильные, то вы узнаете второе название города Куйбышева Новосибирской области.

Задача 1 (Приложение 1, слайд 4)

На карте расстояние от столицы Сибири – Новосибирска до города Куйбышева равно 39 см. Используя масштаб карты 1 : 800 000, определите это расстояние в километрах.

Решение:

(39 см = 390 мм, 390 . 800000 = 312 000000 мм. = 31200000см = 3120000дм = 312000 м = 312 км.)

Задача 2 (Приложение 1, слайд 5)

За сколько часов может проехать расстояние 312 км. автобус, двигаясь со скоростью 52 км/ч?

Решение: t = S : V, t = 312 : 52 = 6 (ч)

Задача 3 (Приложение 1, слайд 6)

В 2008 году городу Куйбышеву исполнилось 286 лет. В каком году был основан город?

Решение: 2008 – 286 = 1722 г.

Учитель: Куйбышев – это город памятник. Памятник времени. Даже название – это память той самой эпохи, когда свято верили в скорое торжество коммунизма и расстреливали в подвалах.

Задача 4 (Приложение 1, слайд 7)

До Октябрьской революции в городе было 6 храмов. В настоящее время они составляют 50% от их количества. Сколько действующих храмов?

Решение: 50% = 0,5; 0,5 . 6 = 3 храма

Задача 5 (Приложение 1, слайд 8)

Во дворце культуры имени В.В.Куйбышева 25 коллективов художественной самодеятельности, в которых занимаются 800 человек. Какова средняя наполняемость одного коллектива?

Решение: 800 : 25 = 32 человека (Приложение 1, слайд 9).

Учитель: Мемориальный дом – музей имени В.В. Куйбышева. Большинство жителей нашего города знают этот уютный дом. Он принадлежал семье Мовшович, которая держала квартирантов. Квартирантами преимущественно были политические ссыльные. Одним из них был В.В. Куйбышев. Он отбывал ссылку в 1907–1909 гг. Находясь в ссылке, В.В. Куйбышев принимал участие в культурной жизни города – был членом драматического общества.

Задача 6.

В каком году был построен дом-музей имени В.В.Куйбышева, если это произошло 1,1 века назад?

Решение: 1 век –100 лет, 1,1 века от 100 лет это 1,1 . 100 = 110 лет, 2008–110 = 1898 год

(Приложение 1, слайд 10)

Учитель: Проверьте решение устных задач, заменив ответы соответствующими буквами. Узнаете второе название города Куйбышева.

Учитель: Расстояние от Новосибирска до города Куйбышева 312 км. Расшифруем.

312
6
1722
3
32
1898
К
А
И
Н
С
К

(Приложение 1, слайд 11)

Учитель: В 1782 году населённый пункт получил статус города и название Каинск. В 1935 года был переименован в Куйбышев в честь русского революционера Валериана Владимировича Куйбышева.

III. Решение задач основных типов (Приложение 1, слайд 12)

Учитель: Теперь мы решим конкретные задачи, в текстах которых дана небольшая историческая справка о городе Куйбышеве (Приложение 1, слайд 13).

Учитель: Продолжаем путешествие по городу. Остановимся у моста, соединяющего берега реки Омки (Приложение 1, слайд 14).

Ученик: До 1927 года берега реки Омки соединялись наплывным мостом на бочках.
В октябре 1927 года сдали в эксплуатацию деревянный мост на сваях. По нему шли и тяжёлые машины. В 1960 году был построен железобетонный мост. Он соединяет улицы Чехова и Войкова. Современный мост состоит из проезжей части, тротуаров и ограждений.
Задача. Ширина всего моста 10,4м., а ширина тротуаров по обе стороны занимает в раза меньше проезжей части и на 2,8 метра больше ширины ограждений моста. Сколько метров занимают тротуары?

Решение:

Пусть х м – занимает ширина тротуаров, тогда х(м) – занимает ширина проезжей части, а (х –2,8) м – ограждения моста. Так как по условию задачи ширина всего моста 10,4 м, то составим уравнение: х+ х+ (х – 2,8) = 10,4.

Решение уравнения: (Приложение 1, слайд 15)

х+ х+ (х – 2,8) = 10,4
2х+ х = 10,4 + 2,8
= 10,4 + 2,8
16х + 17х = 13,2 . 8
33х = 105,6
х = 105,6 : 33
х = 3,2

Ответ: 3,2 метра.

Учитель: Отправляемся дальше. Используя данные статистики, решите следующую задачу.

Задача (Приложение 1, слайд 16)

По статическим данным переписи населения в 1989 году в городе проживало 52100 человек, в 2002 году – 48974. Найти изменение численности населения в процентах.

Решение: (Приложение 1, слайд 17)

Составим пропорцию:

52 100 – 100%
48974 – х

х = (%) – составляют 48974 человек.

100% – 94% = 6%

Ответ: численность населения на 6 % уменьшилась.

Учитель: Путешествие продолжается (Приложение 1, слайд 18).

Барабинская ТЭЦ (в городе Каинске) была расположена северо-восточнее города между рекой Омью и Московским трактом. Пробный пуск первого турбогенератора был осуществлён 15 декабря 1953 года. В настоящее время территория Барабинской ТЭЦ находится в черте города.

Задача.

Барабинская ТЭЦ (в г. Каинске) при пуске в эксплуатацию имела первый эксплутационный штат 30 человек и имела мощность 5000 кВт. Оборудование ТЭЦ постоянно совершенствовалось и её мощность уже через год составляла 75000 кВт. На сегодняшний день за счёт модернизации турбин, генераторов и трансформаторов мощность станции стала 215000 кВт и штат работников увеличился до 600 человек. Какую часть составляет первый штат работников от современного? Во сколько раз возросла мощность станции через год; в настоящее время?

Решение: (Приложение 1, слайд 19)

75000 : 5000 = 75 : 5 = 15 (раз)
215000 : 5000 = 215 : 5 = 43 (раза)
Ответ: в 15 раз, в 43 раза.

Учитель: Следующая остановка – кинотеатр в Куйбышеве (Приложение 1, слайд 20).

Задача.

В каком году в городе Куйбышеве появился первый кинотеатр

– если на дворе был ХХ век;
– сумма всех цифр года равна 16, одна из которых не относится ни к положительным, ни к отрицательным цифрам;
– сумма двух последних цифр равна 6;
– каждая вторая больше предыдущей?

Решение: (Приложение 1, слайд 21) XX век – это 19** год, Одна из 2-х последних цифр равна 0, потому что именно она не относится ни к положительным, ни к отрицательным. Каждая вторая больше предыдущей, то 0 будет стоять после 9, т.е 190*. Сумма двух последних цифр равна 6, то последняя цифра и будет – 6, получили – 1906 г.

4. Домашнее задание

В качестве домашнего задания хотим, ребята, предложить вам задачу (Приложение 1, слайд 22).

Учитель: Семью Шкроевых в городе уважали, и не даром. Суров был купец, но справедлив, работники на него не жаловались. Деловая репутация была доброй в торговых и финансовых кругах. Щедр был купец. Благотворительность – дело святое, как не помочь тем, кто нуждается, если есть с чего.

Задача.

Иван Васильевич Шкроев нажил состояние на общую сумму 1 275000 рублей: винокуренный завод; деньги; товар. Сколько стоил завод, товар и сколько было денег у купца, если продать два завода, то можно купить его товар, а если продать четыре завода и добавить 50000 рублей, то получится сумма имеющихся у него денег.

Решение:

Пусть (х) тысяч рублей стоил винокуренный завод, тогда товар стоил (2х) тысяч рублей, а наличных денег было (4х + 50) тысяч рублей.

Составим уравнение:

х + 2х + 4х + 50 = 1275,
= 1275 – 50,
7х = 1225,
х = 1225 : 7,
х = 175 (тысяч рублей) – стоимость завода;
. 175 = 350 (тысяч рублей) – стоимость товара;
. 175 + 50 = 750 (тысяч рублей) – наличные деньги.

Ответ: 175 тысяч рублей; 350 тысяч рублей; 750 тысяч рублей (Приложение 1, слайды 23–28).

5. Итог урока

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы не только познакомились с достопримечательностями города, но и решили много задач: на составление пропорций, уравнений, на движение; вспомнили, как найти дробь от числа и число по значению дроби; находили расстояние, пользуясь масштабом.

Выставление оценок.

– Спасибо за работу!