Внеклассные занятия по экологии на тему: "Загрязнение окружающей среды" для обучающихся 1-го класса

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • формирование понятия об основных факторах загрязнения окружающей среды;
  • развитие познавательной активности детей посредством включения их в экспериментальную деятельность;
  • воспитание чувства патриотизма, личностно-гражданственной активности, привитие любви к природе.

Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, игровой, проблемно-поисковый.

Темы занятий:

  1. «Воздух – наш друг».
  2. «Воздух должен быть чист».
  3. «Наш друг – вода».
  4. «Загрязнение бытовой среды».

Занятие 1
Тема: «Воздух – наш друг»

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воздуха.
  • Сформировать понятие о необходимости воздуха для живых организмов.
  • Воспитывать наблюдательность и бережливость.

Оборудование: веер, игрушка-свисток, воздушный шарик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня мы с вами поговорим о …, но сначала ответьте на вопрос: «Чего в комнате не видишь?».
– Правильно, это воздух, о нем мы сегодня с вами поговорим.

2. Работа по теме

– Воздух находится вокруг нас, он окружает нас с вами повсюду: когда мы выходим на улицу или находимся в группе. Даже в ваших школьных портфелях тоже живет воздух. Когда вы открываете свой портфель, то кроме тетрадей и учебников вы ничего там не видите. Но там есть воздух.
– Если мы его не видим, то, что мы можем сказать о нем?
– Да, воздух прозрачен. Он «невидимка».
– Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Возьмите веер и помашите им себе в лицо.
– Что вы почувствовали? Да это движется воздух. Когда в ветреную погоду мы выходим на улицу, то тоже можем ощутить воздух. Ветер – это движение воздуха.
– Еще воздух можно не только почувствовать, но и услышать. У вас на столах лежат свистки, возьмите и подуйте в них.
– Что вы слышите? Да свист раздается тогда, когда воздух проходит через свисток.
– Мы с вами вдыхаем и выдыхаем воздух. С помощью этого мы можем надувать воздушные шарики. Возьмите шарики и надуйте. Вот вы и поймали воздух «невидимку» в шарик, а теперь выпустите его.
– Что можно сказать о нем? Какого цвета был выпускаемый воздух? Да, воздух не имеет цвета. Он бесцветен.
– Ребята, а теперь зажмите нос пальцами. Что вы почувствовали? Как вы думаете, могли бы мы с вами прожить без воздуха?
– А кому еще нужен воздух кроме людей? Правильно, и животным, и птицам, и насекомым нужен воздух, всему живому.
– У нас в группе очень много цветов и они тоже дышат, только мы этого не замечаем. Каждое дерево, цветочек, трава не смогли бы прожить без воздуха.

3. Итог занятия

– Что нового вы узнали сегодня?
– Воздух необходим для всех живых организмов. Воздух прозрачен, бесцветен, но его можно почувствовать и услышать.

Занятие 2.
Тема: «Воздух должен быть чист»

Задачи:

  • Сформировать представление об источниках загрязнения слоёв атмосферы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе в целом и в частности к атмосфере как важному элементу жизнеобеспечения живых организмов.

Оборудование: мозаика – пазлы (слова "воздух", "чистый"). Схема-диаграмма: «состав воздуха», картина города, завода. Снег, воронка с фильтром.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Воспитатель читает стихотворение о воздухе:

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

– Ребята, вы узнали, о чём это стихотворение? Правильно, сегодня мы с вами продолжим разговор о воздухе.

2. Работа по теме

– Давайте посмотрим, из чего же состоит воздух? (воспитатель объясняет состав воздуха, демонстрируя схему-диаграмму)
– Ребята, вспомните, о каких свойствах воздуха мы узнали на прошлом занятии?
(Дети называют свойства: воздух прозрачен, бесцветен, но его можно услышать и почувствовать)
– А сейчас, давайте разделимся на две команды, и сложим из пазлов слова, а вот какие, прочтём, когда мозаика сложится...
(Дети собирают слова "воздух" и "чистый")

Появляется ведущий «Воздух» и обращается к детям:

– Вы, ребята, молодцы!
С воздухом почти на "ты".
Только помните всегда:
Воздух нужен как вода.

– Дети, а как вы думаете воздух везде чистый?
– Вот посмотрите на эту картину, что вы видите? (Демонстрирует картины, изображающие заводы, фабрики, их дымящие трубы...)
– Где вы видели облака? (На небе)
– А что это значит, облака «плавают» в воздухе и собирают в себя все, что может быть в воздухе – пыль, вредные газы.
– Как можно проверить содержится ли грязь в облаках или нет?
(Дети предлагают свои варианты ответов и с подсказкой взрослого, приходят к выводу, что нужно проверить осадки – снег, дождь).

3. Практическая работа

Ведущий предлагает детям отфильтровать растаявший снег и посмотреть результат.
(Фильтр, состоящий из ваты, будет грязным, дети делают вывод о содержании в воздухе частиц пыли и вредных веществ).

Ведущий:
– Как вы ребята думаете, где воздух чище? Где легче дышится человеку в городе или в лесу?
– Чем пахнет воздух в лесу?
– А чем пахнет воздух в городе?

Ведущий рассказывает детям о том, как очищается воздух на заводах, фабриках, котельных и т.д.

– А сейчас мы с вами поиграем.
(Ведущий предлагает сыграть в игру «Дышит, не дышит», называется предмет или живое существо, дети отвечают: хлопок руками – дышит, руки подняты вверх – не дышит).

Ведущий:

Подошла к концу игра,
Расставаться нам пора.
Только помните, ребята
Птицы, люди и зверята:
Солнце, воздух и вода –
Ваши лучшие друзья!

Занятие 3
Тема: «Наш друг – вода»

Задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воды.
  • Показать ее значение для всего живого.
  • Воспитывать бережное отношение к воде

Оборудование: пластиковая бутылка с водой, стаканы, цветные картинки, соль, сахар, ложечка

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Ребята, на прошлых занятиях мы с вами говорили о воздухе. Но на Земле есть еще одно чудо, вот послушайте загадку:

Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться.

– Правильно, это вода.

2. Работа по теме

– А знаете ли вы, где в природе мы встречаемся с водой? Да, вода есть в реках и озерах, в морях и океанах, в ручьях. Даже в человеке, в животных, в растениях, в любом живом организме есть вода. А еще зимой на улице нас везде окружает вода. Она выпадает в виде снега и льда.
– Что произойдет со снегом и льдом, если мы занесем их в комнату?
– Да, все это растает и превратится в воду.
– Может ли человек прожить без воды? Для чего людям нужна вода?
– Как вы думаете, любую ли воду может использовать человек?
– Конечно, нам нужна чистая вода, чтобы мы с вами были здоровы.
– А только ли людям нужна вода? Могут ли прожить без нее животные, птицы и растения?
– Вода нужна всему живому и людям, и животному миру, и растениям. Чтобы всем хватило воды ее надо беречь и не тратить напрасно. Всегда нужно закрывать кран с водой.

3. Практическая работа

– Ребята, на ваших столах стоит вода, налейте ее в свои стаканы.
– Давайте попробуем ее на вкус. Что вы можете сказать? Вода не имеет вкуса.
– А теперь понюхайте, чем она пахнет? Вода не имеет запаха.
– Возьмите цветные картинки и поставьте их за стакан с водой. Видите ли вы, что на них изображено? А поменяли они цвет или нет?
– Что в этом случае вы можете сказать? Вода не имеет цвета, она бесцветна. Вода прозрачна.
– Возьмите соль, сахар положите в стакан и помешайте. Что с ними случилось? Да, соль и сахар растворились. Вода может растворять вещества. Вода растворитель.

4. Итог занятия

– Ребята, что нового вы сегодня узнали?
– Вода нужна все живым организмам, ее надо беречь.
– Вода не имеет вкуса и запаха, она бесцветна и прозрачна, вода растворитель.

… Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги,
Мы ведь на планете не одни.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

(Мухамадиярова Э. М.)

Занятие 4
Тема: «Злючка-Грязнючка живёт рядом с нами»

Задачи:

  • Объяснить и доказать появление пыли и микробов на поверхности предметов.
  • Заинтересовать детей изучением вопросов экологии.
  • Воспитывать культуру личной гигиены и пропагандировать здоровый образ жизни.

Оборудование: плакаты с пословицами о чистоте; прозрачный стеклянный сосуд, чистая белая ткань, мыло; люстра Чижевского.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня я расскажу вам сказку о злой Грязнючке, которая живёт рядом с нами.
«Жила-была Грязнючка. Родилась она у гадкого болота и прожила там много-много лет. Скучно было Грязнючке на болоте, а далеко уйти она не могла, для того, чтобы жить, ей постоянно нужна грязь, пыль, ядовитые газы. Всего этого не было в те времена, когда люди ездили на лошадях, мусор сжигали в печах, а про самолёты и подводные лодки даже в сказках не слышали.
Но годы шли, люди изобретали всё новое в науке и технике, города разрастались…. И вот Грязнючка почуяла запах «вкусного» и побрела на этот запах гари, дыма, выхлопных газов, бензина.
Видит Грязнючка, а перед ней огромный город раскинулся – из труб городских дым валит чёрный; по дорогам машины снуют; а за городом столько вкуснятины – свалка мусора огромная раскинулась.
«Вот где теперь жить буду» – подумала Грязнючка. «Скучно только одной будет, вот бы друзей завести...»
Как только Грязнючка об этом подумала, из мусора и грязи выползли неизвестные существа. Оказывается, они тоже живут в грязи и пыли и, кроме того, разносят вредные болезни».

2. Инсценировка

– Познакомьтесь с ними (выбегают микробы – два человека, поют песню):

Мы такие, мы такие – вредные и грязные
Мы микробы не простые, очень мы опасные
Мы – микробы, хорошо бы,
Чтоб ты нас рукой потрогал.

(Дальше поют на мотив песни из м/ф "Бременские музыканты")

Мы микробы, бяки-буки,
Загрязним вас без труда
Дай мне, мальчик свои руки,
Поселюсь там навсегда
Ой, да-да; ой да-да
Приживусь там навсегда
Ой, да-да, ой да-да, о-па!

(Прыгают к ребятам)

Заберемся на одежду,
В чашку, ложку и везде.
Поболеем вместе мальчик,
Мы объявим бой воде.
Ой, да-да, ой да-да;
Не нужна тебе вода,
Ой, да-да, ой да-да, о-па!

3. Работа по теме

– Ребята, давайте проведем эксперимент и посмотрим, живет ли с нами Грязнючка или нет?
– Как мы это можем узнать?
(выслушиваются ответы детей, воспитатель подталкивает их к решению – протереть белой влажной тряпочкой полки, стены, игрушки; помыть с мылом руки или протереть их ваткой; рассмотреть и сделать выводы)
Дети, протирая полки, игрушки неизбежно придут к выводу, что грязь и пыль оседает на предметах, что грязь скапливается на руках.
Воспитатель рассказывает детям о люстре Чижевского, как о приборе, помогающем очищать воздух в помещении.

4. Итог занятия

– Как вы думаете, ребята, что нужно делать, чтобы Грязнючка не поселилась в нашем доме?
– Что мы должны делать, чтобы микробы не причинили вред нашему здоровью?
– Вот поэтому в народе существуют старые добрые пословицы, которые люди передают из уст в уста, от родителей к детям.
– Давайте мы их с вами выучим

Чистая вода – для хворобы беда.
Чаще мойся – воды не бойся.
От простой воды и мыла у микробов тают силы.
Мойте руки перед едой – будете здоровы.