Гжельская роспись. Оформление блюдца

Разделы: Начальная школа


Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях гжельской росписи, учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и украшать ею изготовленное на уроке труда изделие, формировать практические умения и навыки рисования с образца; воспитывать эстетический вкус, любовь к народному искусству, усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками; развивать детскую фантазию и умение расписывать гжельской росписью.

Оборудование: иллюстрации, таблицы, блюдца, изготовленные на уроке труда из папье – маше; кисти, краски, альбомный лист, тряпочка, подкладной лист; “ленты мастеров”.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Сообщение темы и целей урока.

- На сегодняшнем уроке мы поговорим о гжельской росписи, будем расписывать блюдца, которые вы изготовили на уроке труда из папье – маше.

III. Рассказ о гжельской росписи.

- Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства.

Под Москвой, в городке Гжель, ещё с XVI века изготовлялись из знаменитых гжельских глин различная посуда и игрушки. Гжельские керамические изделия с их своеобразной росписью всегда можно отличить от других изделий. Они изготавливаются из белых глин. Роспись – сочная, широким мазком, бело – синий узор, воспроизводящий сценки народной жизни или цветочные композиции, выполнен в русской национальной манере. Узор украшает вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, пепельницы, чайные сервизы. Роспись сосудов производится от руки. Особенно большим спросом пользуются гжельская посуда, настольная скульптура и игрушки (всё сопровождается показом изделий с гжельской росписью).

Ученик 1:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!

Ученик 2:

Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!

- Давайте вспомним, какие краски применяются в гжельской росписи?

В отличие от других росписей в гжельской росписи применяются все оттенки синего (голубой, синий, фиолетовый).

Для того, чтобы подготовить краску для работы, в каждую краску, которую вы будете использовать (голубую, синюю, фиолетовую) капните по одной капельке воды. Это сделают те ребята, которые пользуются акварельной краской.

- Элементы Гжельской росписи вы видите на доске: цветы - розы, тюльпаны, астры, гвоздики, листья, штриховка – сеточка, жилка, завитки.

- Из этих элементов вы составите для своих блюдец узор. Прежде чем начать расписывать блюдца, надо потренироваться в изображении некоторых отдельных элементов на чистом листе.

Учитель объясняет правила рисования отдельных элементов (на листке, прикреплённом к доске – 3 мин.)

- Концом кисти наносят жилки, штриховку, завитки и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Чёткие мазки лепестков и листьев тёмно – синего цвета и мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью. Форма цветков упрощённая, но живописная и декоративная.

Физ. мин.

IV. Самостоятельная работа.

Показ образца.

- А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важный этап работы: вы будете расписывать свои блюдца. Представьте, что вы находитесь в цехе гжельской росписи, что вы мастера, которые должны проявить фантазию, воображение и придумать свой узор. Только сначала вспомним правила работы с кисточкой.

  1. Кисточку держат под прямым углом к расписываемому предмету, зажав её тремя пальцами.
  2. Не оставляй кисточку в баночке с водой.
  3. Не забывай прополоскать кисточку.

- Приступайте к работе. Работаем быстро, качественно, аккуратно.

Звучит музыка. Дети работают самостоятельно. При необходимости учитель помогает ученикам, испытывающим затруднения.

V. Итог урока.

По ходу выполнения работ – выставка работ.

- Молодцы! Закончили работу. Давайте вспомним ещё раз:

О какой росписи говорили на уроке?

Что можно расписать этой росписью?

Какие краски применяли?

Молодцы, ребята! По работам видно, что все вы очень старались.

Учитель выбирает наиболее удачные работы, выставляет их на выставку.

- Этим ученикам я присваиваю звание “народный мастер”.

Учитель повязывает ученикам на голову “Ленту мастера”

- Остальные ребята тоже хорошо справились с заданием. Теперь ваши работы будут стоять у нас в кабинете, и радовать всех, кто приходит к нам в гости.

Урок окончен. Всем спасибо! Не забудьте прополоскать кисть, протереть подкладной лист, вымыть руки.