Интегрированный урок "Развитие познавательной активности к предмету через дидактическую игру и научную информацию"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Урок проводится в кабинете информатики. На уроке используется подготовленная учащимися 11 класса мультимедийная презентация, выполненная в приложении “Power Point”.

Цели урока:

  1. Научить детей представлять числа в виде суммы разрядных слагаемых.
  2. Формировать навыки сложения и вычитания чисел в пределах 100.
  3. Активизировать учебно-познавательную деятельность через дидактическую игру и подачу научной информации.
  4. Развивать любознательность и творческий поиск.
  5. Воспитывать интерес к семейным традициям.

Ход урока

I. Организационный момент

Сообщить тему урока и сформулировать цели урока.

II. Основная часть.

Учитель: сегодня на уроке мы будем говорить о числах, выполнять различные математические действия с ними и вспомним о геометрических фигурах.

Сегодня 15 марта. Запишите эту дату в тетрадях. (15.03)

Какие цифры вы использовали? (1,5,0,3).

Дайте характеристику числу 15 (двузначное, нечётное, 1 десяток, 5 единиц, 10+5- сумма разрядных слагаемых)

Март - 3 месяц года.

Приложение 1. Из всех известных геометрических фигур выберите фигуру, о которой мы могли бы сказать: «У нее 3 ... ?»

треугольник -3 угла, 3 вершины, 3 стороны.

Учитель : треугольник -хорошо знакомая и легко узнаваемая геометрическая фигура.

Мы встречались с ней на уроках:

  1. математики, говоря о свойствах треугольника,
  2. труда, используя треугольник как элемент конструктора.

Треугольник является объектом изучения такой сложной науки как философия - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества.

Рядом с философией (наукой о мудрости) идет история, которая тоже знает, что-то таинственное о треугольнике.

Рисунок 1. Наша задача сделать свое философское, историческое открытие о треугольнике. Для этого мы отправляемся в Древний Египет.

Рисунок 2. Взгляните, какой законченной формой является треугольник.

У этой фигуры 3 вершины. С философской точки зрения, каждый из нас является вершиной треугольника. Как вы понимаете это? Для ответа на этот вопрос заглянем в папирус и прочтем, что жезнали о треугольнике  древние Египтяне.
-  Вершины треугольника - есть вершины основы неделимой семьи (мать, отец и ребенок).
- Все вершины гармонично соединены друг с другом и представляют единое целое.

Так мыслили древние Египтяне. И эту мудрость они пытались передать нам через века и тысячелетия.

Рисунок 3. А что скрепляет любую семью, делая ее крепкой и неделимой? Конечно же традиции. А что такое традиция? Толкование данного понятия мы найдем в словаре.

Ученик: традиция - передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы.

Учитель: существуют ли традиции в вашей семье?

Что может объединить семью вечером за чашкой чая? (Чтение журнала, газеты, книги). Сегодня мы попробуем создать такой семейный журнал , который было бы интересно читать всей семьёй. Назовём его «Моя семья».

Все любят разгадывать кроссворды, поэтому на первой странице нашего журнала будет расположен кроссворд. Рисунок 4.

Для его заполнения дайте ответы на следующие вопросы:

  1. Назовите знак результатом действия которого является разность (минус).
  2. .Какой знак вы поставите между числами 54 и 45 (больше).
  3. . Как называется систематизированное собрание однородных предметов (коллекция).
  4. Какие компоненты действия соединяет знак плюс (слагаемые).
  5. 58-8=50. 58- назовите компонент действия (уменьшаемое)
  6. 8+9=? назовите компонент действия (сумма)
  7. Оценка, которой особенно радуются в семье (пять)
  8. Как из коллекции трех единиц и математического знака получить самое маленькое двузначное число? Назовите его. (11-1=10)

В нашем кроссворде спряталось название журнала. Найдите и выделите его красным цветом.

III. Работа с раздаточным материалом.

Откроем вторую страницу нашего журнала, где находится коллекция математических заданий.

Каждый учащийся получает раздаточный материал , состоящий из геометрических фигур: квадрат, круг, два треугольника. По окончанию работу с ними учащиеся должны собрать единый образ (кошку).

Работа с раздаточным материалом:

  1. Найди число 10. Раздели прямоугольник с числами линией так, чтобы на каждой стороне сумма чисел равнялась 10. Рисунок 5.

  1. Сравни и вычисли. Рисунок 6.

  1. Назови числа. Расскажи об их сходстве и различии. Рисунок 7.

  1. Сложите из геометрических фигур законченный образ. Рисунок 8.

Разделите квадрат на две равные части по вертикали, чтобы получилось два одинаковых прямоугольника.

IV. Работа в тетради.

1. Распределите примеры на две группы. Приложение 2.

70+2=    94-4=    75-70=

52-50=    5+30=    39+1 =

Чем похожи примеры каждой группы? (нахождение суммы, нахождение разности).

Рисунок 9. Запишите группы примеров в  прямоугольники.

2. Закончи ряд чисел (по вариантам)

1 вариант 2, 4, 6…

2 вариант 10,13,16…

Для переключения деятельности учащихся в ход урока включен интересный познавательный материал. Откроем следующую страницу нашего журнала.

Зачем кошке усы?

Усы у кошки - своеобразная линейка. Любую щель, в которую захочет пролезть наш любопытный кот он сначала измерит своими усами. Если они немного погнутся, то он в неё не сможет пролезть.

Эти знание человек может использовать в различных областях. Например в машиностроении: своеобразные усы –антенны устанавливаются на капоте большегрузных машин для определения габаритов.

3. Какие меры измерения длины вы знаете? (см, дм, м)

Установите верное равенство.

8м=... дм

50см=... дм

8дм=... см

7м=...дм

90дм=...м

20см=...дм

Следующая страница нашего журнала –литературная. На ней мы расположим стихи для детей и о детях. Приложение 3.

Гуляя по городу, наш кот увидел вот какую историю.

Горе

У меня большое горе:
Мне не виснуть на заборе,
На траве нельзя лежать,
В чехарду нельзя играть,
И нельзя гонять мне мяч.
А откуда эти муки?
Я сегодня в новых брюках.

Странная встреча

Мне довелось увидеть то,
Чего не видывал никто:
По переулку шло пальто.
Народ вокруг понять не мог,
Кто это движется без ног.
А это был ты знаешь кто?
Мальчишка в папином пальто.

Работа с текстом:

  1. Кто попал в такое горестное состояние мальчик или девочка? (мальчик)
  2. Кто-нибудь из вас был в такой ситуации?
  3. Как вы думаете эти истории можно назвать задачей? (нет условия и вопроса)
  4. Чего не хватает, чтобы они стали задачей? (числовых данных)

Составим задачи и расположим их на следующей странице нашего журнала. Ни один журнал не обходятся без рекламы. Значит и в нашем семейном журнале мы отведём ей одну страницу. Рисунок 10.

Задача 1

Фабрика «Святогор» ежедневно выпускает 30 брюк, а фабрика «Богатырь» на 10 штук меньше. Сколько брюк выпускает фабрика «Богатырь»?

Решение:

30-10=20(бр.)

Задача 2

Фабрика «Салют» ежедневно выпускает 30 муж. пальто, а фабрика «Радуга» на 10 муж. пальто больше. Сколько пальто ежедневно выпускает фабрика «Радуга»?

Решение:

30+10=40(п.)

Сейчас я изменю вопрос в задаче. Сколько всего пальто выпускают обе фабрики?

Изменится ли решение? (да).

Решение:

  1. 30+10=40 (п)- выпускает фабрика «Радуга»
  2. 30+40=70 (п)

Следующая страница "Для любознательных и находчивых"

В таблице зашифровано три слова. Разгадай их. Для этого решите примеры и используйте буквенный ключ. Какие слова у вас получились? (альбом, книга, картина). Могут ли эти 3 слова относиться к нашему уроку? Почему?

Д/з. Составить рассказ «Традиции моей семьи».