Условие 1.
Определение главной цели исследовательской деятельности. По нашему мнению это активизация обучения с переносом акцента на его исследовательский, творческий характер; а так же передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности.
Условие 2.
Исследовательская деятельность должна соответствовать интересам конкретного учащегося, его индивидуальным особенностям и проблемам его личностного развития.
Поэтому учителя, работающие в творческой группе, проводят мониторинг на основе анкетирования “Ведущие виды деятельности, интересы и наклонности ребёнка” (1,2 класс) и опросника “Карта интересов” (3,4 класс). (С.Ю. Прохорова, З.Д. Трубина, О.А.Еремеева. Работа с одарёнными детьми в сельской начальной школе полного дня // Одарённые дети и современное образование. - 2007. - № 1. - С.108.)
Условие 3.
Тема исследования должна быть интересной для самого ученика, а не для учителя, и нести познавательный заряд. В этом случае исследование превращается в увлекательный поиск. Темы исследований можно разделить на три группы (классификация А. И. Савенкова). В качестве примеров мы приводим темы исследований учащихся начальных классов за последние три года.
Фантастические | Ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. | Чем менее подготовлены к работе дети и учителя, тем чаще используются фантастические темы. | “Знакомая незнакомка (средняя
арифметическая девочка 4-г класса)”, Паршина Н.
|
Теоретические | Ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. | Более сложны и интересны в познавательном смысле, как правило, ориентированы на одарённых детей. | “Образ Бабы Яги в русских народных
сказках”, Шеверенько К. “Кто такие пограничники?”, Дмитриева М. “Зачем чистить зубы?”, Мазуренко С. |
Эмперические | Предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. | Более занимательны и доступны для большинства детей, но сложны в плане подготовки для учителя. | “Чей хвост длиннее?”, Юркова Н. “Как влияют телевизионные передачи на второклассника?”, Бурдуковский Д. “Необходимые условия для развития растений”, Ванацкая К. |
Условие 4.
Исследование не может строиться только по схеме “ребёнок – взрослый”, а может и должно использоваться во всевозможных формах урочной и внеурочной деятельности.
В нашей школе учащиеся проводят учебные исследования:
- на уроках, где используются конкретные проблемы, связанные с программным материалом (“Угадай рекордсмена”, окружающий мир, “Кто такой Серебряное Копытце? чтение, “Рейтинг частей речи”, русский язык);
- в рамках организации тематических праздников (“Масленица”, Пирогова К; “3-б и дорога”, Рыбальченко Ю; “Устройство ракет”, Асекаев А; “Говорящая азбука”, Смирнов К);
- в рамках профориентации (“Как стать издателем?”, Фёдорова К; “Как стать рекламным агентом?”, Сычёв Я; “Кто такой механик?”, Прожерин И, “Какие бывают часы?”, Юровских М);
- в рамках проведения тематических игр-путешествий (“Рыцарский роман”, коллективное исследование,1 класс; “Руслан и Людмила”, коллективное исследование, 2 класс; “Пословицы и поговорки как жанр русского народного творчества”, Макаров В);
- в рамках проведения классных научных конференций “Ужасно интересно, всё то, что неизвестно” (“Кто такой настоящий Дед Мороз?”, Юркова Н; “Чарующий мир лошади”, Ожгибесова Е).
Самые яркие, интересные работы представляются на школьной конференции “Первые шаги в науку”.
Условие 5.
Исследование помогает ребёнку в процессе диагностики собственных проблем, создаёт условия для их решения.
Наши ученики выбирали и разрабатывали такие темы, как
- “Как правильно подписать тетрадь?”, Жмур Д;
- “Почему дерутся мальчишки?”, Гукайченко Т;
- “Секреты победителя”, Андросова Д.
Условие 6.
Использование технологии “Портфолио”. Папка -портфолио в начальной школе оформляется по желанию ученика и его родителей и, как правило, имеет следующие разделы:
- коллекция работ, которая демонстрирует учебные результаты; усилия, приложенные к их достижению; прогресс в знаниях и умениях ученика по сравнению с его предыдущими результатами;
- коллекция исследовательских работ;
- коллекция творческих работ;
- выставка достижений ребенка за данный период обучения (четверть, полугодие, год).
Условие 7.
Любая исследовательская практика с детьми требует от учителя глубокой заинтересованности, постоянного поиска. В этом случае он способен увлечь детей, создать оптимальные условия для успешного решения познавательных задач. Поэтому мы считаем, что педагогу необходимо развивать в себе такие качества, как восприимчивость к новому; неординарность мышления; постоянная познавательная потребность; желание увидеть себя представленным в своих учениках.