Условия успешности исследовательской деятельности учащихся начальной школы как средство их самореализации

Разделы: Начальная школа


Условие 1.

Определение главной цели исследовательской деятельности. По нашему мнению это активизация обучения с переносом акцента на его исследовательский, творческий характер; а так же передача учащимся инициативы в организации своей познавательной деятельности.

Условие 2.

Исследовательская деятельность должна соответствовать интересам конкретного учащегося, его индивидуальным особенностям и проблемам его личностного развития.

Поэтому учителя, работающие в творческой группе, проводят мониторинг на основе анкетирования “Ведущие виды деятельности, интересы и наклонности ребёнка” (1,2 класс) и опросника “Карта интересов” (3,4 класс). (С.Ю. Прохорова, З.Д. Трубина, О.А.Еремеева. Работа с одарёнными детьми в сельской начальной школе полного дня // Одарённые дети и современное образование. - 2007. - № 1. - С.108.)

Условие 3.

Тема исследования должна быть интересной для самого ученика, а не для учителя, и нести познавательный заряд. В этом случае исследование превращается в увлекательный поиск. Темы исследований можно разделить на три группы (классификация А. И. Савенкова). В качестве примеров мы приводим темы исследований учащихся начальных классов за последние три года.

Фантастические Ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений. Чем менее подготовлены к работе дети и учителя, тем чаще используются фантастические темы. “Знакомая незнакомка (средняя арифметическая девочка 4-г класса)”, Паршина Н.

 

 

 

Теоретические Ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Более сложны и интересны в познавательном смысле, как правило, ориентированы на одарённых детей. “Образ Бабы Яги в русских народных сказках”, Шеверенько К.

“Кто такие пограничники?”, Дмитриева М.

“Зачем чистить зубы?”, Мазуренко С.

Эмперические Предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов. Более занимательны и доступны для большинства детей, но сложны в плане подготовки для учителя. “Чей хвост длиннее?”, Юркова Н.

“Как влияют телевизионные передачи на второклассника?”, Бурдуковский Д.

“Необходимые условия для развития растений”, Ванацкая К.

Условие 4.

Исследование не может строиться только по схеме “ребёнок – взрослый”, а может и должно использоваться во всевозможных формах урочной и внеурочной деятельности.

В нашей школе учащиеся проводят учебные исследования:

  • на уроках, где используются конкретные проблемы, связанные с программным материалом (“Угадай рекордсмена”, окружающий мир, “Кто такой Серебряное Копытце? чтение, “Рейтинг частей речи”, русский язык);
  • в рамках организации тематических праздников (“Масленица”, Пирогова К; “3-б и дорога”, Рыбальченко Ю; “Устройство ракет”, Асекаев А; “Говорящая азбука”, Смирнов К);
  • в рамках профориентации (“Как стать издателем?”, Фёдорова К; “Как стать рекламным агентом?”, Сычёв Я; “Кто такой механик?”, Прожерин И, “Какие бывают часы?”, Юровских М);
  • в рамках проведения тематических игр-путешествий (“Рыцарский роман”, коллективное исследование,1 класс; “Руслан и Людмила”, коллективное исследование, 2 класс; “Пословицы и поговорки как жанр русского народного творчества”, Макаров В);
  • в рамках проведения классных научных конференций “Ужасно интересно, всё то, что неизвестно” (“Кто такой настоящий Дед Мороз?”, Юркова Н; “Чарующий мир лошади”, Ожгибесова Е).

Самые яркие, интересные работы представляются на школьной конференции “Первые шаги в науку”.

Условие 5.

Исследование помогает ребёнку в процессе диагностики собственных проблем, создаёт условия для их решения.

Наши ученики выбирали и разрабатывали такие темы, как

  • “Как правильно подписать тетрадь?”, Жмур Д;
  • “Почему дерутся мальчишки?”, Гукайченко Т;
  • “Секреты победителя”, Андросова Д.

Условие 6.

Использование технологии “Портфолио”. Папка -портфолио в начальной школе оформляется по желанию ученика и его родителей и, как правило, имеет следующие разделы:

  • коллекция работ, которая демонстрирует учебные результаты; усилия, приложенные к их достижению; прогресс в знаниях и умениях ученика по сравнению с его предыдущими результатами;
  • коллекция исследовательских работ;
  • коллекция творческих работ;
  • выставка достижений ребенка за данный период обучения (четверть, полугодие, год).

Условие 7.

Любая исследовательская практика с детьми требует от учителя глубокой заинтересованности, постоянного поиска. В этом случае он способен увлечь детей, создать оптимальные условия для успешного решения познавательных задач. Поэтому мы считаем, что педагогу необходимо развивать в себе такие качества, как восприимчивость к новому; неординарность мышления; постоянная познавательная потребность; желание увидеть себя представленным в своих учениках.