Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе школы

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время проблема здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем в нашем государстве, о чем свидетельствует официальная статистика. Около 60% детей, приходящих в первый класс, имеют функциональные нарушения, приблизительно 20% - отставание биологического роста от паспортного на 2 года, а 45% детей нейропсихологически и физически не готовы к обучению и освоению учебной программы. Низкий исходный уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. Среди школьников к 1-й группе здоровья (практически здоровые) могут быть отнесены лишь приблизительно 8 %, ко второй (группа риска) - 45%, к третьей (с функциональными нарушениями) - 45% и к четвертой (с хронической патологией) – 12%. Всё более тревожная информация поступает из инновационных школ (гимназии, лицеи, специализированные школы) с усложненными учебными планами и программами, где общая заболеваемость в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах, а 35% шестиклассников таких учебных заведений нуждаются в стационарном лечении. К концу учебного года проявление повышенной невротизации отмечаются больше чем 50% у учащихся школ. В создавшемся положении заметное значение имеют вредные пристрастия: уровень алкоголизации среди мальчиков-подростков в 11 регионах России колеблется от 72 до 92 %, а среди девочек - от 80 до 94%. Отсутствие знаний по культуре здоровья и/или пренебрежение здоровьем ведут к тому, что 40% школьников не знают, что такое здоровый образ жизни, 85% - не занимаются физической культурой и спортом, около 50% (преимущественно подростков и старшеклассников) уже пробовали наркотики, в 45 раз возросла заболеваемость сифилисом у юношей и девушек 14-16 лет. В конечном итоге оказывается, что темы возрастания смертности в подростковом возрасте сравнимы с этим показателем для возрастной группы 65-70 лет!

В период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4-5 раз, и в результате только 6-8% выпускников общеобразовательной школы могут считаться здоровыми, 50% имеют морфофункциональную патологию, а 42% - хронические заболевания. Налицо деградация молодого поколения страны, и вместо свойственной предыдущим десятилетиям акселерации в настоящее отмечается децелерация (обратный процесс), так что за последние годы количество низкорослых в этом контингенте населения возросло в 20 раз! Специалисты ЮНЕСКО и ВОЗ в начале 90-х годов исследовавшие уровень жизнеспособности различных наций и государств по пятибалльной шкале, оценили этот показатель для России в 1,4 балла - это уровень, ниже которого и начинается необратимая деградация страны. Низкое качество здоровья выпускников школы самым непосредственным образом сказывается на производственном потенциале и обороноспособности страны.

Еще одним важным следствием низкого уровня здоровья молодежи является всё возрастающая доля детей, рождающихся с врожденными нарушениями. Так, по мнению специалистов, в последнее десятилетие ежегодный прирост числа новорожденных с наследственной патологией таков, что, если не остановить эту тенденцию, то к 2030 году для их обучения обычные школы уже будут не нужны, а потребуются лишь специальные школы для детей с дефектами развития! В настоящее время накапливается все больше данных, показывающих, что решение вопроса о здоровье учащейся молодежи – это проблема прежде всего педагогическая.

Практика все настойчивее убеждает в том, что здоровье – категория не медицинская, медицинской категорией является болезнь. Здоровье – показатель резервов жизнедеятельности, жизнеспособности человека как сложного целостного существа. Такие резервы формируются в результате образования. Необходимо отметить, что в федеральном законе “Об образовании”, устанавливающем социальные гарантии реализации прав граждан на образование, отмечается: “Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников”. И далее: “Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом данного образовательного учреждения”. К сожалению, декларируемое законодательно право каждого обучающегося на обеспечение здоровья в образовательном учреждении не подкрепляется практически. На наш взгляд, это во многом обусловлено тем, пока наше образование слабо ориентировано на воспитание у человека приоритета здоровья как одной из важнейших человеческих ценностей. В результате же за свое обучение ребенок, учащийся платит исключительно дорогую цену.

Неслучайно поэтому на слушаниях Государственного собрания Российской Федерации в 1996 году, были приведены данные, позволившие парламентариям прийти к выводу о том, что нынешнее состояние системы образования в России является одним из главных факторов, угрожающих национальной безопасности страны. Несмотря на то, что на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, гигиенических, экологических и других факторов, ведущими, форсирующими различные предпатологические и патологические состояния специалисты считают условия воспитания и обучения. Отсюда становится понятным, что от того, насколько учебно-воспитательная нагрузка адекватна возрастным и познавательным возможностям детей, во многом зависит их развитие, психическое и физические благополучие. Вместе с тем, именно условия школьного обучения и воспитания в настоящее время рассматриваются одним из основных факторов риска здоровья учащихся. Неслучайно поэтому многие ученые и педагоги считают, что пока в отечественном образовании, несмотря на декларируемую его “гуманизацию”, образовательная среда все еще опасна для здоровья ребенка.

К факторам риска здоровья учащихся в образовании следует отнести такие обстоятельства, как перегрузка учебных планов; авторитарно-продуктивный стиль обучения, ведущий к диктату педагога и делающий школьника пассивным потребителем информации, а не заинтересованным участником образовательного процесса; психология взаимоотношений ученик-учитель и ученик-ученик, гиподинамия, отсутствие в обучении учета индивидуально-типологических особенностей учащихся, низкий уровень культуры поведения, слабо поддающийся контролю объем заданий для самостоятельной работы и т.д. С этих позиций снижение показателей уровня здоровья в процессе обучения следует рассматривать как вполне закономерное явление, а воспитание культуры здоровья на всех этапах обучения должно проходить красной нитью через весь образовательный процесс.

Сегодняшняя ситуация в школе должна рассматриваться через два приоритетных принципа: “Не навреди” и “Ребенок – это личность”. Такая позиция определяет совершенно новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в школе. Подбор объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемого материала в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося – одно из главных и обязательных требований к любой образовательной технологии, определяющей характер ее влияния на здоровье учащегося. Однако сделать это в школе очень сложно по ряду объективных причин. Личностно-ориентированная здоровьесберегающая образовательная среда может быть полноценно сформирована лишь только в случае использования системы ресурсов, необходимых для ее эффективного функционирования.

В нашей школе используется комплексная система воздействия, составляющими которой являются разнообразные средства (ресурсы), необходимые для потенциального формирования и развития личностно-ориентированной здоровьесберегающей образовательной среды, которая включает в себя следующие компоненты:

  • здоровьеобразовательная деятельность для учащихся;
  • здоровьесберегающая деятельность педагогических работников;
  • здоровьеохранная административно-хозяйственная и инспекционно-контрольная деятельность школы;
  • медико-реабилитационная деятельность медицинских специалистов.

Целью здоровьеобразовательной деятельности является формирование у учащихся знаний, умений и навыков о здоровье, здоровом образе жизни и основах обеспечения жизнедеятельности.

Здоровьесберегающая деятельность педагогических работников с целью осуществления образовательного процесса на основе здоровьесберегающих подходов:

  • дифференцированное обучение;
  • внедрение личностно-ориентированных образовательных технологий.

В школе здоровьесберегающая деятельность педагогических работников заключается в следующем:

  • рациональное распределение учебной нагрузки в течение урока, в четверти, в учебном году;
  • применение приемов здоровьесберегающих образовательных технологий;
  • организация двигательного режима на уроке: физкультминутки, эмоциональная и мышечная релаксация, возможность перемещения по классу, смена статической позы на динамическую, профилактика зрительного утомления и др.;
  • во внеурочной деятельности организованы подвижные игры на переменах, внеклассные спортивные мероприятия, общешкольные соревнования и Дни Здоровья, самостоятельные занятия физкультурой;
  • осуществление мер по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся через изучение и использование в своей работе приемов начальной школы (игротерапии, музыкотерапии, цветотерапии, дыхательной гимнастики, профилактики общего и зрительного утомления, эффективного проведения динамических пауз и др.);
  • систематическая работа по профилактике употребления ПАВ и формированию установки на ЗОЖ;
  • индивидуальное повышение квалификации педагогов по здоровьесбережению.

Целью здоровьеохранной административно-хозяйственной и инспекционно-контрольной деятельности в школе является создание здоровьесберегающей образовательной среды:

  • в рамках программы развития школы разрабатана и внедряется подпрограмма “Здоровье”;
  • обеспечение учебной мебелью в соответствии росто-возрастным особенностям обучающихся;
  • организация рационального питания учащихся;
  • организация двигательного режима (увеличение времени на перемены, включение в режим дня динамической перемены, организация внеклассных спортивных секций и кружков);
  • организация работы групп корригирующей гимнастики и лечебной физкультуры, спецмедгрупп;
  • организация повышения квалификации педагогических кадров по внедрению в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
  • организация практико-методических спецкурсов по проблеме здоровьесбережения для педагогических работников школы;
  • стимулирование осуществления исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в области здоровьесбережения (Водолазский Владислав, “Это всё о нем, о витамине С” (секция медицины); Илюхина Татьяна, “Мониторинг исследования табакозависимости среди старшеклассников” (секция экологии) – региональный уровень, II место, ноябрь 2007 г.);
  • обобщение педагогического опыта работы по здоровьесбережению;
  • организация прохождения педагогическими работниками углубленных медицинских осмотров.

С целью сохранения и укрепления здоровья учащихся в школе работает служба медико-социального сопровождения осуществляющая медико-реабилитационную деятельность по двум направлениям: медико-педагогическая и медико-биологическая реабилитация.

Система медико-педагогической реабилитации включает:

  • медицинское обеспечение дифференциации и индивидуализации образования;
  • медицинский контроль за физическим воспитанием;
  • санитарно-просветительскую поддержку школьных мероприятий, направленных на формирование у учащихся активной позиции в выборе здорового образа жизни;
  • работу лектория для родителей “Мы выбираем здоровье”.

Система мер медико-биологической реабилитации включает:

  • санитарно-гигиенический контроль в ОУ;
  • прививочная работа;
  • диспансеризация и медицинский контроль за физическим развитием учащихся;
  • профилактическое лечение витаминами;
  • противорецидивное лечение детей с хронической патологией по средствам физиотерапии.

Школа работает в условиях полного дня (8:30 – 18:00). Во второй половине дня работает группа продленного дня. Набор помещений создает условия для изучения образовательных учебных дисциплин, а также дополнительных предметов по выбору обучающихся. Школа располагает набором помещений для спортивно-оздоровительной работы с детьми (2 современно оборудованных зала, тир), рекреации озеленены. Создана возможность выбора спортивно-физкультурных и досуговых занятий с учетом интереса каждого учащегося и его состояния здоровья. Организованно, наряду с дотационным, горячее питание, а для детей, посещающих ГПД, трехразовое горячее питание учащихся.

Режим “школы полного дня” обеспечен значительным количеством часов двигательной активности, спортивными занятиями, динамическими часами на свежем воздухе, в ГПД обязателен сон для первоклассников.

Расписание основных предметных часов составлено с учетом чередования интеллектуальной активности, напряжения и релаксации. Интеллектуально активные часы чередуются с интеллектуально пассивными или разгрузочными, перемежаясь психологическими паузами.

Одной из важных особенностей деятельности школы является комплексная оздоровительная работа с учащимися с учетом их состояния (профилактические курсы простудных и вирусных заболеваний; организация физиотерапевтических процедур (тубус-кварц); ежегодная противогрипповая вакцинация; формирование мотивации к здоровому образу жизни).

Подводя итог, хочу сказать, что общеобразовательная школа не только обучает, на мой взгляд, ее основная задача – формирование личности физически, социально и нравственно здоровой, интеллектуальной и гуманной, интеллигентной и воспитанной, умеющей аналитически мыслить, видеть и решать проблемы. Из личностей состоит общество. Если школа выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российской общество будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным. А выполнить сможет при соблюдении ряда условий, основным из которых является наличие финансирования.

Опыт работы школы по данной проблеме был обобщен на августовской конференции работников образования города Омска.