Логопедическое заключение: Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Этап: Автоматизация звука в словах, предложениях, в связной устной речи.
Цели:
- образовательные: развитие импрессивной (понимание) и экспрессивной (воспроизведение) стороны речи; расширение активного словарного запаса словами-признаками; воспитание звуко-буквенного анализа; учить детей отгадывать загадки; понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; воспроизводить словесный материал близко к тексту.
- коррекционные: автоматизация звука «Л»; развитие зрительно-двигательной координации; целенаправленности внимания; произвольной памяти; мелкой моторики рук, диафрагмального дыхания, голоса.
- воспитательные: воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям, позитивного отношения к исправлению речевого дефекта.
Оборудование: индивидуальные зеркала, фотографии артикуляционных упражнений, лоточки с деталями для аппликации, игры для дыхательной и пальчиковой гимнастики, разрезные азбуки, магнитофон.
Ход занятия.
I. Орг. момент. Сегодня к нам на занятие пришли гости.
1. Знакомство с гостями.
- Чьё имя начинается на звук З ? – Здравствуйте, меня зовут Зариф. Чьё имя начинается на звук К ? – Здравствуйте, меня зовут Ксюша.
- Чьё имя начинается на звук И ? – Здравствуйте, меня зовут Илья.
- Чьё имя начинается на звук С ? – Здравствуйте, меня зовут Саша.
- А как зовут меня? – Вас зовут Ольга Анатольевна.
2. Психологический настрой. Чем мы занимаемся на логопедических занятиях? (Дети хором отвечают.)
Говорим всегда красиво, смело и неторопливо!
Вспоминаем обязательно, что учили на занятиях!
( Дети садятся на стульчики)
- Вспомните, какое сейчас время года? Какое время года было до зимы? Какое время года будет после зимы? (Дети дают полные ответы.)
Сегодня мы поговорим о зиме.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика (с опорой на фотографии артикуляционных упражнений).
«Хоботок» | Подражаю я слону: | И на место возвращаю. |
Губы «хоботком» тяну | Губы не напряжены | |
А теперь их отпускаю | И рассла-а-бле-ны … | |
«Лягушки» | Вот понравится лягушкам: | И нисколько не устану! |
Тянем губы прямо к ушкам! | Губы не напряжены | |
Потяну - и перестану, | И рассла-а-бле-ны … | |
«Сердитый язык» | С языком случилось что-то: | Вытолкнуть за губы! |
Он толкает зубы! | Он на место возвращается | |
Будто хочет их что-то | И чудесно расслабляется. |
- Отгадайте, какай звук я вам хочу сказать: Губы улыбаются, кончик узкого языка упирается в верхние зубы. Воздух плавно выходит из ротика. Голосовой моторчик работает, гудит, как пароход?
- Сегодня на занятии мы будем чётко произносить звук Л.
Голосовая гимнастика.
Покажите долгие, тихие гудки парохода: Л-Л-Л-Л; долгие, громкие гудки: Л-Л-Л-Л, опять долгие, тихие : Л-Л-Л-Л.
Покажите короткие, громкие гудки парохода: Л, Л, Л.
III . Отгадывание загадок.
- Перед вами лежат лоточки. Что лежит перед вами? (даётся полный ответ).
- В лоточках лежат картинки-отгадки. Что лежит в лоточках?
Отгадайте, пожалуйста, загадки:
Лежало одеяло мягкое, белое. Солнце напекло, одеяло утекло.
- Эта загадка о снеге.
- Одеяло какое? – Одеяло мягкое, белое,
- Значит снег какой? - Снег мягкий, белый.
(Дети дают полные ответы)
Кто зимой холодной ходит злой, голодный?
- Эта загадка о волке.
- Какой зимой ходит волк? (холодной)
- Какой волк? (злой, голодный)
- У волка чья голова? хвост? ухо? лапы? (волчья, волчий, волчье, волчьи)
Колкую, зелёную срубили топором. Колкая, зелёная к нам приходит в дом.
- Эта загадка о ёлке.
- Какая ёлка? (колкая, зелёная)
- Почему ёлка колкая?
- Когда ёлка к нам приходит в дом?
- Какая ёлка у нас на Новый год? (новогодняя)
- Чем украшают новогоднюю ёлку?
- Какими игрушками наряжают ёлку? (ёлочными)
- Покажите самую высокую ёлку, самую низкую ёлочку. Возьмите среднюю ёлку. Давайте сделаем её новогодней, нарядим её ёлочными игрушками.
Упражнение для мелкой моторики рук. (На каждую ветку картонной ёлки дети одевают разноцветные заколки для волос в виде прищепочек - цветов )
-Какая у вас получилась новогодняя ёлка? (красивая, нарядная, блестящая)
Угли пылают – совком не достать. Ночью их видно, а днём не видать.
- Эта загадка о звёздах.
Какие звёзды, если их видать? (яркие)
В голубой станице девица круглолица. Ночью ей не спится – в зеркало глядится.
- Эта загадка о луне.
- Какая луна? (круглая, жёлтая)
3. Работа с разрезной азбукой.
- В каких словах – отгадках вы услышали звук Л? (волк, ёлка, луна)
- Выложите эти слова из букв разрезной азбуки.
- На каком месте по счёту стоит буква Л в этих словах?
IV . Физминутка.
- Послушайте магнитофонную запись (звук ветра, вьюги). Какие звуки вы услышали: речевые или неречевые?
Ветер дует нам в лицо. ( Махи руками к лицу.)
Закачалось деревцо. (Наклоны туловища вправо – влево.)
Ветерок всё тише, тише. (Медленное приседание.)
Деревцо всё выше, выше.( Медленное вставание на носочки, руки вверх.)
Дыхательная гимнастика.
- Покажите, как дует ветер? (Вдох через нос, долгий выдох через рот. Контроль рукой, лежащей на животе.)
- Покажите зимнюю вьюгу. ( Игра для выработки длительного выдоха. Дети дуют через трубочки на бумажные белые кружки-снежинки, находящиеся в прозрачной пластиковой коробке. Вдох через нос, долгий выдох через рот. Контроль рукой, лежащей на животе)
V .Игра «Сложи картинку».
1. - Послушайте, какую картину я видела. Она мне очень понравилась.
Наступила холодная зимняя ночь. Земля укуталась белым, мягким снегом. Слева растёт высокая ёлка, а справа низкая ёлочка. Между ёлками ходит злой, голодный волк. На тёмном небе светит жёлтая луна и сияют яркие звёзды.
2. Давайте сложим такую же картину.
- Для картины нам понадобится лист картона. Какого цвета картон? ( С одной стороны белого, а с другой – чёрного.)
- Наступила холодная зимняя ночь… Какой стороной мы положим лист картона? ( - Мы положим картон чёрной стороной.)
- Земля укуталась белым, мягким снегом… Укутайте и вы землю белым, мягким снегом. Куда нужно положить снег?
( - Снег нужно положить вниз. Дети кладут картонные полоски с наклеенной ватой. )
- Слева растёт высокая ёлка, а справа низкая ёлочка… Вспомните, где лево, а где право и положите правильно ёлки.
- Между ёлками ходит злой, голодный волк… Положите и вы злого, голодного волка между ёлками.
- На тёмном небе светит жёлтая луна и сияют яркие звёзды… Положите круглую, жёлтую луну в верхний правый угол.
Звёзды равномерно разложите по небу.
3. - А теперь возьмите клей и приклейте все детали картины на картон, чтобы ваша красивая картина «не сломалась».
( Логопед включает спокойную музыку. Дети наклеивают детали – отгадки на лист картона.)
VI . Посмотрите, какие красивые картины получились у вас! Давайте расскажем, что же вы видите?
1. Я начну, а вы мне поможете (по цепочке), чётко произносите звук Л.
Наступила … . Земля укуталась … . Слева растёт ... , а справа … . Между ёлками ходит … . На тёмном небе светит … и сияют … .
2. Описание картины 1 -2 мя детьми по очереди.
VII . Итог занятия.
- Сегодня мы с вами составляли по описанию картину и затем сами её описывали. Молодцы, вы так старались! Отнесите свои картины домой и подарите кому-либо (мамам, бабушкам, папам дедушкам или братьям, сёстрам). Дома опишите её тому, кому подарите.
- Выучите по одной загадке, а завтра загадайте их ребятам из своего класса. Чтобы ребята вас поняли и смогли отгадать ваши загадки, чётко произносите звук Л. ( Загадки проговариваются с каждым ребёнком: Зарифу – о волке, Саше – о снеге, Илюше – о луне, Ксюше – о ёлке.)
(Логопед заранее написал детям в тетради эти загадки.)
- Занятие окончено. Всем спасибо. До свидания.
Используемая литература.
Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. Москва «Просвещение» 1993г.