Статья "Проектная деятельность учащихся на уроках литературы как условие обеспечения качества обучения на старшей ступени школьного образования"
Одним из самых проблемных предметов в общеобразовательной школе
является литература. В настоящее время многие учащиеся считают, что
предметные знания по литературе не имеют практической ценности, а
значит, прикладывать усилия для приобретения этих знаний не надо.
Преподаватели литературы сталкиваются с нежеланием детей читать
художественные произведения, включенные в школьную программу,
заучивать наизусть стихи и прозаические отрывки, неумением
оценивать прочитанное, выделять главное и, в конечном итоге,
неумением вообще говорить о прочитанном.
Современные информационные технологии позволяют учащимся составить
представление о том или ином произведении по краткому пересказу, но
такое «изучение» литературы не позволяет ребенку мыслить,
формировать и формулировать свое мнение, видеть и понимать красоту
слова, повышать свой культурный уровень, овладевать ключевыми
компетенциями. Значит, нельзя говорить о качественном обучении
данному предмету.
Мы считаем, что учащиеся должны иметь высокое качество знаний по
данному предмету. Репродуктивные методы обучения не позволяют
достичь такой цели, необходимы новые, продуктивные методики и
технологии, одной из них является проектная деятельность
на уроках литературы.
Метод проектов предполагает, что учащиеся самостоятельно
приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения
постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий -
проектов.
Процесс приобщения к проектной деятельности должен носить
этапный характер и заключаться в создании условий для реализации
метода проектов на уроках.
1 этап – ознакомительный,
2 этап – подготовительный,
3 этап – деятельностный.
1 этап – ознакомительный.
Первый урок в учебном году – это урок
ознакомления учащихся с новыми методами, формами, условиями работы
в старших классах. Необходимо:
- ввести понятия «проектная деятельность», «учебный проект»,
«продукт»;
- объяснить цели и задачи внедрения метода проектов в учебную
деятельность
- объяснить структуру проекта: проблема – проектирование
(планирование) – поиск информации – продукт – презентация –
портфолио.
- познакомить с основными требованиями к проекту:
1 наличие значимой в исследовательском, творческом плане
задачи,
2 практическая, теоретическая, познавательная значимость
предполагаемых результатов,
3 самостоятельная деятельность учащихся (сами планируют
деятельность, подбирают литературу, распределяют работу
в группах),
4 структурирование содержательной части проекта,
5 использование исследовательских методов.
- познакомить с комплексом разработанных на весь учебный год
уроков.
Второй урок – мониторинг на владение
понятийным аппаратом, понимание целей и задач проектной
деятельности, знание структуры проекта, а также проведение
диагностики отношения к предмету.
2 этап – подготовительный.
Третий урок.
Объяснение «пошаговой» технологии работы над проектом.
1. Подготовка проекта.
а) изучение предложенной проблемы,
б) формулировка проблемы,
в) определение целей и задач проекта,
г) составление плана работы,
д) составление рабочего графика,
е) определение и распределение обязанностей в группе,
ж) разработка системы оценки проекта.
2. Реализация проекта.
з) составление предложений по проекту,
и) корректировка в ходе реализации проекта.
3. Итоги работы над проектом.
к) анализ результатов работы над проектом,
л) презентация проекта.
Четвертый урок.
Знакомство с формами продуктов проектной деятельности и видами
презентаций проектов.
Продукты проектной деятельности: анализ данных
социологического опроса; атлас, карта; видеофильм; выставка;
газета, журнал; музыкальное произведение; мультимедийный продукт;
постановка ; праздник; система школьного самоуправления; учебное
пособие; экскурсия; справочник; коллекция; костюм; модель, прогноз,
социальный проект и т.д.
Презентации учебных проектов могут быть проведены в
виде деловой игры, демонстрации видеофильма, игры с залом,
инсценировки исторического события, научной конференции,
пресс-конференции, путешествия, рекламы, ролевой игры, спектакля,
телепередачи, экскурсии, спортивной игры и т.п
3 этап – деятельностный,
Пятый урок.
Разработка критериев оценивания проектов. За
основу можно взять следующие критерии:
1.Качество доклада: композиция, полнота представления работы,
подходов, результатов, аргументированность. Убедительность и
убеждённость.
2. Объём и глубина знаний по теме (предмету), эрудиция,
межпредметные связи.
3.Педагогическая ориентация, культура речи, манера. Использование
наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало,
удержание внимания аудитории.
4.Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность,
дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия
темы и сильных сторон работы.
5.Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение,
стремление к достижению высоких результатов, готовность к
дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность,
контактность.
Определение заданий по первому уроку-проекту.
Распределение по группам (группы могут быть постоянными или
меняться в зависимости от целей и задач урока). Определение
руководителей групповых проектов. Работа в группах по подготовке
проекта.
В 10-м классе для изучения предлагается 15 тем, в соответствии с
этим можно запланировать следующие уроки-проекты:
Урок 1 «Стилевые процессы в русской
литературе».
ЦЕЛИ: 1. Систематизация теоретических знаний по теме.
2. Формирование исследовательских и коммуникативных навыков.
Домашнее задание по группам (4 группы): подготовить презентацию по
темам «Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм в зарубежной
и русской литературе»
ПРОДУКТ: обобщающая таблица.
УРОК 2. Язык в комедии А.С.Грибоедова «Горе от
ума».
ЦЕЛИ: 1.Показать богатство, красочность, афористичность языка в
комедии.
2.Формировать исследовательские и коммуникативные навыки.
Домашнее задание: Выписать из текста «крылатые» слова и выражения
(работают 4 группы в соответствии с количеством действий).
Объяснить их смысл в тексте комедии и возможность применения в
современных условиях, используя книгу Н.С.Ашукина, М.Г.Ашукиной
«Крылатые слова».
ПРОДУКТ: конспект.
УРОК 3. «Примите исповедь мою: себя на суд вам
отдаю…»
(Автор в романе «Евгений Онегин»)
ЦЕЛИ: 1.Определить роль автора в романе и охарактеризовать его.
2.Формировать умение анализировать текст.
Домашнее задание: Составить таблицу по роману «Евгений Онегин»: в
правом столбце лирические отступления, в левом – сюжетные
коллизии.
4 группы учащихся анализируют отступления и определяют характерные
черты автора.
ПРОДУКТ: таблица – анализ текста, сочинение-рассуждение «Читая
Пушкина, можно великолепным образом воспитать в себе человека»,
сочинение-эссе «Мой Пушкин».
Урок 4. Печорин – типичный представитель своего
времени.
Система двойников в романе.
ЦЕЛИ: 1.Доказать, что Печорин – типичный представитель своего
времени
путем сопоставительного анализа.
2.Формировать исследовательские и коммуникативные навыки.
Домашнее задание: Работа с текстом по группам (4 группы). Подбор
материала по образам: Печорин, Грушницкий, Вернер, Вулич.
ПРОДУКТ: таблица.
Урок 5. «Живые души» в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые
души».
ЦЕЛИ: 1.Проверить гипотезу: Чичиков, помещики, чиновники –
«мертвые
души», крестьяне – «живые».
2.Формировать исследовательские и коммуникативные навыки.
Домашнее задание: Работа в группах по тексту (4 группы – каждая
работает по двум главам, исключить 7, 8, 10 главы): выбрать
упоминания о крестьянах, проанализировать материал, сделать
вывод.
ПРОДУКТ: список «живых душ».
Урок 6. Обломов и Штольц в романе И.А.Гончарова
«Обломов».
ЦЕЛИ: 1.Определить социальные и общечеловеческие причины гибели
Обломова.
2.Совершенствовать исследовательские навыки.
Домашнее задание: Исследование текста по группам (4 группы):
детство, отрочество, юность, молодость Обломова и Штольца.
ПРОДУКТ: цитатный план-схема, позволяющий провести сопоставительный
анализ, минисочинение.
Урок 7. А.Н.Островский на театральной
сцене.
ЦЕЛИ: 1.Доказать актуальность театра А.Н.Островского в наши
дни.
2.Формировать творческие умения.
Домашнее задание: Просмотр пьес А.Н.Островского в нескольких
театрах. Создание по группам рекламных проспектов для каждого
спектакля.
ПРОДУКТ: презентация рекламного проспекта.
Урок 8. Базаров – новый герой в русской
литературе XIX века.
ЦЕЛИ: 1.Доказать, что в романе И.С.Тургенева показан тип нового
русского
человека.
2.Научить систематизировать материал.
Домашнее задание: Работа с текстом по вопросам: взгляды Базарова и
Кирсановых на а) классы, б) принципы, в) народ, г) русский язык, д)
живопись, е) поэзию, ж)общественные институты, з) любовь.
ПРОДУКТ: таблица, план к сочинению.
9 урок. Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.
ЦЕЛИ: 1.Показать сатирическую направленность сказок.
2.Формировать исследовательские и коммуникативные умения.
Домашнее задание: Работа в группах. Знакомство со сказками по
темам:
1 о помещиках и мужиках («Дикий помещик», «Как один мужик двух
генералов прокормил»)
2 о правителях («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)
3 о типах людей («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»)
ПРОДУКТ: презентация сказок по темам.
Урок 10. Художественное своеобразие поэмы «Кому на
Руси жить хорошо?»
ЦЕЛИ: 1.Выявить фольклорную направленность поэмы, найти жанры
фольклора
2.Формировать исследовательские и коммуникативные навыки.
Домашнее задание: Работа в группах. Найти
изобразительно-выразительные средства: 1 гр.- сказки, 2 гр.-
былины, 3 гр.- были, 4 гр.- песни, 5 гр.- притчи, 6 гр.- пословицы,
поговорки, приметы, народный театр.
ПРОДУКТ: конспект.
Урок 11. Своеобразие поэтического творчества
Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
ЦЕЛИ:1.Показать своеобразие лирики поэтов.
2.Формировать умение анализировать, систематизировать материал
и
оформлять его в виде книги.
Домашнее задание: Знакомство с лирикой Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Работа в группах (формируются по желанию) – создание сборников
стихов, оформление.
ПРОДУКТ: сборники стихов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.
Урок 12. Суд над Раскольниковым.
ЦЕЛИ: 1.Научить писать сочинение-рассуждение на заданную тему.
2.Формировать умение выстраивать аргументы в логической
последовательности.
Домашнее задание: Работа в группах. 1 группа (адвокаты) находит в
тексте аргументы в защиту героя, 2 группа (прокуроры) находит
доказательства его виновности , 3 группа в соответствии с текстом
объясняет позицию Раскольникова (последнее слово подсудимого), 4
группа (судьи) выносит приговор. Знакомство с образцами речи
адвоката, прокурора, судьи.
Подготовка речей.
ПРОДУКТ: речь обвинителя, защитника, судьи, обвиняемого.
Урок 13. По страницам великой жизни.
ЦЕЛИ: 1.Создать представление о Л.Н.Толстом - человеке и
писателе.
2.Формировать умение работать с дополнительной литературой.
Домашнее задание: Работа в группах. 1 группа (комментаторы) создает
хронологическую таблицу жизни и творчества. 2 группа (архивисты)
анализируют дневниковые записи и пишут аналитическую статью. 3
группа (искусствоведы) готовят рассказ о портретах писателя (работы
Репина, Ге, Крамского). 4 группа (смекалистые) составляют викторину
или тест о Л.Н.Толстом.
ПРОДУКТ: таблица, статья, викторина.
Урок 14.Русский национальный характер в повести Н.С.Лескова
«Очарованный странник».
ЦЕЛИ: 1.Подготовиться к сочинению.
2.Формировать умение систематизировать материал.
Домашнее задание: Найти в тексте цитаты, характеризующие персонажа.
Определить черты характера.
ПРОДУКТ: план к сочинению.
Урок 15. Вечные образы и сквозные темы в русской
литературе XIX века.
ЦЕЛИ: 1.Доказать, что русская литература XIX века продолжает и
развивает
традиции литературы предшествующих периодов.
2.Формировать умение систематизировать полученные знания.
Домашнее задание: Заполнить таблицу.
|
Автор, произведение. |
Герой. |
Героиня. |
Темы произведений. |
ПРОДУКТ: обобщающая таблица.
Список литературы.
- Активные формы преподавания литературы.Сост. Альберткова Р. И. – М.,1991.
- Бычков А.В.Метод проектов в современной школе. – М. 2000.
- Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. – 2000. - №9.
- Горлицкая С.И. История метода проекта.//vio.fio.ru/vio 03/cd site/Articles/art 4 4.htm
- Качурин.М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы .М., 1988.
- Котряхов Н.В. Деятельностный подход к педагогическому процессу в общеобразовательной школе.// Вестник Вятского гос. гуманитарного университета. – 2004. - №10.
- Кропанёва Г. Технология метода проектов при обучении истории. (Из опыта работы Вятской гуманитарной гимназии.
- Лебедева Л.И., Иванова Е.В.Метод проектов в продуктивном обучении. – ШТ. №5 .2002.
- На путях к методу проектов. // Под ред. Б.В.Игнатьева, М.В.Крупениной. – М. 1935.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. – 2000 - №7.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Е.С.Полат/ М.2000.
- Пахомова Н.Ю.Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М. 2003.
- Переверзев Л. Проектный подход и требования к учителю //Школа и производство. – 2002. - №1. –с.14-16.
- Полат Е.С. Как рождается проект. - М.1995.
- Проекты как способ организации детской жизни. - Ханты – Мансийск, 2002. научно-практическое пособие. /Под ред. Л.А.Шипилиной./ - Омск: изд-во ОмГПУ, 2004.
- Слободчиков В.И. Инновационное образование. // Школьные технологии. – 2005. - №2.
- Филимонов А.А., Гам В.И. Организация проектной деятельности. – Омск. – 2005.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.// Директор школы. – 1998. - №3.
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., 1979.
- Шнипова А.Р. Метод проектов на уроках литературы. - Курган, 2005.