Музыкально-образные представления обобщают впечатления ранее слышанной музыки, отдельных элементов ее звучания. В процессе обучения музыке образ-представление выполняет познавательную, эмоционально- экспрессивную, регулирующую функции в разных видах музыкальной деятельности. Использование в современной педагогике полимодальных музыкально-образных представлений позволяет детям гармонично развивать и накапливать музыкально-образный, музыкально-языковый тезаурус.
Особенно ярко взаимодействие разных сенсорных систем репрезентации проявляется в условиях применения метода синтеза искусств.
Поэтому главной целью авторской методики является формирование полимодальных музыкально-образных представлений на основе синтеза искусств через активизацию индивидуального образного восприятия музыки с последующим воплощением их образных представлений в различных видах деятельности: в пластическом интонировании; в вокальном, инструментальном исполнении музыки; образном рассказе о прослушанном музыкальном произведении, в рисунке.
Следует отметить, что в основу экспериментального обучения нами были положены такие принципы музыкального образования, как:
- принцип развивающего обучения;
- принцип индивидуального подхода в обучении;
- принцип опоры на образное восприятие музыки, на конкретно- чувственное освоение действительности, присущее ребенку;
- принцип тематического построения занятий;
- принцип образно-игрового вхождения в музыку и другие.
Следовательно, возникла необходимость в разработке таких методов, с помощью которых было бы возможно развить у младших школьников полимодальные музыкально-образные представления. Например, в работе с учениками, у которых визуальные представления являются доминирующими, применялись методы и приемы, развивающие слуховые и кинестетические представления. Тем самым музыкально-образные представления учащихся постепенно расширялись до уровня полимодальных.
Итак, в качестве примера, назовем лишь некоторые методы и приемы обучения, способствующих актуализации и эффективному развитию музыкально-образных представлений определенной сенсорной модальности:
Методы и приемы, развивающие слуховые представления:
- пение и исполнение музыкального произведения или его фрагмента по слуховому образцу (показ педагога, использование звукозаписи);
- перемежающееся пение (несколько тактов поет учитель, затем мелодию подхватывают ученики);
- пение канонов; пение с механическим аккомпанементом; пение по цепочке;
- вокальная или инструментальная импровизация в форме игр, предложенных Баренбоймом: "Эхо", "Дразнилка", "Вопрос-ответ";
- игра-упражнение на развитие умения слышать фактуру в музыке, предложена Ю.Б. Алиевым;
- ритмодекламация (Н.Н.Гришанович) - это метод, который позволяет применить накопленный детьми опыт и умения выразительного речевого интонирования в слушательской деятельности, внося в нее, таким образом, исполнительское начало.
Кинестетические методы:
- организация движений детей под музыку - этот в вид деятельности хорошо описан в работах Н.А.Ветлугиной, К.В.Тарасовой и др;
- метод пластического интонирования;
- метод музыкальных зеркал Коэн;
- синтез музыки и танца Айседоры Дункан;
- метод уподобления характеру музыки О.П. Радыновой, реализуется через приемы мимического, моторно-двигательного, тактильного, сенсорного уподобления;
- задания, направленные на активизацию музыкально-кинестетических представлений: услышать резонанс отдельного звука в различных частях собственного тела; дышать вместе с дыханием музыки; настроить свой сердечный пульс на частоту музыкальной пульсации; двигаться "внутренним пением" за звучащей мелодией (методы, предложенные Н.В. Сусловой);
- пластическая импровизация - метод, помогающий учащимся с помощью выразительных жестов, мимики, пантомимы отображать характер звучащей музыки, ее образную палитру.
Визуальные методы и приемы:
- метод музыкально-графической синестезии Б.Г. Галеева;
- рисование картинок, отражающих музыкально-образные представления;
- рисование линии движения мелодии в виде "кривой осциллографа";
- отображение музыки в форме панно из цветных лоскутков;
- создание цветовой гаммы произведения (метод, предложенный Н.Н. Гришанович) и другие.
Методы, развивающие полимодальные музыкально-образные представления:
- метод перекодирования - выражение музыкального образа в различных знаковых системах средствами музыкально - пластического интонирования, изобразительного искусства, художественного слова;
- сочетание восприятия звуковысотных, ритмических свойств музыки с восприятием графики, мультипликации, образных пояснений, картин, рисунков (компьютерные технологии);
- метод создания композиций (Горюнова Л). Это могут быть композиции в виде драматизации и инсценирования песен, композиции музыкально-литературные с привлечением произведений изобразительного искусства и др.;
- метод художественных обобщений, основанный на ассоциативном синтезе (тождество и контраст) произведений музыкального, изобразительного искусства и литературы;
- метод создания художественного контекста, предполагающий соединение разных видов искусства в едином художественном действии;
- метод эмоциональной драматургии, позволяющий учителю воздействовать на образную сферу ребенка через построение урока в художественной форме на основе синтеза искусств;
- музыкальные праздники (декорации, костюмы, движения и танцы под музыку), костюмированные концерты, музыкальные спектакли;
- музыкальные игры, привносящие в исполнение музыки элементы драматизации;
Данная методика предусматривала проведение групповых занятий со школьниками в кабинете музыки, в компьютерном классе, в школьной картинной галерее.
Первый этап предусматривал развитие музыкально-образных представлений младших школьников с помощью компьютерных технологий. Основной целью было создание условий для активизации сознательного музыкально-образного восприятия у школьников. Важнейшей задачей - целенаправленная активизация музыкально - образного восприятия у младших школьников пространственно-временных соотношений в музыке: звуковысотных, ритмических.
Данная задача осуществлялась посредством упражнений и заданий занимательного, творческого характера, выполняемых с помощью компьютеров. В ходе занятий специально программировались ситуации, настраивающие каждого ученика на образное восприятие звуковысотных, ритмических особенностей музыки с последующим воплощением образов на экране компьютера.
Буквально с первых занятий мы пытались заинтересовать школьников с помощью многочисленных творческих заданий, связанных с графическим изображением музыкальных образов на экране компьютера, их звуковой иллюстрацией, богатой цветовой палитрой, литературным сюжетом и т.д.
Целенаправленный анализ звуковысотных, ритмических особенностей музыки в предлагаемых упражнениях и творческих заданиях способствовал формированию осмысленных музыкально-слуховых (образных) представлений.
Учитывая то обстоятельство, что в образной сфере индивидуума доминируют представления определенной сенсорной модальности (зрительные, слуховые и кинестетические), а также то, что представления имеют разные уровни сенсорной полноты (мономодальные, бимодальные и полимодальные), мы пришли к выводу, что формирование музыкально-образных представлений будет протекать наиболее успешно на основе привлечения синтеза искусств. При этом особенно важно для решения этой сложной задачи использовать различные виды деятельности на уроке: вокальное и инструментальное исполнительство, пластическое интонирование, рисование, образные рассказы о музыке и т.д. Кроме того, актуализация синтеза искусств должна неизбежно расширить рамки применения компьютерных технологий и разнообразных собственно музыкально-педагогических средств воздействия.
Наблюдения показывают, что многократные попытки подбора детьми нужного звука в сочетании его со словесными характеристиками (эмоционально - образный словарь), с подбором определенных цветовых оттенков для характеристики того или иного звука - способствуют быстрому закреплению слухового представления звуковысотного направления мелодии, ритмического, осознанного, даже на первых занятиях, воспроизведения голосом отдельных звуков.
Несмотря на то, что не всеми учениками была достигнута чистота интонирования восходящей и нисходящей мелодии, мы отметили, что дети, в процессе усвоения данного упражнения, научились:
- самостоятельно сравнивать звуки по высоте звучания;
- выделять нужный звук из комплекса других звуков;
На следующем этапе экспериментального исследования формирование музыкально-образных представлений школьников осуществлялось на основе актуализации синтеза искусств - музыки, живописи и литературы.
Знакомство с выразительными средствами различных видов искусства, подчеркивающими образное содержание того или иного музыкального произведения, предполагало:
- создание обогащенной художественной среды (например, классной галереи с постоянно меняющейся экспозицией в соответствии с темой урока; дополнительных сенсорных стимулов, позволяющих активизировать образные представления учащихся; посещение концертов, театров, встречи с художниками, музыкантами, поэтами и т.д.);
- подбор музыкального материала с учетом видов музыкальной деятельности учащихся на уроке, а также произведений по изобразительному искусству, литературе.
Результаты проведенного урока оказались убедительными: дети продемонстрировали свое умение анализировать, сопоставлять, давать собственную оценку той или иной образной картине музыкального произведения; проявили осмысленность в передачи образного содержания музыки в исполнительской музыкальной деятельности, а также в своих рисунках, картинах, афишах.