Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Луг — природное сообщество"

Разделы: Начальная школа


Форма: деловая игра (заседание клуба экологических проблем)

Тип: комбинированный

Цели:

  1. Проверить и систематизировать знания детей по теме «Лес – природное сообщество (разнообразие организмов, составляющих сообщество, взаимосвязи)», познакомить учащихся с животным и растительным разнообразием лугов, их приспособленность к условиям обитания; продолжить формирование первичных экологических представлений (взаимосвязи, цепи питания, природное сообщество);
  2. Развивать познавательные интересы учащихся в области естественных наук; умения устанавливать взаимосвязи в окружающем мире и на этой основе делать обобщения, строить речевые высказывания;
  3. Воспитывать любовь к природе своего края, бережное отношение, умения контроля и самоконтроля в условиях работы в группах.

Оборудование: вывеска клуба, эмблемы у каждого учащегося, таблички с названием команд «ботаники», «зоологи», «экологи», схема «Лесные этажи», таблички с названиями растений, таблички с названиями основных групп животных, карточки для составления цепей питания, иллюстрированный материал по теме «Луг», гербарий.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

– Здравствуйте, уважаемые коллеги. Приветствую Вас на очередном заседании клуба экологических проблем. Заранее назначенный учащийся читает повестку заседания клуба:

    1. Итоги работы по теме: «Лес – природное сообщество».
    2. Исследование по теме: «Является ли луг природным сообществом?»
    3. Задание к следующему заседанию.

II. Проверка д/з.

Переходим к п. 1 нашего плана работы.

а) задание группе ботаников:

– Расположите карточки с названиями растений по лесным этажам

сосна ель дуб лиственница
клен береза осина рябина липа
орешник крушина калина волчье лыко
ландыш земляника кислица копытень
мох лишайник подосиновик подберезовик

б) задание группе зоологов:

– Записать представителей каждой группы животных из числа обитателей леса

насекомые земноводные пресмыкающиеся птицы звери
жук-короед лягушка ящерица сова белка
тля   уж дятел лиса
гусеницы   гадюка поползень лесная мышь
бабочки     сорока лось
муравьи     синица рысь
жук-усач     клест волк
жук-долгоносик     свиристель олень
    чечетка кабан
божья коровка     сойка медведь
    кукушка барсук
        ежик
        куница
        бурундук

Вопрос. Как влияет расположение растений в лесу по ярусам на среду обитания животных?

Например: каждая птица имеет квартиру на своем этаже. На первом и втором (травы, цветы, мох ) гнездятся рябчики, глухари, тетерки. На третьем этаже (кусты и молоденькие деревья ) вьют гнезда большинство певчих птиц: горихвостки, синицы, пеночки, зорянки. Четвертый этаж (кроны больших деревьев) – жилье для дятлов, соек, сорок, клестов. А на пятом этаже (верхушки елей, сосен, дубов) селятся иволги, крупные хищные птицы: ястребы, совы, филины.

в) задание группе экологов:

– Составьте цепи питания

листья дерева – гусеница – муравьи – медведь

кора дерева – жук-короед – дятел – ястреб

ягоды земляники – улитка – лягушка – уж – еж – лиса

(все карточки с изображением или названием составляющих цепи питания даются детям вперемежку)

Вопрос. Какие взаимоотношения складываются в природном сообществе лес?

(открывается запись на доске)

  1. Поедание растений животными.
  2. Поедание животных животными.
  3. Опыление растений животными.
  4. Распросранение семян растений животными.
  5. Разложение отмерших частей растений и животных в почве микробами.
  6. Использование полезных веществ почвы растениями.[2]

(учащиеся приводят примеры к каждому пункту, участвуют все группы)

Вывод: Все обитатели леса взаимосвязаны, поэтому лес - природное сообщество.

III. Работа над новым материалом

а) – Переходим к следующему вопросу нашего заседания. Цель работы – установить, является ли луг природным сообществом.

б) Эвристическая беседа.

Растения

– Как правило, луга располагаются вблизи рек, ручьев и других водоемов. Такие луга называются влажными.

Вопрос. Где на территории Ростовской области могут располагаться влажные луга?

(Вблизи рек Дон, Западный Маныч, Сал, Северский Донец, Егорлык, Мечетка, а также искусственных прудов и водохранилищ.)

– Встречаются луга и на более сухих землях, такие луга называются сухими. Травяной покров влажного луга густой, расстилается пышный цветочный ковер с сочными листьями. В более сухих местах растительность имеет более плотные, жесткие листья и стебли, цветы неяркие, корни ползучие.

Вопрос. Почему? (Растения испытывают недостаток влаги.)

Открывается запись на доске:

Влажный луг Сухой луг
герань тимофеевка луговая
ромашка-поповник (нивяник) гвоздика-травянка
ромашка аптечная лисохвост луговой
донник ежа сборная
колокольчик пырей
чина луговая костер
одуванчик  
клевер  

– Все эти растения можно встретить на лугу и на территории Зерноградского района. Когда-то Подонье называли Диким полем или Великим Лугом. Ведь в далеком прошлом территория нашей области представляла собой сплошной травяной покров.

Животные.

– Крупные животные на лугу не живут.

Вопрос: Почему? (Им негде прятаться)

– А вот мелких животных множество, и больше всего насекомых.

Вопрос: Какие представители насекомых могут встретиться на лугу? Воспользуйтесь иллюстрацией учебника.

– На лугу обитает множество насекомых: бабочки, пчёлы, шмели,

стрекозы.

Заглянем в почву, там бурлит жизнь: можно увидеть дождевых червей, личинки насекомых. Жуки-навозники

уносят помет животных в свои норы, а жуки-могильщики закапывают в почву мертвых птиц и зверьков. Таким образом, почва на лугу обогащается перегноем. На лугу можно встретить жаб

и лягушек.

Вопрос: Как они приспособились к жизни на лугу? (Прячутся в траве, питаются насекомыми, имеют защитную окраску).

– Среди луговых птиц можно встретить коростеля,

белую трясогузку,

перепела,

чибиса.

Вопрос: Как вы думаете, чем питаются птицы луга? Где они устраивают гнезда? Как приспособились к наземному гнездованию? ( Питаются насекомыми и семенами растений, устраивают гнезда на земле, в траве и маскируют их, яйца имеют маскировочную окраску)

– Можно обнаружить на лугу следы деятельности крота

– кротовины (выбросы земли), норки грызунов – мышей

и полевок. А еще на территории нашей области живет самое маленькое млекопитающее – землеройка,

вес ее 3 грамма, а ест столько, что если бы мы ели, как она, то съедали в день 100 кг.

Вопрос: Как млекопитающие приспособились к жизни на лугу? (Обитают в норах, питаются насекомыми, растениями и их семенами).

– Мы познакомились с разнообразием растений животных луга.

IV. Закрепление.

А) Задание группе ботаников:

– Перед вами гербарий клевера и пырея. Определить, где растение сухого, а где влажного луга. Доказать свое мнение. В случае отсутствия гербария можно воспользоваться рисунками:

Б) Задание группе зоологов:

– Рассмотрите изображение кузнечика.

Как он приспособился к жизни на лугу?

В) Задание группе экологов:

– Приведите примеры взаимоотношений, которые мы выделили при изучении природного сообщества лес, но уже для луга.

– Отсюда мы можем сделать вывод: Луг – природное сообщество.

V. Домашнее задание:

– учить материал учебника по теме: «Луг – природное сообщество»;

– выполнить зарисовку «Донской пойменный луг»; [4]

– сообщения о животных луга (по желанию).

VI. Подведение итогов урока

– Координаторы групп назовут результаты работы каждого члена своей группы.

ЛИТЕРАТУРА

    1. Энциклопедия для детей. Птицы и звери. Москва, изд-во «Аванта+», 2002.
    2. Н. Н. Попова. Изучение природных сообществ в курсе природоведения. Журнал «Начальная школа», № 9-10/1992., с.36.
    3. В. Танасийчук. Энтомология в картинках. Москва, 1980.
    4. Детский экологический журнал «Лазорик», №1/1997. Ростов-на-Дону, изд-во «Молот».
    5. В. В. Петров. Растительный мир нашей Родины. Москва «Просвещение», 1991.