Основная задача обучения математике в школе - обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.
Для активизации познавательной деятельности учащихся и поддержания интереса к математике вводится данный курс «Занимательной математики», способствующий развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм.
В детстве ребенок открыт и восприимчив к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. У каждого из них есть способности и таланты, надо в это верить, и развивать их.
Девизом всех занятий могут служить слова:
« Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. » Э. Кант.
Цели обучения.
- Развитие логического и алгоритмического мышления.
- Создание ситуации « погружения» в нетрадиционные задачи.
- Выработка навыков устной монологической речи.
- Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.
Организация учебных занятий.
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.
Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума,
оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Методы и приемы обучения.
- Укрупнение дидактических единиц в обучении математике.
- Знакомство с историческим материалом по всем изучаемым темам.
- Иллюстративно-наглядный метод, как основной метод всех занятий.
- Индивидуальная и дифференцированная работа с учащимися.
- Дидактические игры.
Требования к математической подготовке.
В результате изучения курса «Занимательная математика» учащиеся должны иметь представления о различных системах исчисления и о пространственных фигурах, уметь решать числовые ребусы и мозаики, различного вида занимательные задачи, разгадывать магические квадраты и кроссворды, иметь навыки быстрого счета.
Содержание программы.
1.Числа и вычисления (8 ч.).
Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Числовые ребусы. Магические квадраты.
2.Геометрические фигуры (5 ч.)
Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.
3.Ребусы. Кроссворды (5 ч.)
Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.
4.Логические задачи (8 ч.)
Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.
5.Решение задач (8 ч.)
Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.
Тематическое планирование.
Номер занятий | Содержание занятий | Количество часов |
I. Числа и вычисления. | 8 часов | |
1. | Греческая и римская нумерация. | 1 час |
2. | Индийская и арабская система исчисления. | 1 час |
3. | Древнерусская система исчисления. | 1 час |
4. | Правила и приемы быстрого счета. | 1 час |
5. | Конкурс «Кто быстрее сосчитает». | 1 час |
6. | Знакомство с числовыми ребусами. | 1 час |
7. | Решение и составление числовых ребусов. | 1 час |
8. | Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел». | 1 час |
II.Геометрические фигуры. | 5 часов | |
9. | Треугольник, задачи с треугольниками. | 1 час |
10. | Четырехугольники. Геометрические головоломки. | 1 час |
11. | Знакомство с пространственными фигурами. | 1 час |
12. | Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур. | 1 час |
13. | Заключительное занятие «Занимательная геометрия». | 1 час |
III.Ребусы. Кроссворды. | 5 часов | |
14. | Знакомство с принципами их составления. | 1 час |
15. | Решение и составление ребусов. | 1 час |
16. | Знакомство с кроссвордами. | 1 час |
17. | Составление и решение кроссвордов. | 1 час |
18. | Конкурс на лучший ребус и кроссворд. | 1 час |
IV.Логические задачи. | 8 часов | |
19. | Знакомство с числовыми мозаиками. | 1 час |
20. | Составление и решение числовых мозаик. | 1 час |
21. | Решение и составление задач со спичками. | 1 час |
22. | Головоломки со спичками. | 1 час |
23. | Знакомство с принципом Дирихле. | 1 час |
24. | Решение задач на принцип Дирихле. | 1 час |
25. | Решение задач на принцип Дирихле. | 1 час |
26. | Заключительное занятие «Математический КВН». | 1 час |
V.Решение задач. | 8 часов | |
27. | Решение занимательных задач. | 1 час |
28. | Решение шутливых задач. | 1 час |
29. | Задачи от противного. | 1 час |
30. | Задачи на движение. | 1 час |
31. | Задачи на движение по реке. | 1 час |
32. | Задачи на бассейны. | 1 час |
33. | Старинные задачи. | 1 час |
34. | Вечер «Занимательная математика». | 1 час |
6 класс
«Занимательная математика».
Содержание программы.
1. Системы исчисления(7ч)
Десятичная система счисления (1ч). Двоичная система счисления (3ч). Восьмеричная система счисления (2ч).
2. Делимость чисел (8ч).
Признаки делимости на 4,6,7,8,11.(3ч) Нахождение НОД и НОК способом Евклида (2ч). Решение задач на нахождение НОК и НОД чисел (2ч).
3. Элементы теории множеств и математической логики (6ч)
Понятие множества, пустое множество, подмножество (1ч)
Пересечение множеств (1ч). Объединение множеств (1ч).
Вычитание множеств (1ч). Счетные и несчетные множества (1ч).
4. Элементы комбинаторики и теории вероятности (9ч)
Перестановки (1ч). Выборки (1ч). Размещение (1ч). Сочетания (1ч). Случайные события (1ч). Класс определенной вероятности событий (3ч).
5. Решение задач (4ч)
Тематическое планирование.
Содержание занятий | Кол-во часов | |
I Системы исчисления | 7ч | |
1. | Десятичная система счисления | 1ч |
2. | Двоичная система счисления | 1ч |
3. | Перевод из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления | 1ч |
4. | Практическое занятие по переводу в двоичную систему исчисления | 1ч |
5. | Восьмеричная система счисления | 1ч |
6. | Перевод из восьмеричной в десятичную систему счисления | 1ч |
7. | Заключительное занятие «Системы исчисления» | 1ч |
II Делимость чисел | 8ч | |
8. | Признаки делимости на 4,6,8 | 1ч |
9. | Признаки делимости на 7 и 11, 13 | 1ч |
10. | Признаки делимости на 2-11 | 1ч |
11. | Нахождение НОД по Евклиду | 1ч |
12. | Нахождение НОД и НОК чисел | 1ч |
13. | Решение задач на НОК и НОД | 1ч |
14. | Решение задач на НОК и НОД | 1ч |
15. | Заключительное занятие по теме делимость чисел | 1ч |
III Элементы теории множеств | (6ч) | |
16. | Понятие множества, пустое множество, подмножество | 1ч |
17. | Пересечение множеств | 1ч |
18. | Объединение множеств | 1ч |
19 | Вычитание множеств | 1ч |
20. | Счетные и несчетные множества | 1ч |
21. | Заключительное занятие «Элементы теории множеств» | 1ч |
IV Элементы комбинаторики и теории вероятности |
8ч | |
22. | Перестановки | 1ч |
23. | Выборки | 1ч |
24. | Размещение | 1ч |
25. | Сочетания | 1ч |
26. | Случайные события | 1ч |
27. | Классическое определение вероятности событий | 1ч |
28. | Решение задач на определение вероятности событий | 1ч |
29. | Решение олимпиадных задач по теории вероятности | 1ч |
30. | Заключительное занятие по теме | 1ч |
V Решение задач | 4ч | |
31. | Задачи на работу | 1ч |
32. | Задачи на бассейны | 1ч |
33. | Старинные задачи 1ч | 1ч |
34 | Заключительное занятие «Математический КВН» | 1ч |