Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе гимназии

Разделы: Администрирование школы


Сегодня новые современные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, становятся важнейшим инструментом модернизации школы в целом - от управления до обучения и обеспечения доступности образования.

В век информационных технологий выпускник гимназии, как будущий житель информационного общества, должен уметь реализовать способности и успешно организовать свою деятельность, чему несомненно будут способствовать знания, умения, навыки в области современных информационных технологий, применение их в профессиональной деятельности.

Педагогический коллектив нашей гимназии, работая в режиме исследовательской деятельности с 2001 года начал изучать возможности внедрения ИКТ в образовательную деятельность.

Вначале небольшая часть педагогов прошла обучение по теме «Информационные технологии в образовании» при Томском Государственном университете, затем было спланировано обучение большей части педагогов. На сегодня 92% педагогов прошли курсы повышения квалификации по информационным технологиям на базе Федерации Интернет-образования, ТГУ, ТГПУ и имеют соответствующие сертификаты.

Работая над проектом по созданию системы информатизации образовательного процесса в гимназии, направленной на повышение качества образования, педагогический коллектив начал вести поиск форм, методов, подходов использования ИКТ не только в учебной деятельности на уроке, но и во внеучебной. В настоящее время ИКТ применяется практически во всех сферах деятельности гимназии: учебной деятельности, внеклассной работе, мониторинге и управлении.

Если говорить о начальной школе, то следует отметить, что в 2005-2006 начальная школа гимназии перешла на новый РБУП 2004года. По данному учебному плану «Информатика и информационно-коммуникативные технологии» направленные на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности изучаются с 3 класса в качестве учебного модуля «Технология».

На сегодня в гимназии созданы определенные условия для внедрения ИКТ в образовательный процесс:

  1. педагогический коллектив работает над общей инновационной темой «Разработка и апробация системы образовательного процесса в гимназии»;
  2. в рамках работы над темой успешно работают проблемно-творческие группы педагогов;
  3. простроена совместная научно-методическая работа с Институтом дистанционного обучения ТГУ по вопросам применения ИКТ в образовательной деятельности;
  4. наработан опыт педагогов гимназии по применению ИКТ в образовательной деятельности и успешно внедрен среди педагогов гимназии;
  5. разработаны:
    а) методические рекомендации по использованию ММК (1-4 классы);
    б) выпущен практико-ориентированный сборник «Урок с компьютером»;
    в) педагогами кафедры начального образования созданы сборники «Уроки с использованием ММК» и «Применение ИКТ в образовательном процессе»
    д) создан банк видео уроков с применением ИКТ по всем предметным областям;
    е) наработан опыт проведения телеконференций, уроков на две распределенные аудитории.

Сегодня 68% педагогов системно применяют информационные технологии для различных видов деятельности обучающихся, в процессе урока

Работая в режиме проектной деятельности, творческая группа педагогов начальных классов начала работать над проектом по созданию учебно-методического комплекса для обеспечения расширенного содержания образования на базе новых информационных технологий. Идея адаптивного обучения с использованием компьютерных технологий легла в основу создания мультимедийных курсов для начальной школы, разработку которых осуществила творческая группа учителей начальных классов гимназии № 56 города Томска под руководством Института дистанционного образования Томского государственного университета (ИДО ТГУ), а потом подключились и педагоги старших классов.

В итоге совместной деятельности были созданы следующие мультимедийные курсы (ММК): «Русский язык», «Культура речи и общения», «Обществознание», «Путешествие в конструирование», «Математика», «Логика», «Естествознание» и др.

Все ММК ориентированы на систематизацию знаний учащихся начальных классов, формирование у них элементарных навыков самообразования, способствующие развитию познавательного интереса и усилению учебной мотивации.

Каждый курс содержит оригинальные авторские решения. Тем не менее, все курсы имеют ряд общих моментов, что делает их удобными в использовании. Они построены с учетом психофизиологических особенностей детей младшего школьного возраста, рассчитаны на зрительное и слуховое восприятие.

В результате апробации комплекта курсов, разработаны методические рекомендации к использованию ММК в учебном процессе. В данное время создается банк видеоуроков и конспектов к ним.

Созданные электронные учебные пособия были апробированы в учебном процессе. Результаты апробации показали, что использование современных информационных технологий в учебном процессе позволяют повысить качество учебного материала, усилить образовательный эффект, создает дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность повысить степень адаптивности учебного восприятия обучающихся, предельно индивидуализировать обучение и ускорить процесс формирования навыков самообразования.

В настоящее время внедряется множество новых форм проведения уроков с использованием компьютерных технологий. Одной из таких форм является распределенный урок в режиме он-лайн. Это урок, который ведет один педагог одновременно на две аудитории. Общение происходит посредством веб-камер в режиме видеоконференции. У данной технологии большие возможности:

Проведение уроков не только из учебного кабинета, но и из аудитории недоступной детям;

Возможность получения информации от первоисточника;

Повышение квалификации и обмен опытом педагогов.

С большим интересом в настоящее время педагоги гимназии осваивают новое интерактивное оборудование. Использование на уроках интерактивной доски и системы голосования открывают перед учителем новые возможности и позволяют заинтересовать обучающихся.

Эффективность использования ИКТ в образовательном и воспитательном процессах гимназии постоянно анализировалась посредством проведения различных мониторинговых исследований: наблюдений, собеседований, анкетирования педагогов и обучающихся.

Анализ данных исследований говорит о достаточной эффективности применения ИКТ в гимназическом образовании.

Преимущества использования ИКТ:

  1. Делают обучение более эффективным;
  2. Способствуют индивидуализации обучения;
  3. Повышается мотивация обучения;
  4. Активизируется познавательная деятельность учащихся;
  5. Обеспечивается оперативность и объективность контроля;
  6. Дают педагогу возможность для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся;
  7. Облегчает деятельность педагога и создают эффективную обратную связь;
  8. Способствуют развитию у учащихся продуктивных функций и психических процессов;
  9. Повышается интерес к изучаемому предмету.