В настоящее время отсутствует целостная система профессиональной практической подготовки молодых специалистов, наблюдается консерватизм педагогического профессионального мышления педагогов или инновации отдельных специалистов и пассивность самих молодых специалистов, что становится тормозом в проникновении новых технологий в процесс становления специалистов, готовых работать в современных социокультурных условиях общества. Эти и другие проблемы замедляют выстраивание и создание инновационной профессионально-образовательной системы становление молодого специалиста в профессионала.
В связи с этим была сформулирована главная цель — создание районного совета молодых учителей – логопедов открытого типа для специалистов, начинающих работу в системе образования. Для этого, мы проанализировали аналитический опыт в создании различных форм повышения квалификации, которые бы включали в себя: анализ образовательной ситуации, социального окружения, инновационных процессов и состава педагогических кадров, готовых к применению новой формы становления молодого специалиста.
В результате работы сформировалась система, основанная на деятельности, сущность которой заключается в продумывании идеального характера действий и её нацеленность на появление профессиональных новообразований в будущем. В процессе работы молодые специалисты ставили перед собой задачи, планировали и решали их, осуществляя контроль своих действий и оценку своего результата, сами определяли свою индивидуальную образовательную траекторию. Основными задачами сформированной системы было создание единого духовно-педагогического пространства, способного обеспечить условия для нравственного и профессионального развития, а также эмоционального благополучия молодого специалиста, перекликающаяся, с общей концептуальной идеей Методического объединения учителей – логопедов района.
Проблемы, с которыми столкнулись в процессе создания системы профессиональной подготовки молодых учителей – логопедов:
- как определить те нормы, которые должны быть соблюдены при определении профессионализма как субъективных представлений о молодом специалисте и объектированные правила достижения целей и ценностей педагога- профессионала;
- как научить молодого педагога относиться к своей деятельности как к идеальному продумыванию того, что должно быть представлено в ежедневной практике;
- как донести до молодых специалистов, осуществляющих образовательный процесс, что в процессе становления профессионала изменяется взгляд на такие понятия как “специалист” и “профессионал”, т. к. в новых условиях обществу нужен не исполнитель — специалист, а деятель — инициатор активности;
- как научить молодого педагога процессу мыслительного действия, результатом которого является личность ребенка, педагога и социальная значимость профессиональной деятельности;
- как осуществлять деятельность и учитывать при этом следующие условия: ориентацию на коммуникацию и взаимодействие с другими профессионалами, социальным окружением; рефлексию различных форм собственного существования как профессионала на различных уровнях.
Работа, проводимая с молодыми специалистами обусловила поиск новых вариативных форм профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста с отклонениями в психофизическом развитии.
Система профессиональной подготовки молодых учителей – логопедов требует обязательного учета определенных принципов:
- работы посредством деятельности, т. е. смещения акцентов с вопроса “Что делает субъект?” на вопрос “Как он это делает?”;
- перехода от парадигмы трансляции знаний к парадигме выращивания способностей через “коммуникативную трансляцию”;
- разработки алгоритма действия с полноценным профессиональным содержанием;
- построения системы сотрудничества между представителями различных направлений педагогики, способной работать посредством деятельности;
- перехода от логики оформления процесса к оформлению через “образовательное место”;
- интеллектуализацию и рафинирование принципов деятельности в логике собственного движения.
Созданная система профессиональной подготовки молодых учителей – логопедов на рабочих местах требует постоянного совершенствования, что позволяет улучшать качество работы молодых специалистов, направляющая их на создание современного обеспечения учебно-воспитательного процесса для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии.
Все выше сказанное наиболее полно и емко отражается в приведенной нами ниже схеме:
Профессиональная подготовка молодого педагога
Используемая литература:
- Васильева B.C., К вопросу о подготовке специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, Челябинск, 2002г.
- Кушнер А.И. Система управления проектированием образовательной сферы образовательного учреждения, Ростов – на – Дону , 2002г.
- Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения, М.2002г.
- Разуван Е.И., Повышение профессиональной готовности дефектолога к реализации коррекционной деятельности, М. 2002г.
- Селегененко С.Н. О создании программы повышения квалификации педагогов, работающих в системе интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии, Красноярск 2002г.
- Тарадаева Е.В. К проблеме становления командной формы работы в системе повышения квалификации педагогов и воспитателей дошкольного специального образования, Красноярск 2002г.