Методические рекомендации по использованию краеведческого материала при решении текстовых задач

Разделы: Начальная школа


Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует формированию диалектико-материалистического понимания природы, расширяет кругозор, связывает математику с окружающей действительностью. Текстовая задача, содержащая конкретные данные из окружающей действительности, практики, должна помочь обучающимся использовать подобные сведения в любых жизненных ситуациях. Только в таком случае школьники начинают осознавать роль математики в жизни и убеждаться в необходимости знаний по этому предмету для удовлетворения практических нужд.

Одно из основных требований к текстовым задачам – это наличие в содержании познавательного материала. Отсутствие его в тексте задачи отрицательно скажется на понимании роли математики в познании окружающей действительности, на развитии умения применять знания на практике и осуществлять связь с жизнью, на воспитательном значении текста задачи. Следовательно, отражение в текстовых задачах конкретной жизненной ситуации следует считать обязательным дидактическим принципом обучения. Однако реализовать этот принцип в учебнике математики невозможно из–за различных национальных, географических и производственных специфик того или иного микрорайона. На самом деле, мышление, культура, кругозор, интересы детей, проживающих в городе, отличаются от соответствующих качеств сверстников, проживающих в селе, хотя их способности к восприятию того или иного материала одинаковы, если исходить из накопленного ими жизненного опыта. Другими словами, один и тот же пример или задача, на основе которой разъясняется то или иное понятие, может восприниматься ребёнком не одинаково, так как реальное содержание текста задачи может оказаться близким к условиям одного из них, но менее близким к условиям другого. Отсюда и различный уровень восприятия и усвоения одной и той же темы, предусмотренной программой и учебником, в различных местах расположения школы. Именно поэтому следует обратить особое внимание на принцип краеведения в процессе обучения математике. От учителя, его умения и мастерства переделать материал, изложенный в учебнике, и подобрать примеры из окружающей действительности зависит качество усвоения материала детьми. Примеров много: это задачи-расчёты, информация о животном и растительном мире, выработке продукции, достижениях передовиков производства и т.д. – вот неполный перечень краеведческого материала для составления текстов задач, если та или иная задача в учебнике по своему содержанию мало характерна для данных условий города или села.

При подборе и составлении текстовой задачи нужно исходить из той функции, которую выполняет задача в учебнике в качестве основной. Если задача решается в момент усвоения нового материала, в момент объяснения новой темы, то содержание текста обязательно должно быть взято непосредственно из окружения ребёнка и включать в себя понятные слова или выражения, чтобы ребёнок мог сосредоточить внимание на математической стороне вопроса.

Например, к теме “Сложение многозначных чисел” на переднем плане приведена задача № 481, где требуется найти расстояние от Бреста до Иркутска по железной дороге, проходящей через Москву – Свердловск – Новосибирск. Задача подобрана хорошо, сопровождается рисунком. Однако если исходить из обучающей роли, то содержание текста этой задачи для одних территорий можно считать подходящим, а других нет. Учитель, исходя из этих соображений, для объяснения темы может вместо этой задачи предложить задачу, отражающую местный цифровой материал, а задачу № 481 решить на этапе закрепления. Для обучающихся Омского региона можно взять направление: Тара – Омск – Называевск с указанием расстояний между этими городами по железной дороге.

Такая деформация основной задачи способствует повышению активности мышления обучающихся (реальные данные им пригодятся в жизни) и не влияет на функцию основной задачи. Конечно, учитель должен заранее готовиться, иметь реальные данные, чтобы в нужный момент изменить текст задачи. Замена задачи учебника своей задачей не должна вести к изменению дидактической функции оригинала, математическая суть её должна быть сохранена. А что касается вычислительных навыков, то от замены одних чисел другими вычислительные навыки не пострадают.

Вопрос об адаптации содержания задачи к условиям ребёнка – задача нелёгкая. Здесь нужно и сохранять замысел авторов учебника, и придерживаться тех же дидактических функций. И было бы неплохо, если коллектив учителей (на секции, методическом совещании и т.д.) предварительно провёл бы работу по использованию задач с краеведческим цифровым материалом, рассмотрев не только используемый цифровой материал, но и методику его реализации.

Такой творческий подход к текстовым задачам помог бы приблизить обучение математике к жизни и сделать его увлекательным; раскрыть роль учебника как необходимого источника познания; учить ребёнка применять знания на практике, в различных жизненных ситуациях; повышать качество знаний, умений и навыков обучающихся независимо от места расположения школы.

Познавательный краеведческий цифровой материал, такой, как протяжённость рек местного характера, площади территорий, протяжённость территориальных границ села (города, района), нормы выработки, расстояния и т.д., даёт возможность дополнить задачи учебника своими не только на этапе усвоения нового материала, но и на этапе его закрепления. Если обучающиеся решали задачи из учебника на встречное движение или пропорциональное деление, то было бы интересно составить и решить ряд задач такого вида, используя цифровые данные местного характера. Причём эти данные, одни и те же количественные отношения могут быть использованы учителями в различных классах с учётом программного материала. Например, от Называевска до Исилькуля 70 км, от Исилькуля до Омска 60 км, От Омска до Калачинска 80 км. Такие данные познавательны, обучающиеся могут обратиться к ним в любой жизненной ситуации. Эти цифровые данные можно использовать при решении задач на разностное сравнение, увеличение и уменьшение числа на несколько единиц в прямой и косвенной форме, пропорциональное деление, нахождение двух чисел по двум разностям и т.д. Задача на встречное движение: “Из Калачинска и Называевска одновременно вышли навстречу друг другу два автобуса и встретились через 6 часов. Каково расстояние между этими городами, если скорость одного из этих автобусов равна 60 км/ч, а скорость другого автобуса – 65 км/ч?”

Такие задачи составляются вместе с учащимися при закреплении материала.

Целенаправленная работа по составлению текстовых задач на местном цифровом материале, собранном учащимися или учителем, снимает неуверенность ребёнка в своих математических способностях, ликвидирует формализм в знаниях, связывает математику с окружающей жизнью, а это и есть одна из основных задач обучения математике.