Информационная карта
- Полное название проекта:
Актуальность проекта
Лето для детей - это разрядка накопившегося за год напряжения, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творчества, совершенствование личностных возможностей, время открытий, игр, творческого труда. Задача педагогов и родителей – сделать это время для ребят интересным и незабываемым, ведь в воспитании каникул не бывает. Нередко родители забывают о том, что именно в летний период, период отпусков, появляется уникальная возможность сближения с детьми не только в хозяйственных делах, но и в совместном семейном творчестве, расширении кругозора. Лето - время укрепления семейных традиций.
Во время обсуждения предстоящей летней оздоровительной кампании администрацией школы и членами общешкольного родительского комитета было предложено организовать летний лагерь для детей и родителей. По данным социологического опроса, проведенного среди учащихся и родителей школы, 89% школьников хотели бы провести летние каникулы вместе с родителями, 64% родителей также готовы уделить своим детям больше внимания. Приложение 1. Анкетирование выявило также основу сотрудничества детей и взрослых в условиях лагеря – театральное искусство.
Выбор родителей и детей данной темы профильной смены летнего лагеря - не случайность. В школе уже более 10 лет существует театр “Наш современник”, в постановках которого заняты педагоги, учащиеся и родители. На протяжении этих лет были осуществлены следующие театральные постановки: “Свадьба в Малиновке”, “Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца”, “Мальчишки из города N”, спектакль “Женитьба Бальзаминова”, “Зощенко улыбается”, “Русские богини”, “В гостях у М. Булгакова”, “ Пережиток прошлого”, отрывок из спектакля “ А зори здесь тихие”, “Гроза” и др.
Учитывая возросшую активность детей и желание родителей принимать участие в организации театральных постановок, в школе была организована работа литературного салона “Лира”. В 2005 году проект “Школьный театр” занял призовое место в региональном конкурсе социальных проектов. Многие артисты школьной труппы задействованы в постановках районного народного театра.
Профильная смена предназначена для творчески активных учащихся, призёров областных, районных и школьных конкурсов художественно – эстетического направления и их родителей. При желании возможно участие в жизни лагеря бабушек и дедушек. К реализации проекта привлекаются дети 10 – 12 лет. В этот период развития ребенок переживает кризис. Некоторые дети очень шумны, крикливы, очень подвижны, невнимательны, другие, наоборот, зажаты, излишне робки, плаксивы, капризны. Но в этот момент объединяет их одно - желание играть, играть в игрушки, в игры, в театр. Для всех них очень важна чуткость, понимание и поддержка со стороны значимого взрослого. Именно проект “Семья + театр” в этих условиях становится той “спасительной гаванью”, которая дает ребёнку счастье общения почувствовать и познать свою личность, а также пройти через все, чтобы обрести себя.
Проект реализуется в течение 14 дней, причем сроки обозначены с учетом максимального “выпадания” на смену выходных дней для того, чтобы и работающие родители могли стать участниками смены. В данном случае от имени районного координационного совета по организации летнего отдыха и оздоровления детей и молодежи направляются письма руководителям организаций и ведомств о временном освобождении от работы родителя или сокращении его рабочего дня без удержания заработной платы. При таком планировании также предоставляется возможность включения в проект всех членов семьи в выходные дни.
Проект профильной смены “Семья + театр” - это продолжение и развитие традиций школы, это союз единомышленников, т.к. единомыслие - обязательное условие коллектива творчества театра. Дети и взрослые, увлечённые театром, активно общаются с природой, могут сделать любой выбор для самореализации в творческой деятельности, обретают друзей и обмениваются театральным опытом.
Цель проекта: создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный совместный отдых детей и их родителей, развитие интереса к совместному творчеству.
Задачи:
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение воспитательного потенциала семьи, активное включение родителей в процесс социального воспитания детей.
- Повышение исполнительской и зрительской культуры участников проекта.
- Формирование интереса участников к установлению деловых взаимоотношений со сверстниками на заданную (театральную) тему.
- Укрепление духовного и физического здоровья детей и взрослых.
- Расширение краеведческих знаний.
- Поиск новых методов и форм организации совместной каникулярной жизнедеятельности детей и родителей.
Ресурсное обеспечение реализации проекта
1. Кадровые условия предполагают участие в реализации проекта всех структур воспитательно-образовательной деятельности. Педагогический состав лагеря и обслуживающий персонал - работники школы. Педагоги – воспитатели (режиссёр – постановщик школьного театра “Наш современник” и руководитель литературного салона “Лира”) организуют жизнедеятельность участников смены, осуществляют их воспитание, проводят мероприятия, способствующие их развитию, следят за соблюдением режима дня, организуют досуг, вовлекают детей в художественное творчество, проводят “игровой практикум”. Психолог – проводит занятия, направленные на сохранение и обеспечение психологического здоровья детей и их родителей, оказывает помощь участникам смены, родителям, педагогическим коллективу в вопросах развития и воспитания посредством психологического консультирования. Работа осуществляется по программе “Школа доверия и понимания”. Музыкальный руководитель организует и проводит музыкальные часы, обеспечивает музыкальное сопровождение театральных постановок. Учитель физкультуры организует и проводит зарядку и спортивно-оздоровительные мероприятия. Медицинский работник проводит осмотр детей и родителей, сотрудников лагеря, осуществляет медицинский и санитарно – эпидемиологический контроль за работой лагеря. Проводит комплекс мероприятий по витаминизации и закаливанию. Привлеченным специалистом является режиссер районного народного театра. Режиссёр – выбирает репертуар, организует основную постановку спектакля, формирует состав постановочной группы, проводит работу со всем творческим коллективом. Из родителей – участников смены назначаются руководители творческих мастерских: “Пластика”, “Художественное чтение”, “Актёрское мастерство”. Они принимают участие в изготовлении декораций, пошиве театральных костюмов и постановках спектаклей.
2. Материально-технические условия предусматривают:
- финансирование за счёт средств фонда социального страхования, управления социальной защиты населения, средств местного бюджета.
- использование для реализации проекта всех необходимых помещений, имеющихся в школе.
- использование технических средств: компьютер, мультимедийный проектор, телевизор, видеомагнитофон, цифровой фотоаппарат, видеокамера.
3. Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой для лагеря с дневным
пребыванием документации,
- наличие специальной литературы (по основам
театрального искусства)
- проект смены,
- проведение инструктивно-методических
совещаний с участниками проекта.
Содержание проекта
Содержание данной смены строится по четырём направлениям деятельности лагеря: развитие творческих способностей, гражданско-патриотическое воспитание, оздоровление, психолого-педагогическое сопровождение родителей и детей в лагере.
Реализуется через систему учебно- развивающих блоков:
- “Азбука театра” - приобщение к искусству, активное включение всех участников проекта в творческий процесс через постановку спектакля, проведение конкурсов и участие в работе творческих мастерских.
- “Моя родословная” - формирование уважительного, бережного отношения к семейной истории историческому прошлому, обычаям, традициям и реликвиям семьи через конкурсы, беседы, творческие встречи, диспуты.
- “Край родной открывает тайны” - расширение и углубление знаний детей в области истории родного посёлка, культуры своего народа; создание условий для повышения активности собственной гражданской позиции, своего отношения к действительности через экскурсии, конкурсы, викторины.
- “Спортивный марафон” - пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья всех участников проекта через соревнования, спортивные праздники, ежедневное проведение утренней зарядки.
- “Школа доверия и понимания” - программа психолого-педагогического сопровождения родителей и детей, предусматривающая тренинги, проведение диагностических исследований, анкетирование, индивидуальные и групповые консультации.
Работа в блоках предусматривает прохождение следующих этапов: информационно–познавательного (овладение основами знаний на занятиях в творческих мастерских “Актёрское мастерство”, “Художественное чтение”, “Пластика” в разделе теория); операционно-деятельностного (формирование умений самостоятельно выполнять задания педагогов-воспитателей, руководителей творческих мастерских); практико-ориентационного (овладение навыками работы и практическая деятельность).
Вся жизнь лагеря осуществляется по составленному и утверждённому на общем собрании плану смены и распорядку дня. Приложение 2, Приложение 3.
Схема управления проектом.
Механизм реализации проекта
Организация деятельности профильной смены включает в себя следующие этапы:
1. Подготовительный этап (март-май):
- разработка проекта профильной смены, моделирование содержания, основных форм и методов работы, системы управления, логики развития смены;
- формирование группы участников профильной смены лагеря;
- подготовка кадров для работы в лагере;
- составление сметы расходов на содержательную часть проекта, приобретение дополнительного театрального инвентаря, поиск социальных партнеров;
- работа над драматургическим материалом итогового спектакля.
2 Этап реализации (3-16 июня):
- организационный период (3-5 июня);
- психолого-педагогическая диагностика интересов, способностей, возможностей семейных коллективов;
- формирование основ самоуправления в лагере;
- основной период смены (6-13 июня);
учебно-демонстрационный (6-9 июня)
- приобретение знаний детьми в творческих мастерских;
- репетиции;
- встречи с интересными, творческими людьми;
- проведение тренингов родительской компетентности;
- организация спортивных соревнований и походов;
- осуществление экскурсий и посещение театра.
Демонстрационно-закрепляющий (10-13 июня)
- приобретение знаний детьми в творческих мастерских;
- организация разнообразной творческой деятельности в рамках проект при активном участии детей в ее разработке и проведении;
- выступление с театральными миниатюрами в других ОУ района;
- репетиции;
- проведение тренингов родительской компетентности;
- проведение игровых программ и конкурсов, спортивных состязаний, патриотических акций и т.п. с показом детских достижений и приобретений в ходе реализации проекта.
- заключительный период (14-16 июня)
- анализ реализации проекта смены;
- прогнозирование деятельности творческой смены лагеря на будущий период.
В лагере предполагается организация деятельности органов самоуправления. Высший орган самоуправления – общее собрание лагеря - утверждает план работы, законы смены и распорядок дня. Художественный совет - высший исполнительный орган самоуправления - состоит из представителей детского (“Юность”) и родительского (“Совет мудрейших”) коллективов. Он руководит работой секторов, подготовкой творческих мероприятий, владеет информацией смены, подводит итоги прожитого дня. Участники смены объединяются в сектора добровольно и на постоянной основе. Из труппы каждого сектора по одному представителю на выборной основе (ребёнок или родитель) входят в художественный совет. Приложение 4.
Сектор “ЗОЖ” (Здоровый образ жизни) – ежедневно проводит утреннюю зарядку, спортивные праздники, соревнования.
Сектор “Творчество” - разрабатывает, организует и проводит творческие мероприятия, конкурсы.
Сектор “Информбюро” - собирает информацию о жизни смены, освещает её через средства массовой информации (стенд “Театральный вестник”, рейтинговая таблица участия в делах смены).
Сектор “Краевед” - организует экскурсии, походы и прогулки по родному краю.
В творческих мастерских “Художественное чтение” “Актёрское мастерство”, “Пластика” занятия проводятся по - 2 часа в неделю в соответствии с обучающими курсами. Приложение 5.
Ожидаемые результаты
- Освоение новых методов и форм организации совместной каникулярной жизнедеятельности детей и взрослых в условиях профильного театрального лагеря.
- Расширение психолого-педагогической культуры родителей.
- Творческая самореализация детей и родителей.
- Улучшение физического здоровья и развитие физического потенциала участников смены.
- Возникновение новых дружеских и культурных связей.
- Расширение и углубление знаний детей в области истории родного посёлка, культуры своего народа.
Способы оценки результативности реализации проекта
В течение лагерной смены предусматривается организация всех видов анализа: проведённого дела, пережитого дня, стиля взаимоотношений, работы органов самоуправления, участия в жизнедеятельности лагеря.
На каждом уровне анализа и рефлексии предусматриваются определённые формы диагностики:
- на личностном уровне – анкеты, диагностические интервью, опросы, цветопись;
- на уровне лагеря - Художественный совет, выпуск “Театрального вестника”;
- на уровне педагогического коллектива – ежедневные планёрки, текущие и итоговый педагогические советы, освещение итогов реализации проекта “Семья + театр” в средствах массовой информации.
Результат деятельности профильной смены летнего лагеря “Семья + театр”” — не только сам спектакль, не только выросшее исполнительское мастерство участников, но и созданный в рамках смены дружный коллектив детей и родителей.
Перспективы развития проекта
Литература
- Ершов П. Ш. Технология актёрского искусства. 2-е изд. М., 1992.
- Мочалов Ю. А. Первые уроки театра. М., 2005.
- Пакилёва Н. П., Кузнецова Л. В. Решаем и планируем вместе. (Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха) М., НИИ семьи, 1998.
- Психолого-педагогические и социальные модели профилактики асоциального поведения несовершеннолетних. – Министерство образования и науки Нижегородской области. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004.
- Сборник. Огромный мир лета. Департамент образования Нижегородской области, 2007.
- Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности школьников. М.: ВЛАДОС, 2001.
- Штейнберг Е. Б., Белкин А.А. В помощь организатору летнего отдыха детей. (Сборник методических материалов) М., центр новаций АПН СССР, 1991.
- Штейнберг Е. Б., Белкин А.А. Игровые программы в лагере. (Из опыта работы) М., центр новаций АПН СССР, 1991.