Цели:
- Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.
- Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: “Родина - что это значит?”
- Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала.
- Создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков.
- Обеспечить закрепление понятий: малая Родина, большая Родина, краса родного края, музейный предмет.
Оборудование:
- учебник “Окружающий мир”, 2 класс. Автор Н.Ф. Виноградова;
- тексты с информацией о селе, о школе;
- карточки с заданием;
- толковый словарь С.И. Ожегова;
- физическая карта России;
- музейный предмет: подлинный рушник;
- виды орнаментов;
- заготовки рушников;
- магнитофон, запись;
- клей, кисточки.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Проверка готовности к уроку.
- Правила поведения в музее.
- Вступительное слово учителя.
- Ребята, урок у нас сегодня необычный. Он проходит в школьном музее. Музей – это место, где хранятся предметы старины. Они нам будут помогать сегодня в работе. Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сегодня сопутствует удача.
Мы продолжаем работу над поставленным на прошлом уроке вопросе:
(Дети читают)
Родина – что это значит?
Что же для вас значат слова: Большая Родина?
(Вывешивается табличка, ответ детей)
2. Проверка домашнего задания.
Существует много слов, которые являются родственниками слову – Родина. Откуда произошло само слово? На сегодняшний урок Желябовская А. готовила задание вместе с родителями по толковому словарю С.И.Ожегова. Давайте послушаем, что же ей удалось узнать.
(Слово “Родина” произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду. Слова, близкие по значению слову Родина : Родить, родители, родич, родня, родословная, народ ).
Вы тоже подготовили творческое задание: стихи о Родине.
(Выступление детей)
3. Актуализация субъектного опыта.
Учитель: Итак, ребята, мы продолжаем поисковую работу: “Родина – что это значит?”
Проблемная ситуация: Учитель держит в руках узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: “ Как вы думаете, что это такое?” (земля)
- Как вы думаете, откуда эта земля?
(Ответы детей)
Учитель: Да, это земля наша, белгородская. Человек, уезжая навсегда из родных мест, берёт с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего?
(Ответы детей)
Учитель: Существует такое выражение: “Мать - родна земля”.
Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек.
Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов. В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине. Помните их?
(Ответы детей)
Учитель: Как вы думаете, о чём речь пойдёт на сегодняшнем уроке?
(Ответы детей)
Правильно, мы будем говорить о нашей малой родине, о родном крае.
(Вывешивается табличка: малая Родина)
4. Изучение новых знаний и способов деятельности.
- Работа по учебнику, стр.53
(Чтение и обсуждение статьи)
Творческая работа: Представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне и спрашивают вас: “ Что значит для вас Ближняя Игуменка?”
Постарайтесь им объяснить, как можно короче. Им некогда, они скоро улетают.
(Ответы детей: село, храм, школа, родители, дом.)
- Давайте обобщим.
Ученик: Игуменка – это село с храмом, со школой и домом, где я живу с родителями.
- А если инопланетянам захочется узнать подробнее о нашем селе? Давайте подготовимся основательно.
Работа в группах (детям раздаются заранее подготовленные тексты о селе, школе):
- Дети по группам читают тексты .
- Выступление по 1 человеку от группы.
Работа по школьному стенду: “Моя тихая Родина”.
Каждый край чем-то знаменит. Наше село может гордиться не только храмом, школой, красивыми домами. Главная ценность – это люди, которые здесь проживают.
(Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, о Герое Социалистического Труда Даньшине Н.Н.)
Любой край, область, даже небольшое село, как наше, по своему неповторимы. В каждом месте-своеобразная природа ,красота. Что такое красота? Как вы понимаете это слово?
(Ответы детей)
Учитель: Красота – это не только природа, музыка, но и вещи, созданные руками человека. Память о людях – умельцах хранится в музее. У нас тоже имеются предметы старины. Краса родного края может быть запечатлена в разных предметах:
(Фото – рисунок – поэт. образ – музыкальный образ - предметы быта)
Работа с экспозицией “История быта крестьянской Белгородчины”.
- Вы уже знакомы с этой экспозицией. Здесь мы видим предметы быта крестьян. Все они сделаны руками человека. Мы можем гордиться своими предками.
(Работа с экспонатами)
Рисунок.
- Ребята, а есть ещё один музейный предмет, в котором люди выражали свою любовь к родному краю.
Послушайте загадку, и отгадайте, что это:
Топили, колотили, мяли,
Трепали, рвали, крушили,
Ткали, на стол послали.
(Полотенце, рушник)
Рушник – так говорили наши предки.
Раньше его называли утиральник. В словаре В.И. Даля он называется так: полотнище для утирания лица и рук.
5. Первичная проверка понимания изученного.
На занятиях в кружке мы с вами говорили о процессе изготовления ткани. Попробуйте установить очерёдность в работе:
Задание на карточке:
- ткали холст
- пряли нитки
- выдернули лён с корнем
- отмочили в речке и высушили на лугу
- сделали полотенце
- вытрепали лён
- посеяли льняное семя
Молодцы, ребята. А теперь послушайте мой рассказ.
Представьте себе: Длинный, зимний вечер. За окном вьюга играет, а в тёплой избе сидит молодая девушка и с любовью, старанием, узор к узору вышивает рушник.
(Звучит музыка)
Большую роль в жизни человека играл вышитый рушник. Он сопровождал его от рождения до самой смерти. С ним встречали дорогих гостей хлебом-солью. Не менее 40 рушников необходимо было вышить девушке к свадьбе. Их тщательно берегли и передавали по наследству. Женщины проводили долгие часы за этим рукоделием.
Вышивать учили с детства. Девочке в 9-10 лет давали аршин (72см) ткани, сотканного из конопли, где очень хорошо видна структура, и на этом куске материала она вышивала свои первые простые узоры. Увидит красивый узор у соседки, подружки – вышьет. Со временем на холсте появлялась целая коллекция образцов вышивки.
(Показ)
Украшали рушники орнаментом – это специальные знаки, которые отражали уклад жизни крестьян.
Прямая линия | _______________________ |
Крест | +++++++++++++++++++++ |
Полукрест | VVVVVVVVVVVVVVVV |
Козлик | XXXXXXXXXXXXXXXX |
Это образцы шитья, но каждая вышивальщица добавляла что-то от себя, изменяла и усложняла узор. Так из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и техника их исполнения.
Вышивка – в основном, область женского труда и творчества. А какие вещи украшались вышивкой?
Дети:
- Одежда: рубахи, кофты, фартуки и т.д.
- Предметы быта: рушники, занавески и т.д.
Учитель: Внимательно посмотрите на образцы рушников, на их узор. А теперь скажите, что на них изображено? (показ). Цветы, деревья, листья; животные и птицы; фигуры.
- Первый секрет вышивки – всё, что изображает она, называется орнаментом.
- Второй секрет – они бывают: растительные, животные, геометрические.
Особенность нашего региона – сочетание этих орнаментов, т.е. в одной вышивке встречаются разные орнаменты.
Мастерица непросто украшала своё изделие, она высказывала пожелания.
(Знакомство со знаками орнамента)
6. Закрепление и применение изученного.
- Давайте и мы сейчас, как наши предки, попробуем составить орнамент для украшения рушника.
(Предлагается вырезанный рушник, на который дети наклеивают знаки орнамента)
Показ выполненных работ.
7. Обобщение и систематизация.
- Ребята, вы хорошо поработали и много узнали о Большой и малой Родине. Можем ли мы теперь дать ответ на вопрос: “Родина – что это значит?”
(Ответ детей)
Страна, в которой живём, дом, где родился, берёзка у родного порога, место, где жили предки.
Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.
Вам было дано задание: узнать о своих предках (где они жили, чем занимались).
Игра “Географы”
(Надо показать на карте место, где жили ваши родственники, откуда пошёл ваш род).
8. Информация о домашнем задании.
- Учебник, стр.53
- Творческое задание: составить родословную своей семьи.
9. Подведение итогов урока.
10. Этап рефлексии.
Использованная литература:
- Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В., Рукотворная краса земли Белгородской – учебно-методическое пособие, Белгород, 2000 г.
- Асмалов А.Г. Психология личности. -М., 1990 год.
- Соболева М. "Белогорье, синие дали". Фотоальбом о Белгородской области, -Планета, 1984 год.
- Жиров М.С., Народная художественная культура Белгородчины. -Белгород. 2000 год.