Методическая разработка урока окружающего мира с использованием элементов музейной педагогики (по программе "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению по теме: “Родной край – частица Родины”.
  2. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы: “Родина - что это значит?”
  3. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого материала.
  4. Создать условия для развития у школьников познавательного интереса, нравственного отношения к истории и культуре родного края, к живому наследию своих предков.
  5. Обеспечить закрепление понятий: малая Родина, большая Родина, краса родного края, музейный предмет.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”, 2 класс. Автор Н.Ф. Виноградова;
  • тексты с информацией о селе, о школе;
  • карточки с заданием;
  • толковый словарь С.И. Ожегова;
  • физическая карта России;
  • музейный предмет: подлинный рушник;
  • виды орнаментов;
  • заготовки рушников;
  • магнитофон, запись;
  • клей, кисточки.

Ход урока:

1. Организационный момент.

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Правила поведения в музее.
  3. Вступительное слово учителя.

- Ребята, урок у нас сегодня необычный. Он проходит в школьном музее. Музей – это место, где хранятся предметы старины. Они нам будут помогать сегодня в работе. Давайте улыбнёмся друг другу, и пусть нам сегодня сопутствует удача.

Мы продолжаем работу над поставленным на прошлом уроке вопросе:

(Дети читают)

Родина – что это значит?

Что же для вас значат слова: Большая Родина?

(Вывешивается табличка, ответ детей)

2. Проверка домашнего задания.

Существует много слов, которые являются родственниками слову – Родина. Откуда произошло само слово? На сегодняшний урок Желябовская А. готовила задание вместе с родителями по толковому словарю С.И.Ожегова. Давайте послушаем, что же ей удалось узнать.

(Слово “Родина” произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас - потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду. Слова, близкие по значению слову Родина : Родить, родители, родич, родня, родословная, народ ).

Вы тоже подготовили творческое задание: стихи о Родине.

(Выступление детей)

3. Актуализация субъектного опыта.

Учитель: Итак, ребята, мы продолжаем поисковую работу: “Родина – что это значит?”

Проблемная ситуация: Учитель держит в руках узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: “ Как вы думаете, что это такое?” (земля)

- Как вы думаете, откуда эта земля?

(Ответы детей)

Учитель: Да, это земля наша, белгородская. Человек, уезжая навсегда из родных мест, берёт с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего?

(Ответы детей)

Учитель: Существует такое выражение: “Мать - родна земля”.

Частичку материнского сердца, горсть земли берёт с собой человек.

Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов. В народе сложено много пословиц и поговорок о России, о Родине. Помните их?

(Ответы детей)

Учитель: Как вы думаете, о чём речь пойдёт на сегодняшнем уроке?

(Ответы детей)

Правильно, мы будем говорить о нашей малой родине, о родном крае.

(Вывешивается табличка: малая Родина)

4. Изучение новых знаний и способов деятельности.

  • Работа по учебнику, стр.53

(Чтение и обсуждение статьи)

Творческая работа: Представьте себе, что к нам прилетели инопланетяне и спрашивают вас: “ Что значит для вас Ближняя Игуменка?”

Постарайтесь им объяснить, как можно короче. Им некогда, они скоро улетают.

(Ответы детей: село, храм, школа, родители, дом.)

- Давайте обобщим.

Ученик: Игуменка – это село с храмом, со школой и домом, где я живу с родителями.

- А если инопланетянам захочется узнать подробнее о нашем селе? Давайте подготовимся основательно.

Работа в группах (детям раздаются заранее подготовленные тексты о селе, школе):

  • Дети по группам читают тексты .
  • Выступление по 1 человеку от группы.

Работа по школьному стенду: “Моя тихая Родина”.

Каждый край чем-то знаменит. Наше село может гордиться не только храмом, школой, красивыми домами. Главная ценность – это люди, которые здесь проживают.

(Рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, о Герое Социалистического Труда Даньшине Н.Н.)

Любой край, область, даже небольшое село, как наше, по своему неповторимы. В каждом месте-своеобразная природа ,красота. Что такое красота? Как вы понимаете это слово?

(Ответы детей)

Учитель: Красота – это не только природа, музыка, но и вещи, созданные руками человека. Память о людях – умельцах хранится в музее. У нас тоже имеются предметы старины. Краса родного края может быть запечатлена в разных предметах:

(Фото – рисунок – поэт. образ – музыкальный образ - предметы быта)

Работа с экспозицией “История быта крестьянской Белгородчины”.

- Вы уже знакомы с этой экспозицией. Здесь мы видим предметы быта крестьян. Все они сделаны руками человека. Мы можем гордиться своими предками.

(Работа с экспонатами)

Рисунок.

- Ребята, а есть ещё один музейный предмет, в котором люди выражали свою любовь к родному краю.

Послушайте загадку, и отгадайте, что это:

Топили, колотили, мяли,
Трепали, рвали, крушили,
Ткали, на стол послали.
(Полотенце, рушник)

Рушник – так говорили наши предки.

Раньше его называли утиральник. В словаре В.И. Даля он называется так: полотнище для утирания лица и рук.

5. Первичная проверка понимания изученного.

На занятиях в кружке мы с вами говорили о процессе изготовления ткани. Попробуйте установить очерёдность в работе:

Задание на карточке:

  • ткали холст
  • пряли нитки
  • выдернули лён с корнем
  • отмочили в речке и высушили на лугу
  • сделали полотенце
  • вытрепали лён
  • посеяли льняное семя

Молодцы, ребята. А теперь послушайте мой рассказ.

Представьте себе: Длинный, зимний вечер. За окном вьюга играет, а в тёплой избе сидит молодая девушка и с любовью, старанием, узор к узору вышивает рушник.

(Звучит музыка)

Большую роль в жизни человека играл вышитый рушник. Он сопровождал его от рождения до самой смерти. С ним встречали дорогих гостей хлебом-солью. Не менее 40 рушников необходимо было вышить девушке к свадьбе. Их тщательно берегли и передавали по наследству. Женщины проводили долгие часы за этим рукоделием.

Вышивать учили с детства. Девочке в 9-10 лет давали аршин (72см) ткани, сотканного из конопли, где очень хорошо видна структура, и на этом куске материала она вышивала свои первые простые узоры. Увидит красивый узор у соседки, подружки – вышьет. Со временем на холсте появлялась целая коллекция образцов вышивки.

(Показ)

Украшали рушники орнаментом – это специальные знаки, которые отражали уклад жизни крестьян.

Прямая линия _______________________
Крест +++++++++++++++++++++
Полукрест VVVVVVVVVVVVVVVV
Козлик XXXXXXXXXXXXXXXX

Это образцы шитья, но каждая вышивальщица добавляла что-то от себя, изменяла и усложняла узор. Так из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и техника их исполнения.

Вышивка – в основном, область женского труда и творчества. А какие вещи украшались вышивкой?

Дети:

  • Одежда: рубахи, кофты, фартуки и т.д.
  • Предметы быта: рушники, занавески и т.д.

Учитель: Внимательно посмотрите на образцы рушников, на их узор. А теперь скажите, что на них изображено? (показ). Цветы, деревья, листья; животные и птицы; фигуры.

  • Первый секрет вышивки – всё, что изображает она, называется орнаментом.
  • Второй секрет – они бывают: растительные, животные, геометрические.

Особенность нашего региона – сочетание этих орнаментов, т.е. в одной вышивке встречаются разные орнаменты.

Мастерица непросто украшала своё изделие, она высказывала пожелания.

(Знакомство со знаками орнамента)

6. Закрепление и применение изученного.

- Давайте и мы сейчас, как наши предки, попробуем составить орнамент для украшения рушника.

(Предлагается вырезанный рушник, на который дети наклеивают знаки орнамента)

Показ выполненных работ.

7. Обобщение и систематизация.

- Ребята, вы хорошо поработали и много узнали о Большой и малой Родине. Можем ли мы теперь дать ответ на вопрос: “Родина – что это значит?”

(Ответ детей)

Страна, в которой живём, дом, где родился, берёзка у родного порога, место, где жили предки.

Родина – это и отечество, страна, и место рождения человека.

Вам было дано задание: узнать о своих предках (где они жили, чем занимались).

Игра “Географы”

(Надо показать на карте место, где жили ваши родственники, откуда пошёл ваш род).

8. Информация о домашнем задании.

- Учебник, стр.53

- Творческое задание: составить родословную своей семьи.

9. Подведение итогов урока.

10. Этап рефлексии.

Использованная литература:

  1. Ботова С.И., Приставкина Т.А., Рябчиков А.В., Рукотворная краса земли Белгородской – учебно-методическое пособие, Белгород, 2000 г.
  2. Асмалов А.Г. Психология личности. -М., 1990 год.
  3. Соболева М. "Белогорье, синие дали". Фотоальбом о Белгородской области, -Планета, 1984 год.
  4. Жиров М.С., Народная художественная культура Белгородчины. -Белгород. 2000 год.