Повседневная жизнь ребенка сложна и многообразна. Она сопряжена с обучением, ориентировкой в пространстве, восприятием окружающей действительности, самоконтролем и регуляцией поведения. Все это требует от ребенка напряженного внимания, оперативного мышления, соответствующей памяти, быстроты и точности реакции и ряда других качеств. Иногда эти требования оказываются на грани психологических и физиологических возможностей слабовидящего или незрячего ребенка.
Известно, что утраченные, нарушенные функции организма компенсируются за счет других, нормально действующих функций. Это действует в случае нарушения зрительного анализатора. Происходит компенсация его нарушенных функций за счет сохранных анализаторов. Компенсация нарушенных функций - это сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате, каких либо функций.
Слепой или слабовидящий ребенок имеет все возможности для высокого уровня психического развития и полноценного познания окружающего мира с опорой на сохранную анализаторную сеть. В условиях специального обучения формируются адекватные приемы и способы использования слухового, кожного, обонятельного, вибрационного и других анализаторов, представляющих сенсорную основу для развития психических процессов. Благодаря этому развиваются высшие формы познавательной деятельности, которые являются ведущими в компенсаторной перестройке восприятия.
Среди слепых и слабовидящих встречаются дети со сложными формами аномального развития (различными нарушениями речи, двигательной сферы, снижением слуха, осязания и др.). Различные по характеру и глубине нарушения двигательной сферы. А также снижение слуха и тактильной чувствительности требуют применения в процессе обучения и воспитания индивидуальных средств коррекции. При этом важное значение имеет дифференцированный подход, учитывающий общие закономерности и специфические особенности развития детей с глубоким нарушением зрения и тотально слепых детей.
Коррекция - процесс преодоления или ослабления нарушений психического и физического развития, обусловленных зрительной недостаточностью.
Известно, что развитие детей с нарушением зрения обусловлено единством биологических и социальных факторов и зависит от клинической формы заболевания органов зрения, от сохранности слухового, двигательного и кожного анализаторов, от уровня развития психической сферы, от возраста, в котором утрачено зрение. А также от содержания, форм и методов обучения и воспитания.
Содержание и дидактические приемы коррекционной работы строятся дифференцированно, сообразуя с возрастом детей, структурой и составом нарушенных функций, особенностями восприятия учебного материала.
При отсутствии и глубоком нарушении зрения мобилизуется деятельность сохранных анализаторов, повышается острота восприятия сохранившихся видов чувствительности. Этому способствует тренировка, упражнение органов чувств в условиях целенаправленной деятельности.
В школе-интернате III вида № 33 г. Новочеркасска Ростовской области учителями коррекционных дисциплин Тимофеевой Татьяной Борисовной и Алышевой Светланой Валентиновной разработана авторская программа "Коррекция сохранной сенсорной сферы и мыслительной деятельности учащихся". Цель курса - восстановление и обогащение связей между слабовидящими или незрячими детьми и средой. Она направлена на обучение детей способам и приемам пользования сохранными органами чувств (осязанием, слухом, обонянием) и совершенствование их мыслительной деятельности.
Отмечено, что развитие осязания, слуха, обоняния, координации, ловкости и точности у слабовидящих и незрячих детей наблюдается, когда ребенок сталкивается с необходимостью решения определенных познавательных или трудовых задач: опознание предметов, ориентации в пространстве. В этих случаях успешность деятельности зависит от качества различных форм, размеров, величины, фактуры и других признаков предметов и явлений, что стимулирует развитие и совершенствование осязания, обоняния, слуха, двигательной сферы. В этом аспекте основными задачами являются:
- оказание содействия слабовидящим и незрячим детям на пути преодоления или ослабления недостатков психического и физического развития и активного взаимодействия с окружающей социальной и природной средой;
- формирование способностей к обнаружению, различению и опознанию предметов, координации движений рук, головы;
- развитие взаимодействия сенсорных функций;
- обогащение представлений;
- активизация мыслительных операций, способствующих формированию и развитию аналитико-синтетического визуального мышления в процессе опознания и действий с предметами;
- расширение специальных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- развитие пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений;
- совершенствование практической деятельности;
- обучение слабовидящих и незрячих детей здоровьесбережению;
- подготовка слабовидящих и незрячих детей к самостоятельной жизни.
Помогает на занятиях всеми любимый в нашей школе Крошка Крот. Всем известно, что кроты отроду слепы, и это импонирует незрячим школьникам.
Приводим примеры коррекционных занятий, в которых Крошка Крот помогает незрячим обучающимся, воспитанникам овладеть приемами осязательного восприятия.
Развитие мелкой моторики и осязательного восприятия
Занятие 1
Цели:
обучение
- приемам различия свойств поверхностей и величины предметов при осязании;
- здоровьесбережению: правильная посадка за столом, профилактика сколиоза;
- развитие сохранной сенсорной сферы и мыслительной деятельности незрячих и слабовидящих учащихся:
- осязательного восприятия и мелкой моторики, обоняния;
- мышления, внимания, памяти;
- ориентировки в пространстве;
воспитание
- усидчивости, аккуратности;
- чувства солидарности, желания помочь товарищам.
Оборудование: смесь разных круп (рисовая, гречневая, пшеничная, перловая крупы, горох, фасоль, овсяные хлопья) и макаронных изделий (макароны, лапша, вермишель и т.п.); баночки с наименованием круп и макаронных изделий (названия написаны плоско-печатным шрифтом и рельефно-точечным шрифтом по Брайлю).
Ход занятия
1. Оргмомент.
Приветствие.
2. Объявление темы и цели занятия.
К нам сегодня в гости опять пришел наш старый приятель Крошка Крот. И пришел он к нам за помощью. К нему придут друзья. Он хотел угостить их вкусной рисовой кашей и сварить вермишелевый суп, но приготовленная мамой крупа и макаронные изделия, для каши и супа, рассыпались и перемешались. Давайте ему поможем.
3. Основная часть занятия.
У нас есть смесь круп, смесь макаронных изделий и баночки, на которых наклеены названия круп и макаронных изделий, нам надо разобрать крупы и макаронные изделия и разложить их по баночкам с соответствующим названием. Начнем с макаронных изделий. Затем будем сортировать крупы.
- При разборе подробно описываем внешний вид крупы и макаронных изделий: размер, форму, запах, цвет (для детей с остаточным зрением).
Обращаем внимание обучающихся на правильную посадку за столом с целью профилактики сколиоза.
- В конце работы отставляем в сторону необходимые крупу и макаронные изделия.
4. Итог занятия.
- Чем мы занимались на этом занятии?
- Получилось ли у нас помочь Крошке Кроту? Почему?
- Крошка Крот теперь встретит своих друзей вкусной кашей и наваристым супом, а нам он говорит: "Большое спасибо".
Занятие 2
Цели:
обучение
- приемам различия свойств поверхностей и величины предметов при осязании;
- здоровьесбережению: правильная посадка за столом, профилактика сколиоза;
- развитие сохранной сенсорной сферы и мыслительной деятельности незрячих и слабовидящих учащихся:
- осязательного восприятия и мелкой моторики, обоняния;
- мышления, внимания, памяти;
- ориентировки в пространстве;
воспитание
- усидчивости, аккуратности;
- чувства солидарности, желания помочь товарищам.
Оборудование: лотки с овощами и фруктами и наклеенными названиями овощей и фруктов, муляжи или натуральные фрукты и овощи, корзины.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Приветствие.
2. Объявление темы и цели занятия.
У нас снова в гостях Крошка Крот. Он очень благодарен нам за помощь, и сегодня он опять за ней пришел. Мама попросила его сходить на рынок и купить овощи, фрукты, и дала ему список необходимых продуктов. Но Крошка Крот не знает, как выглядят большинство из них. А вы, ребята, знаете? Давайте ему поможем, сходим с ним на рынок и наполним ему корзинки. В одну корзинку положим овощи, а в другую - фрукты.
3. Основная часть занятия.
Мама дала Крошке Еноту список, в котором указаны все фрукты и овощи, которые он должен приобрести (названия написаны плоско-печатным шрифтом и рельефно-точечным шрифтом по Брайлю):
Капуста, тыква, айва, лимон, кабачок, груша, киви, апельсин, гранат, свёклы, моркови, баклажан, пастернак, банан, картофель, луковица, яблоко.
- При разборе подробно описываем внешний вид фруктов и овощей: размер, форму, цвет (для детей с остаточным зрением) и запах.
Обращаем внимание обучающихся на правильную посадку за столом с целью профилактики сколиоза.
- В конце работы отставляем в сторону корзины с овощами и фруктами.
4. Итог занятия.
-Чем мы занимались на этом занятии?
- Получилось ли у нас помочь Крошке Кроту? Почему?
- Ну вот, мы всё купили, и теперь Крошка Крот может идти домой, думаю, его мама будет довольна.
- А вам, ребята, большое спасибо за помощь.