Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему миру, единства с ним, необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Приложение 1
Приложение 2
Презентацию и приложения можно получить у
автора статьи.
Экологическая культура есть результат образования, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. Начинать экологическое образование и воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Особенно актуальной проблемой в современной начальной школе становится развитие у младших школьников потребностей и определенных умений творческой деятельности.
В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. При этом развитие экологической культуры происходит тем успешнее, чем большую нагрузку получают не только слух и зрение, но и другие органы чувств под воздействием музыки, живописи, поэзии, танца.
В младшем школьном возрасте преобладающую роль в становлении и развитии отношений играют эмоциональные процессы. Мотивы и эмоции служат своеобразными сигналами о силе отношения – положительной, отрицательной, противоречивой или безразличной. Важнейшей составной частью отношений детей к окружающей среде является выражение ими определенных чувств к многообразным проявлениям жизни на Земле, к обилию красок, форм, звуков, ароматов. У учащихся необходимо воспитывать эстетическую и нравственную отзывчивость на прекрасное и экологически неприемлемое в окружающей среде, в поведении людей. Рассмотрим отражение природы в театральном творчестве.
У детей младшего школьного возраста часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развита память, внимание. Самой короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – игра, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним, активизируют мыслительные процессы и познавательный интерес; помогают овладению навыками общения и коллективного творчества. В то же время психологи отмечают, что способность создания образов силой воображения является одним из способов совершенствования мыслительных процессов.
Театр можно рассматривать как дидактическое средство. Природные взаимосвязи и процессы детям легче осознать, если они представлены в игровой, персонализированной форме. Часто приходилось рассматривать моральные и правовые нормы в поведении героев. Основное значение имеет состояние душевного комфорта, уверенности в себе, которое возникало в ходе подготовки представления. Терпение, бережливость, аккуратность формировалось при изготовлении костюма. Диалог строился с учетом особенностей детского восприятия, сопровождался и усиливался интонационно и музыкальным оформлением.
Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого. Это помогало острее реагировать на поведение окружающих людей и животных и представляло возможность выразить свое отношение через определенные действия – приласкать, погладить, утешить, сказать теплые слова. Театр позволил создать реальную возможность для выражения себя в той или иной нравственной ситуации. Подбор материала и ролей для каждого ученика помогал пережить эмоции, связанные с осознанием сопереживания и деятельностного сострадания. Условием формирования нравственных отношений у младших школьников стало овладение ими системой обобщенных понятий, как индивидуальность, честь, достоинство, права, любовь, дружба, милосердие.
Театральные постановки помогли расположить ребенка к общению, учить детей слушать и слышать друг друга, совместно усваивать нравственные понятия, вырабатывать собственную позицию, пробуждать в детях мотивацию на взаимодействие, на душевное, доверительное общение в семье вокруг категорий “счастье, добро, любовь”. Постановки доставили удовольствие и радость творчества. Помогли более ощутить свою значимость как личности.
Мы приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать тем требованиям-заповедям, которые необходимо выполнять гостям природы: соблюдение тишины, терпение, внимательность.
Творчество – волшебный пропуск во внутренний мир ребенка, и поэтому возможность “играть в театр” – щедрый подарок учителю в формировании нравственных установок, усвоения духовных ценностей, управлении развитием личности не покушаясь на свободу выбора ребенка, свободу воли. Эмоции интегрировали личность, воздействовали на мышление, воображение, мотивировали поведение. Эмоциональность – универсальный для всех видов художественного творчества показатель одаренности. Эмоциональная сфера “соприкасается” с глубочайшими бессознательными пластами духовной жизни. Познание окружающего мира на уроках театрального творчества происходило через переживание, сотворчество, творчество; многообразие художественного пространства раскрывало индивидуальность ребенка как ценность; особая стилистика поведения, тонкость отношений, чистота, радость сотрудничества, духовность общения способствовала формированию здорового микроклимата в коллективе; подводила к осознанию роли каждого человека на земле.
В приложении представлены разработки театральных постановок для учащихся начальной школы.
Литература
- Барышева Т.А. Творчество на уроках искусства в начальной школе. СПб., Издательство, РГПУ. 2000.
- Бурова Л.И. Экологическая практика учащихся начальной школы. Череповец.1999.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М., Педагогический поиск.1999.
- Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества. //Начальная школа. – 1989, № 12, с. 40–44.
- Дерим-Оглу Е.Н., Томилина Н.Г. Материалы к проведению экскурсии в смешанный лес. //Начальная школа. – 1990, № 5, с. 28–34.
- Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. М., Просвещение. 1985.
- Ливитман М.Х. Экология-предмет: интересно или нет? СПб., Союз. 2001.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., Прометей, 1995.
- Львов Л.Р. Школа творческого мышления. М., Дидакт. 1993.
- Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М., Педагогическое общество России. 2002.
- Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. М., ЦГП. 2003.
- Начальная школа. 2003. № 6.
- Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. М.: Просвещение, 1990.
- Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. М., АСАДЕМА. 2000.
- Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников. М., Владос. 2000.
- Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников. М., Педагогическое общество России. 2000.
- Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль. Академия развития. 1997.
Приложение 1
Приложение 2
Презентацию и приложения можно получить у автора
статьи.