Ведущим принципом образования является гуманистическая направленность педагогического процесса. Что понимают под гуманизацией школьного образования?
При всем различии подходов и трактовок большинство исследователей сходятся на мысли, что гуманизация школьного образования предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействии членов школьного коллектива.
Личностно- ориентированное образование ориентировано на ученика, на его личностные особенности, на культуру, на творчество как способ самоопределения человека в культуре и жизни.
Математика является одной из наук, развитие которых служит необходимым условием ускорения научно-технического прогресса. Модернизация системы образования включает в себя естественным образом и модернизацию математического образования. Сегодня время диктует, чтобы дети могли стать конкурентоспособными. А для этого мы должны им привить умение глубоко мыслить, “искрометную “ смекалку, крепкую память и прочные знания. В современном образовании требуется переход от человека, знающего к человеку умеющему. Необходимым условием успешного обучения математике является заинтересованность ученика в процессе познания, стремление к успеху, осознание необходимости обучения.
Личностно – ориентированное обучение осуществляется на основе планомерного и преемственного развития математических понятий, теоретических научных фактов, формирования мировоззрения.
Личностно – ориентированное обучение - это воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью и обучение знаниям и умениям выступает как средство образования. ЛОО предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя в познании и в учебной деятельности. Здесь многое, если не все, зависит от сформированности мотивационной среды, субъектного опыта, состояния здоровья, ценностных ориентаций и установок.
Личностно – ориентированное обучение основывается на следующих педагогических принципах:
- ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА. Никто из нас не любит навязанные действия, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети. Поэтому необходимо предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
При проектировании и построении ситуации выбора необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1) Готовность учащихся к выбору. Прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, надо научить школьников делать выбор в соответствии со своими возможностями. Для этого учитель постепенно вводит ситуации выбора в учебный процесс и формирует у учащихся умение адекватно действовать при совершении выбора. От урока к уроку увеличивается количество вариантов для выбора, усложняются решаемые учениками задачи, возрастают требования к проявлению самостоятельности учащихся.
2) Педагогическая целесообразность создания ситуации выбора. Данная ситуация создается учителем не ради обязательного ее использования на уроке как одного из элементов личностно-ориентированного обучения, а с определенной целью. Учитель должен сам определить на каком этапе урока и при изучении какого содержания использование ситуации выбора будет целесообразным и эффективным.
3) Стимулирование учащихся к выбору. С этой целью учитель четко поясняет каждое из предложенных на выбор учебных заданий, показывает значимость его выполнения, раскрывает критерии его оценки.
4) Аргументация своего выбора. Учащиеся должны уметь обосновывать свой выбор. Для этого учитель должен научить школьников аргументировано объяснять, почему они отдают предпочтение тому или иному избираемому варианту.
5) Успешность деятельности. Предлагая варианты учебных заданий, учитель должен быть, уверен в том, что школьники обладают достаточным объемом знаний, умений и навыков, необходимыми источниками информации для успешного их решения.
6) Защищенность школьников от собственных ошибок. Учащиеся должны быть уверены, что имеют право и на неудачу. Учителю необходимо проанализировать весь процесс деятельности ученика, найти этап, на котором была допущена ошибка, корректно объяснить причины неудачи и обязательно отметить то, что делалось учащимися правильно.
7) Оценка результатов решения выбранного варианта. Учитель, по возможности должен оценить результаты выполнения избранного учащимся варианта учебного задания. Очень важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика.
Перечислим ситуации выбора, касающиеся содержания работы. Это выбор:
- заданий для проведения самостоятельной работы учеником, играющим на уроке роль учителя;
- заданий по теме, чтобы предложить их команде сопернице во время урока-соревнования,
- материала для рассказа об ученом – математике на конкурсе этих рассказов;
- предметов для продажи на уроке аукционе (выбор делает инициативная группа- организатор аукциона);
- разной трудности цикла заданий в ходе изучения темы, а также варианта сложности контрольной работы;
- составление кроссворда;
- сказочной фабулы и персонажей для написания сказки на основе математического материала (на неделе математики).
Широкие возможности в плане создания ситуаций выбора предоставляет работа с учащимися по методу проектов и деятельность по созданию компьютерных презентаций.
- ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ. Необходимо не только давать детям знания, но и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами их знаний.
- ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать. Что значить работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
- ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи. Учитель на уроке отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания.
Для оценки эффективности использования личностно ориентированного обучения я применяю микроисследования и методы, такие как: анкетирование, собеседование, наблюдение, мониторинг динамики досдачи зачетов, изучение адекватности избираемого уровня требований, изучение состава учащихся и т.д.
Существует множество различных методик, вот один из примеров:
Анкета
« Ваше отношение к уроку математики»
1. С каким настроением вы обычно идете на урок математики?
2. Какие виды работы на уроке вам интересны
- объяснение учителя;
- выполнение заданий по индивидуальным карточкам;
- работа с учебником;
- индивидуальные формы работы;
- коллективные формы работы;
- групповые формы работы;
- самопроверка;
- взаимопроверка.
3. Успеваете ли вы усваивать материал на уроке?
4. Сколько времени в среднем у вас уходит на подготовку к уроку математики?
5. Удовлетворяют ли вас результаты вашей работы по математике?
Материалы анкетирования позволяют учителю критически оценить свою работу, проанализировать полученный результат, своевременно скорректировать дальнейшие действия, дать импульс к новым размышлениям.
Изучению личности учащихся, статусное положение детей в классе помогают и такие методы, как социометрия. Чтобы максимально учитывать индивидуальные возможности учащихся и их мотивационные потребности, учитель, прежде чем начинать работать в классе должен составить четкую картину личностных характеристик учащихся. Это в первую очередь, восприятие, виды и уровни внимания, памяти, мышления, тревожности, самооценки. Самое главное учитель должен уметь на каждом уроке мотивировать детей на восприятие того или иного материала. Далее - коммуникабельность, трудолюбие, интерес к предмету, к учению, любознательность, стремление к творчеству.
Если ребенок чувствует себя в классе комфортно и защищено и все происходящее на уроке вызывает у него положительные эмоции и интерес, то возрастает его желание проявить и обогатить свой жизненный опыт, занять открытую позицию в учебном взаимодействии. В личностно-ориентированном процессе обучения изменяется не только содержание и формы общения, вместо преобладающего монолога учителя на уроке широко практикуется диалог, полилог, причем при активном участии всех школьников, независимо от их успеваемости. Учитель старается сделать так, чтобы на уроке каждый ребенок искал свой путь познания, понимания, деятельности, чтобы каждый ученик чувствовал – это «мой урок», для «меня».
Главная особенность, которая помогает педагогу в работе, состоит в том, что поставленное требование доводится до конца, а умение - до навыка. С этой целью даются порционные самостоятельные работы, тем самым отслеживается уровень усвоения, проводится общая диагностика усвоения темы и выявляются пробелы в знаниях и умениях.
Приоритетное место в работе занимает система обобщающих уроков по основным темам курса, на которых не только обобщается материал, но и ведется работа по ликвидации пробелов. Они (уроки) могут быть только для учащихся класса, а могут быть открытыми (для родителей), могут быть нестандартными, нетрадиционными, принимающими формы игр, путешествий, деловых игр.
Использование дидактического материала, индивидуальных заданий, позволяет включать в учебный процесс даже самых слабых учеников.